Уголок неба ¦ Fiat RS.14

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   RS.14
       
Разработчик: Fiat
Страна: Италия
Первый полет: 1938
Тип: Бомбардировщик-разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Малоизвестная фирма CMASA была основана в 1925 году немецким инженером Клаудиусом Дорнье и располагалась в городе Марина-ди-Пиза. Первоначально она носила название Societa di Costruzioni Meccaniche di Pisa и занималась выпуском по лицензии немецких летающих лодок Dornier Gs.II "Wal", Dornier L "Delphin" и Dornier E\F. В 1930 году предприятия фирмы были выкуплены итальянским концерном FIAT, в результате чего название изменили на Costruzioni Meccaniche Aeronautiche S.A. (CMASA). До 1933 года там продолжался выпуск Dornier Gs.II, одновременно с производством гидросамолётов G-8 и MF-6 итальянской разработки. С 1938 года CMASA приступила к выпуску двухместного учебного варианта истребителя FIAT G.50В.

Инженерами фирмы в течении 1939-1941 гг. проводились работы по установке на G.50 немецкого двигателя DB 601А (вариант G.50V), а также испытывались поплавковые варианты истребителей CR.30 (ICR.30) и CR.42 (ICR.42). Впрочем, наиболее значительной разработкой стало создание поплавкового гидросамолёта RS.14. Машина создавалась под руководством инженера фирмы FIAT Манлио Стиавелли при сотрудничестве инженеров Челестино Розателли и Лацаррино.

По схеме это был свободнонесущий среднеплан цельнометаллической конструкции обшитой полотном. Фюзеляж имел очень чистые аэродинамические формы. В его носовой части разместили хорошо остекленную кабину бомбардира-наблюдателя, за ней располагалась кабины пилотов и радиста. В верхней части фюзеляжа установили турель Lanciani "Delta" E с 12,7-мм пулеметом. Мотоустановка была стандартной для итальянских многомоторных машин того времени - два двигателя FIAT A-74 RC.38 с трехлопастными винтами.

Первый прототип (ММ380) был облетан в мае 1939 года летчиком Ф.Трояно (по другим данным самолёт испытывался Эцио Гуэррой), а несколько позже выпустили и второй опытный экземпляр (ММ383). Оба самолёт прошли испытания практически без проблем и были рекомендованы к серийному производству. Соответствующее постановление вышло в 1940 году, определив сферу использования RS.14 в качестве разведывательного и патрульного гидросамолёта.

Первые 12 серийных машин поставили авиации флота в мае-ноябре 1941 года. Самолёты RS.14 I serie (RS.14A, номера ММ.35386 - ММ.35397) были направлены в 148 Esq.RM (148-я эскадрилья морской разведки) и предназначались, по больше части, для ознакомления пилотов с новой техникой. На некоторых самолётах дополнительно устанавливали 12,7-мм пулемет Breda-SAFAT в кабине наблюдателя.

Вторая партия из 22 самолётов модификации RS.14 II serie (неофициальное обозначение RS.14B, номера ММ.35401 - ММ.35422) была выпущена в апреле-июле 1942 г. От первого варианта они отличались усиленным вооружением - по обоим бортам установили по одному 7,7-мм пулемету, вместо носовой стрелковой установки, а также под фюзеляжем самолёт нес специальный контейнер для бомб или глубинных мин. Несмотря на свою немногочисленность RS.14B вели разведку и патрулирование на Средиземным, Ионическим и Адриатическим морями. Часть самолётов получила фотоустановку AGR-90, которая размещалась в передней части фюзеляжа и обслуживалась наблюдателем.

Наиболее многочисленной стала третья серийная модификация RS.14 III serie (RS.14C, номера ММ.35639 - ММ.35788), выпущенная в количестве 150 экземпляров. От самолётов второй серии они отличались небольшими изменениями в конструкции фюзеляжа, а некоторые самолёты снабдили спасательным оборудованием без возможности несения бомбовой нагрузки.

Неплохие характеристики морского RS.14 позволили конструкторам создать на его основе бомбардировщик берегового базирования. Самолёт получил обозначение AS.14 и был допущен к испытаниям в 1942 году. В целом, конструкция машины почти не изменилась. С самолёта сняли поплавки, установив вместо них убираемое колесное шасси. Вооружение заметно усилили путем монтажа под фюзеляжем 37-мм (по другим данным 45-мм) орудия и заменой 7,7-мм на 12,7-мм пулеметы, общее число которых в отдельных зарубежных изданиях оценивается в семь штук. Прототип AS.14 испытывался с 23 августа до середины сентября 1943 года, пока не был разрушен в результате катастрофы. Данные, полученные при испытаниях самолёта, обнадеживали. По максимальной скорости и потолку он превзошел поплавковый вариант, однако после разделения Италии и фактического прихода к власти немцев работы по AS.14 не возобновлялись.

На 3 сентября 1943 года, когда итальянское правительство подписало акт о капитуляции, в составе Regia Aeronautica числилось 39 гидросамолётов RS.14 различных модификаций. Распределение их по боевым частям было следующим :

  • 84o Gruppo на базе Торре-дель-Лаго (140a и 145a Squadriglia, 15 самолётов)

  • 85o Gruppo в Таренце (196a и 288a Squadriglia, 5 самолётов)

  • 148a Squadriglia в Винья-ди-Валле (4 самолёта)

  • 146a Squadriglia в Аяццио на Корсике, 287a Squadriglia в Порто Конте на Сардинии, 138a Squadriglia в Порто Веккио (вместе 15 самолётов).

С разделом некогда общих итальянских ВВС RS.14 были поделены между немцами и союзниками примерно поровну. Гидросамолёты союзников действовали с базы Маринарка, в основном, в разведывательных целях. Последние RS.14 списали только в 1948 году.   



 Модификации :

 RS.14

 первоначальная серийная модификация

 RS.14B

 со съемным подфюзеляжным контейнером;
 RS.14С

 разведчик и спасательный самолет без подвесного контейнера.




 ЛТХ:
Модификация   RS.14
Размах крыла, м   19.54
Длина, м   14.10
Высота, м  
Площадь крыла, м2   40.00
Масса, кг  
  пустого самолета   2340
  нормальная взлетная   7590
Тип двигателя   2 ПД Fiat A.74 RC 38
Мощность, л.с.   2 х 840
Максимальная скорость , км/ч   390
Крейсерская скорость , км/ч   345
Практическая дальность, км   2500
Практический потолок, м   5000
Экипаж, чел   4-5
Вооружение:   один 12.7-мм пулемет и два 7.62-мм пулемета
  бомбовая нагрузка до 400 кг в съемном подфюзеляжном контейнере - бомбоотсеке (только на RS.14B)


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип RS.14 (MM.383)
 Прототип RS.14 (MM.383)
 Прототип RS.14 (MM.383)
 Прототип RS.14 (MM.383)
 RS.14
 RS.14
 RS.14
 RS.14
 RS.14
 RS.14
 RS.14
 RS.14
 RS.14
 RS.14
 RS.14
 RS.14
 RS.14
 RS.14
 RS.14
 RS.14
 RS.14
 RS.14
 RS.14
 RS.14
 Боковые турели RS.14
 Надфюзеляжная турель RS.14
 Кабина наблюдателя-бомбардира
 Кабина пилотов

  Схемы:

 RS.14
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 RS.14 170 Sq.
 RS.14 170 Sq.
 RS.14 287 Sq.

 



 

Список источников:

Андрей Крумкач. Многоцелевой морской самолёт Fiat RS.14
Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой войны. Гидросамолеты 1939-1945
Jonathan W. Thompson. Italian Civil and Military Aircraft
C.Shores. Regia Aeronautica
Aerei Italiani - Scheda Tecnica. Fiat RS.14
Ali d'Italia Mini 3. Tullio Marcon. Fiat RS 14
Squadron/Signal 6022. Nico Sgarlato. Italian Aircraft of World War II
Le Moniteur de l'Aeronautique 1978-07. Tullio Marcon. Le Fiat RS.14
Le Fana de l'Aviation 2009-03. Howard Levy. La guerre d'Howard
Airpower 2001-03. Freeman Westell. Floatplane Follies
Dimensione Cielo 5. Bombardieri
William Green. War Planes of the Second World War : Floatplanes
Storia fotografica dell aviazione italiana
Umberto Postiglioni, Andrea Degl'Innocenti. Colori e Schemi Mimetici Regia Aeronautica 1935-1943
L+K 1967-22. Vaclav Nemecek. C.M.A.S.A. Fiat R.S.14
L+K 1991-19. Vaclav Nemecek. CMASA (Fiat) RS-14


Уголок неба. 2024 



 

  Реклама: