Малоизвестная фирма CMASA была основана в 1925 году немецким инженером
Клаудиусом Дорнье и располагалась в городе Марина-ди-Пиза. Первоначально она
носила название Societa di Costruzioni Meccaniche di Pisa и занималась выпуском
по лицензии немецких летающих лодок Dornier Gs.II "Wal", Dornier L "Delphin" и
Dornier E\F. В 1930 году предприятия фирмы были выкуплены итальянским концерном
FIAT, в результате чего название изменили на Costruzioni Meccaniche Aeronautiche
S.A. (CMASA). До 1933 года там продолжался выпуск Dornier Gs.II, одновременно с
производством гидросамолётов G-8 и MF-6 итальянской разработки. С 1938 года
CMASA приступила к выпуску двухместного учебного варианта истребителя FIAT
G.50В.
Инженерами фирмы в течении 1939-1941 гг. проводились работы по установке
на G.50 немецкого двигателя DB 601А (вариант G.50V), а также испытывались
поплавковые варианты истребителей CR.30 (ICR.30) и CR.42 (ICR.42). Впрочем,
наиболее значительной разработкой стало создание поплавкового гидросамолёта
RS.14. Машина создавалась под руководством инженера фирмы FIAT Манлио Стиавелли
при сотрудничестве инженеров Челестино Розателли и Лацаррино.
По схеме это был свободнонесущий среднеплан цельнометаллической конструкции обшитой полотном.
Фюзеляж имел очень чистые аэродинамические формы. В его носовой части разместили
хорошо остекленную кабину бомбардира-наблюдателя, за ней располагалась кабины
пилотов и радиста. В верхней части фюзеляжа установили турель Lanciani "Delta" E
с 12,7-мм пулеметом. Мотоустановка была стандартной для итальянских
многомоторных машин того времени - два двигателя FIAT A-74 RC.38 с
трехлопастными винтами.
Первый прототип (ММ380) был облетан в мае 1939 года летчиком Ф.Трояно (по другим
данным самолёт испытывался Эцио Гуэррой), а несколько позже выпустили и второй
опытный экземпляр (ММ383). Оба самолёт прошли испытания практически без проблем
и были рекомендованы к серийному производству. Соответствующее постановление
вышло в 1940 году, определив сферу использования RS.14 в качестве
разведывательного и патрульного гидросамолёта.
Первые 12 серийных машин поставили авиации флота в мае-ноябре 1941 года.
Самолёты RS.14 I serie (RS.14A, номера ММ.35386 - ММ.35397) были направлены в
148 Esq.RM (148-я эскадрилья морской разведки) и предназначались, по больше
части, для ознакомления пилотов с новой техникой. На некоторых самолётах
дополнительно устанавливали 12,7-мм пулемет Breda-SAFAT в кабине наблюдателя.
Вторая партия из 22 самолётов модификации RS.14 II serie (неофициальное
обозначение RS.14B, номера ММ.35401 - ММ.35422) была выпущена в апреле-июле 1942
г. От первого варианта они отличались усиленным вооружением - по обоим бортам
установили по одному 7,7-мм пулемету, вместо носовой стрелковой установки, а
также под фюзеляжем самолёт нес специальный контейнер для бомб или глубинных
мин. Несмотря на свою немногочисленность RS.14B вели разведку и патрулирование
на Средиземным, Ионическим и Адриатическим морями. Часть самолётов получила
фотоустановку AGR-90, которая размещалась в передней части фюзеляжа и
обслуживалась наблюдателем.
Наиболее многочисленной стала третья серийная модификация RS.14 III serie
(RS.14C, номера ММ.35639 - ММ.35788), выпущенная в количестве 150 экземпляров.
От самолётов второй серии они отличались небольшими изменениями в конструкции
фюзеляжа, а некоторые самолёты снабдили спасательным оборудованием без
возможности несения бомбовой нагрузки.
Неплохие характеристики морского RS.14 позволили конструкторам создать на его
основе бомбардировщик берегового базирования. Самолёт получил обозначение AS.14
и был допущен к испытаниям в 1942 году. В целом, конструкция машины почти не
изменилась. С самолёта сняли поплавки, установив вместо них убираемое колесное
шасси. Вооружение заметно усилили путем монтажа под фюзеляжем 37-мм (по другим
данным 45-мм) орудия и заменой 7,7-мм на 12,7-мм пулеметы, общее число которых в
отдельных зарубежных изданиях оценивается в семь штук. Прототип AS.14
испытывался с 23 августа до середины сентября 1943 года, пока не был разрушен в
результате катастрофы. Данные, полученные при испытаниях самолёта, обнадеживали.
По максимальной скорости и потолку он превзошел поплавковый вариант, однако
после разделения Италии и фактического прихода к власти немцев работы по AS.14
не возобновлялись.
На 3 сентября 1943 года, когда итальянское правительство подписало акт о
капитуляции, в составе Regia Aeronautica числилось 39 гидросамолётов RS.14
различных модификаций. Распределение их по боевым частям было следующим :
-
84o Gruppo на базе Торре-дель-Лаго (140a и 145a Squadriglia, 15 самолётов)
-
85o Gruppo в Таренце (196a и 288a Squadriglia, 5 самолётов)
-
148a Squadriglia в Винья-ди-Валле (4 самолёта)
-
146a Squadriglia в Аяццио на Корсике, 287a Squadriglia в Порто Конте на
Сардинии, 138a Squadriglia в Порто Веккио (вместе 15 самолётов).
С разделом некогда общих итальянских ВВС RS.14 были поделены между немцами и
союзниками примерно поровну. Гидросамолёты союзников действовали с базы
Маринарка, в основном, в разведывательных целях. Последние RS.14 списали только
в 1948 году.