Техническое задание на самолёт классификации Typ III (ближний разведчик с
функциями легкого бомбардировщика) послужило основой для создания трёх наиболее
удачных чехословацких самолётов, созданных в предвоенный период. Одним из таких
проектов был S-50, разработка которого велась группой инженеров фирмы Letov под
общим руководством Алоиса Шмолика. Из представленных на конкурсной основе самолётов S-50 смотрелся наиболее
старомодно. Это был типичный для середины 1930-х гг. цельнометаллический
моноплан с низкорасположенным крылом и неубирамым шасси. Хвостовое оперение
выполнили двухкилевым, с относительно небольшими по площади вертикальными килями
и рулями направления. Оперение, для большей жёсткости конструкции, снабжалось
подкосами. Экипаж самолёта, состоявший из трёх человек, размещался в полностью закрытых
кабинах. В носовой части фюзеляжа, с улучшенным остеклением по бортам,
оборудовали место штурмана-бомбардира. За ним находилось место пилота, а в
средней части фюзеляжа располагалась турельная установка с механическим
приводом, разработанная фирмой Tatra. Винтомомторная группа прототипа состояла
из двух 9-цилиндровых двигателей Avia Rk-17 (420 л.с.) отечественного
производства с двухлопастными винтами постоянного шага, но на серийных самолётах
планировали устанавливать французские Gnome-Rhone 14M (515 л.с.) - с ними
скорость должна была возрасти до 370 км\ч. Стрелковое вооружение S-50 включало
один 7,92-мм пулемет в левом крыле и два 7,92-мм пулемета vz.30 на турели.
Бомбовая нагрузка не превышала 600 кг. Одновременно Шмолик прорабатывал проекты пассажирского варианта S-50D и
учебно-тренировочного S-52, однако они так и остались в виде предварительных
чертежей и набросков. Когда дело дошло до непосредственного воплощения в металл, неожиданно
выяснилось, что фирма Letov не имеет необходимого опыта в постройке
цельнометаллических самолётов. Чтобы не терять драгоценное время решили
позаимствовать опыт у конкурирующей фирмы Avia, которая уже несколько лет
строила самолёты из металла. Тем временем, на Парижском Авиационном Салоне 1937
г. продемонстрировали деревянный макет S-50 в натуральную величину. Особого
впечатления он не произвёл, но позволили судить о том, что Чехословакия способна
выпускать весьма неплохие самолёты. Непосредственно прототип S-50 собрали в
начале 1938 г. Первый полёт был запланирован на март, но впоследствии его
перенесли на сентябрь. На этом самолёте сначала летал пилот Кованда (Kovanda),
которого в ноябре того же года сменил пилот Йезек (Jezek). Именно тогда
сменилась и окраска S-50 - осенью на разведчик нанесли камуфляж, аналогичный
истребителю Avia B.35. Он состоял из неровных пятен темно-коричневого,
светло-коричневого и зеленого цветов, нижние поверхности окрашивались в голубой
цвет. Лётные данные S-50 оказались весьма посредственными - скорость прототипа
не превышала 305 км\ч, к тому же самолёт не имел защиты с нижней полусферы, а
бронирование рабочих мест экипажа не предусматривалось. В связи с этим заказ на
серийное производство получила фирма Aero. Тем не менее, испытания продолжались и были ненадолго прерваны в марте 1939 г.,
в связи с оккупацией страны. Когда немцы разобрались с приобретенной
материальной частью самолёту S-50 присвоили гражданский регистрационный код D-OPCO и закрасили чехословацкие опознавательные знаки. Летом его
продемонстрировали на выставке в Брюсселе и затем передали в исследовательский
центр в Рехлине. Немцы не были особо заинтересованы в производстве S-50, однако
они не упустили возможность полностью ознакомиться с трофейной техникой. В 1940
г., в ходе очередного тестового вылета, разведчик получил серьёзные повреждения
и был отправлен в Летнань, где простоял на фабричном аэродроме ещё несколько
месяцев. Поскольку его ремонтом никто не собирался заниматься S-50 разобрали на
металл. Информация о том, что была выпущена небольшая партия разведчиков и
некоторые их них были переданы моравскому правительству, не соответствует
действительности.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
S.50 |
Размах крыла, м |
17.30 |
Длина, м |
12.60 |
Высота, м |
4.70 |
Площадь крыла, м2 |
43.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2640 |
нормальная взлетная |
4093 |
Тип двигателя |
2 ПД Avia Rk-17 |
Мощность, л.с. |
2 х 420 |
Максимальная скорость , км/ч |
305 |
Крейсерская скорость , км/ч |
276 |
Практическая дальность, км |
1200 |
Практический потолок, м |
7200 |
Экипаж |
3 |
Вооружение: |
три 7,62-мм пулемета Бомбовая нагрузка - до 200 кг на шести узлах подвески |
Доп. информация : |
|
|
|