В июне 1938 года, в то время когда обстановка в Европе обострилась вследствие политического давления гитлеровской Германии, в Белграде был проведен первый
международный авиасалон. Данное мероприятие должно было стать первой в череде «балканских» авиасалонов – этакого аналога парижских выставок. Однако события в
Европе, последовавшие за этим авиасалоном, сделали его повторение невозможным.
Первая выставка в Белграде в полной мере отразила пик политической напряженности в мире и вызванное этим лихорадочное вооружение. Практически единственными
экспонатами выставки стали военные самолеты и их вооружение. Чехословацкая авиационная промышленность была представлена только компанией Avia, но ее присутствие
было ограничено только фотографиями и моделями самолетов.
Молодая и очень динамично развивавшаяся югославская авиастроительная компания использовала белградскую выставку с целью представить миру современные технические
идеи в области боевой авиации, которые планировалось реализовать. В дополнение к представленному на выставке истребителю Икарус ИК-2 в Белграде были
представлены модели новых и очень перспективных самолетов таких как истребитель-моноплан Икарус ИК-3, скоростной бомбардировщик-разведчик Икарус Оркан (при его
разработке в качестве образца был взят неудачный итальянский боевой самолет Breda Ba-88 Lince) и двухмоторный скоростной бомбардировщик-штурмовик ZMAJ R-1.
Модель двухмоторного легкого бомбардировщика-штурмовика Рогожарски R-313 имела для межвоенной Чехословакии особое значение. В первую очередь потому, что его
силовая установка состояла из двух рядных 12-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения Walter Sagitta I-SR мощностью по 500 л.с. (368 кВт) каждый. Вторая
причина интереса заключалась в том, что в то же время в Чехословакии конструкторские бюро авиастроительных компаний также работали над проектами боевых
самолетов и некоторые из них выбрали сходную концепцию двухмоторного самолета с двигателями относительно небольшой мощности (даже с теми же Sagitta).
В то время как чехословацкие проекты оставались на бумаге, югославская компания Рогожарски успела воплотить свой проект в металле и изготовила прототип.
Производство машины было завершено осенью 1939 года и в первые недели 1940 года был передан испытательному подразделению югославских ВВС.
R-313, разработанный конструктором Симой Милутиновичем, был очень перспективным самолетом, в котором отличные аэродинамически чистые линии были объединены с
замечательной технологичностью. Фюзеляж представлял собой чистый монокок с конструкцией из сэндвич-панелей (два слоя тонкой фанеры и слой липового дерева между
ними). Крыло и хвостовое оперение имело деревянный силовой набор и полотняную обшивку, покрытую несколькими слоями краски и отполированную до очень тонкой и
блестящей поверхности.
В носовой части фюзеляжа у передней кромки крыла находилась кабина пилота, имевшего отличный обзор вперед. Пилот мог вести огонь из выступавшей из передней
части фюзеляжа и стрелявшей вперед фиксированной 20-мм пушки Hispano Suiza. В выступе остекления, расположенном в верхней части фюзеляжа, находилась кабина
стрелка-бомбардира, вооруженного 8-мм бельгийским пулеметом компании FN. Используя остекление в полу фюзеляжа, стрелок-бомбардир мог управлять сбросом бомбовой
нагрузки, имевшей максимальную массу 400 кг и расположенной во внутрифюзеляжном отсеке.
Для выполнения основных боевых задач мощности силовой установки было недостаточно, но тем не менее, летные характеристики самолета с двигателями Sagitta и
воздушными винтами Ratier были замечательными.
Весной 1940 года во время проведения государственных испытаний у земли была зафиксирована максимальная скорость 376 км/ч и 460 км/ч на большой высоте. При общей
массе 4270 кг и мощности силовой установки всего 1000 л.с. (735 кВт) эти показатели были удивительными.
В компании Рогожарски планировали, что серийные самолеты получат несколько модифицированный планер и новую силовую установку из двух британских двигателей
Rolls-Royce Merlin или немецких Daimler Benz DB-601. Однако начавшаяся Вторая Мировая война не позволила этим планам реализоваться.
Во время вторжения нацистской Германии в Югославию R-313 находился в составе 603-й учебной эскадрильи военно-воздушных сил и, стремясь спасти самолет от
уничтожения, экипаж перегнал машину на более безопасный аэродром в Мостаре. Перед распадом югославской армии в командовании военно-воздушных сил было принято
решение эвакуировать прототип в Грецию. К сожалению машина была перегружена и во время взлета у нее сломалась стойка шасси. Самолет был брошен и впоследствии
уничтожен. Так закончилась история легкого бомбардировщика-штурмовика R-313, который демонстрировал относительно высокий уровень югославских авиаконструкторов и
который мог стать одним из основных самолетов ВВС Югославии.