Уголок неба ¦ Letov S.50

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   S.50
       
Разработчик: Letov
Страна: Чехословакия
Первый полет: 1938
Тип: Легкий бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Техническое задание на самолёт классификации Typ III (ближний разведчик с функциями легкого бомбардировщика) послужило основой для создания трёх наиболее удачных чехословацких самолётов, созданных в предвоенный период. Одним из таких проектов был S-50, разработка которого велась группой инженеров фирмы Letov под общим руководством Алоиса Шмолика.

Из представленных на конкурсной основе самолётов S-50 смотрелся наиболее старомодно. Это был типичный для середины 1930-х гг. цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и неубирамым шасси. Хвостовое оперение выполнили двухкилевым, с относительно небольшими по площади вертикальными килями и рулями направления. Оперение, для большей жёсткости конструкции, снабжалось подкосами.

Экипаж самолёта, состоявший из трёх человек, размещался в полностью закрытых кабинах. В носовой части фюзеляжа, с улучшенным остеклением по бортам, оборудовали место штурмана-бомбардира. За ним находилось место пилота, а в средней части фюзеляжа располагалась турельная установка с механическим приводом, разработанная фирмой Tatra. Винтомомторная группа прототипа состояла из двух 9-цилиндровых двигателей Avia Rk-17 (420 л.с.) отечественного производства с двухлопастными винтами постоянного шага, но на серийных самолётах планировали устанавливать французские Gnome-Rhone 14M (515 л.с.) - с ними скорость должна была возрасти до 370 км\ч. Стрелковое вооружение S-50 включало один 7,92-мм пулемет в левом крыле и два 7,92-мм пулемета vz.30 на турели. Бомбовая нагрузка не превышала 600 кг.

Одновременно Шмолик прорабатывал проекты пассажирского варианта S-50D и учебно-тренировочного S-52, однако они так и остались в виде предварительных чертежей и набросков.

Когда дело дошло до непосредственного воплощения в металл, неожиданно выяснилось, что фирма Letov не имеет необходимого опыта в постройке цельнометаллических самолётов. Чтобы не терять драгоценное время решили позаимствовать опыт у конкурирующей фирмы Avia, которая уже несколько лет строила самолёты из металла. Тем временем, на Парижском Авиационном Салоне 1937 г. продемонстрировали деревянный макет S-50 в натуральную величину. Особого впечатления он не произвёл, но позволили судить о том, что Чехословакия способна выпускать весьма неплохие самолёты. Непосредственно прототип S-50 собрали в начале 1938 г. Первый полёт был запланирован на март, но впоследствии его перенесли на сентябрь. На этом самолёте сначала летал пилот Кованда (Kovanda), которого в ноябре того же года сменил пилот Йезек (Jezek). Именно тогда сменилась и окраска S-50 - осенью на разведчик нанесли камуфляж, аналогичный истребителю Avia B.35. Он состоял из неровных пятен темно-коричневого, светло-коричневого и зеленого цветов, нижние поверхности окрашивались в голубой цвет. Лётные данные S-50 оказались весьма посредственными - скорость прототипа не превышала 305 км\ч, к тому же самолёт не имел защиты с нижней полусферы, а бронирование рабочих мест экипажа не предусматривалось. В связи с этим заказ на серийное производство получила фирма Aero.

Тем не менее, испытания продолжались и были ненадолго прерваны в марте 1939 г., в связи с оккупацией страны. Когда немцы разобрались с приобретенной материальной частью самолёту S-50 присвоили гражданский регистрационный код D-OPCO и закрасили чехословацкие опознавательные знаки. Летом его продемонстрировали на выставке в Брюсселе и затем передали в исследовательский центр в Рехлине. Немцы не были особо заинтересованы в производстве S-50, однако они не упустили возможность полностью ознакомиться с трофейной техникой. В 1940 г., в ходе очередного тестового вылета, разведчик получил серьёзные повреждения и был отправлен в Летнань, где простоял на фабричном аэродроме ещё несколько месяцев. Поскольку его ремонтом никто не собирался заниматься S-50 разобрали на металл. Информация о том, что была выпущена небольшая партия разведчиков и некоторые их них были переданы моравскому правительству, не соответствует действительности.



 ЛТХ:
Модификация   S.50
Размах крыла, м   17.30
Длина, м   12.60
Высота, м   4.70
Площадь крыла, м2   43.00
Масса, кг  
  пустого самолета   2640
  нормальная взлетная   4093
Тип двигателя   2 ПД Avia Rk-17
Мощность, л.с.   2 х 420
Максимальная скорость , км/ч   305
Крейсерская скорость , км/ч   276
Практическая дальность, км   1200
Практический потолок, м   7200
Экипаж   3
Вооружение:  три 7,62-мм пулемета
 Бомбовая нагрузка - до 200 кг на шести узлах подвески


 Доп. информация :


  Чертеж "Letov S-50"
  Фотографии:

 S-50
 S-50
 S-50
 S-50
 S-50
 S-50
 S-50  в Берлинском Музее
 Приборная доска пилота S-50

  Схемы:

 S-50

  Варианты окраски:

 S-50
 S-50
 S-50 Люфтваффе

 



 

Список источников:

Андрей Крумкач. Лёгкий бомбардировщик \ разведчик Letov S.50
Vaclav Nemecek. Ceskoslovenska Letadla
Revi 41,42. Josef Vaclavik. Pozorovaci letoun Letov S-50
L+K 1997-25-26. Letov Š-50
Waffen Arsenal. Heinz J. Nowarra. Fremde Vogel unferm Balkenkreuz
Transpress. Hans-Joachim Mau. Tschechoslowakische Flugzeuge von 1918 bis Heute
1000aircraftphotos.com. No.10161. Letov Š 50 Czechoslovakian Air Force


Уголок неба. 2016 



 

  Реклама: