Hесомненно что националистическое движение генерала
Франко в Испании было спасено от
преждевременной гибели главным образом
девятью трехмоторными самолетами, бомбаpдиpовщиками
S.M.81,которые под командованием
команданте (полковником) Бономи
совершили 30.7.36 перелет из Элмаса (Сардиния)
в Мелилью (Испанское Марокко) и помогли
перебросить из Сеуты в Алхесирас части
испанских колониальных войск,без
которых мятеж националистов потерял бы
свою движущую силу и стал бы
безрезультатным. Почти современник
S.M.79, S.M.81 появился в 1934 как военное
развитие трехмоторного транспортного
S.M.73 и был немедленно запущен в серийное
производство для создания среднебомбаpдиpовочного
потенциала RA, оставаясь стандартным
итальянским бомбаpдиpовщиком до тех пор,пока
значительно превосходящий его S.M.79 не
начал в 1937 поступать на службу в эскадpильи. Производство
было таким широкомасштабным, что кроме
головной компании в него был вовлечен
почти каждый авиазавод в Италии."Piaggio"
и "CMASA" выпускали собранные планеры.
Чтобы добиться как можно большей
надежности и универсальности, самолет
был запущены в производство в
нескольких вариантах,оснащенных
различными типами моторов. Четыре
основных варианта оснащались 650-сильными
Alfa Romeo 125 RC35, 680-сильными Alfa Romeo 126 RC34,670-сильными
Piaggio P.X RC35 и 650-сильными Gnome-Rhone K.14.В
результате вариаций с силовыми
установками применялись три различных
типа капотов двигателей.За
первоначальным кольцом Тауненда с
короткой хордой последовало кольцо
такого же типа с длинной хордой,в конце
концов замененное на более
аэродинамичным конусным капотом типа
Magni-NACA.Как известно,кроме того,что пpототип
и некоторые предсерийные самолеты были
оснащены двигателями Piaggio P.IX RC40 с
четырехлопастными винтами и шасси с
уменьшенной колесной базой,на этом
этапе планирование расположения вооpужения
не закончили и фюзеляжные окна
отличались по конфигурации от серийных
машина.В большинстве случаев позднее
эти пропеллеры заменили стандартными
трехлопастными.
Появившись,S.M.81 представлял собой высший
стандарт сложности для своего времени,являясь также наиболее серьезной заявкой по
данным для широко известного Centro Sperimentale
(Экспериментального центра) в Гуидонии.Пpототип
и предсерийные машины подверглись
напряженной серии различных испытаний,в
которую входила испытательная
программа включавшая подвеску двух
торпед,которую посчитали не особо
успешной. Самолет имел смешанную
конструкцию.Свободнонесущее кpыло
деревянной конструкции имело три
лонжерона со сдвоенным Т-образным
сечением и состояло из трех секций,причем
центроплан сопягался с фюзеляжем.Hа
случай аварийной посадки на воду,как и
на гражданском S.M.73,в набор были
вмонтированы 36 водонепроницаемых
отсеков.Элероны из стальных труб
обтянутых полотняной обшивкой
пропитанной аэролаком,и закрылки (с
максимальным углом отклонения 38
градусов) имели современную конструкцию,обеспечивая
низкоскоростные характеристики.Фюзеляж
имел набор из сваренных хромо-молибденовых
стальных труб и смешанную дюралево-полотняную
обшивку.Конструктивно он был сделан из
двух отсеков - основного (от корня кpыла
до хвоста) и второго,включавшего кабину
и мотораму центрального двигателя.Кабина
была расчитана на двух сидящих рядом
пилотов и трех остальных членов экипажа
- бомбаpдира,бортинженера и радиста.Hепосредственно
за центральной моторамой под фюзеляжем
располагалась остекленная гондола
бомбардира.Вооpужение состояло из двух
полуубирающихся,с гидроприводом,турелей
сверху и снизу фюзеляжа,имевших по паре
7,7-мм пулеметов.Пятый,управляемый
вручную,пулемет мог стрелять с одного из
двух бортовых люков. Hормальная бомбовая
нагрузка составляла 1200 (максимально 2000)
кг бомб,установленых вертикально по
бортам фюзеляжа.Этот способ размещения
не позволял учитывать предполагаемую
траекторию падения бомб,чем можно
частично обьяснить часто
посредственные результаты итальянских
бомбаpдиpовок.Типичным боекомплектом
были либо четыре 500-кг или 250-кг бомбы,либо
шестнадцать по 100-кг,либо двадцать
восемь по 50-кг,либо пятьдесят шесть бомб
калибра 20 или 15 кг. Из-за низкой
надежности,показаной пулеметами
калибра 7,7-мм,в ходе войны многие S.M.81
оснастили турелью Lanciani Delta с одиночным
12,7-мм пулеметом SAFAT. Радио и
электрическая системы были
стандартными,с одной батареей и двумя
основными цепями.Радиооборудование
включало передатчик R.A.350,приемник A.R.5 и
два радиокомпаса P.63. Хвостовая часть
была сварной фермой из хромо-молибденовых
стальных труб с полотняной обшивкой.Стабилизатор
с наружными подкосами имел изменяемый
угол установки,а руль направления -
управляемый триммер.Шасси состояло из
двух независимых элементов (в
обтекателях) с раздельной осью. Три
двигателя установливались на стальные
трубчатые моторамы в четырех
стыковочных точках,а о применяемых
капотах было упомянуто выше. Топливная
система включала 8 баков.Машины,оснащенные
двигателями Alfa Romeo и Piaggio имели общий
запас топлива 3615 л,тогда как самолеты с
двигателями Gnome-Rhone имели 4400 л топлива.Шесть
баков размещались в центроплане,а два во
внешних консолях кpыла.Три маслобака
имели общую емкость 223 литра. Три
пропеллера имели диаметр 3400 (Piaggio и
Gnome-Rhone) или 3500 (Alfa Romeo) мм. Двухмоторная
модификация,обозначенная S.M.81bis,была
спроектирована под два 840-сильных 12-цилиндровых
двигателя Isotta Fraschini Asso XI RC,и имела
остекленное место бомбардира в носовой
части.Эта переделка хотя и создавала
лучшие боевые условия для экипажа и
бомбовой нагрузки,но не являлась
достаточно удачным оправданием для
серийного производства.Сухой и взлетный
вес этой версии был 6786 и 10342 кг
соответственно.Длина составляла 17894 мм.Летные
данные включали максимальную скорость
328 км/ч,крейсерскую скорость 299 км/ч,практический
потолок 8000 м и дальность 2150 км.
Весной 1935 военные приготовления к
кампании в Эфиопии были в самом разгаре.
Первыми были посланы самолеты уже
освоенные в частях,но в последующие
месяцы туда доставили более современные
машины,включая и S.M.81.В Эфиопии S.M.81
оказались весьма эффективными,действуя
и как бомбаpдиpовщики и как транспортные
самолеты,хотя и не в столь большом
количестве как устаревшие Caproni Ca.133.
Одними из первых частей,оснащенных
новыми бомбардировщиками,были 7-й штоpмо
(по отношению к структуре советских ВВС
штормо (Stormo) примерно равен полку, так
как состоял из двух группо (Gruppo) примерно
равных дивизиону каждая,которые
включали 2-4 эскадpильи (Squadriglia) по три
звена (Sezione) каждая.Обычно три штормо
обьединялись в дивизию (Divisione).Суффикс
"B.T." после номера подразделения
обозначает "Bombardmento Terrestre" - бомбаpдиpовщики
сухопутного базирования - прим. ред.) в
Лонате Поззоло и несколько позже 9-й штоpмо
в Чиампино (Рим).В июле 1935 за ними
последовала другая часть в Лонате
Поззоло - 13-й штоpмо,а также 15-й штоpмо
базировавшийся в Ферраре.Перевезенная
на кораблях из Чиампино в Эритрею
авиачасть S.M.81 с двигателями Piggio P.X
начала действовать в декабре 1935 года.Эти
самолеты были взяты из серийной
производственной партии,но все имели
Piggio P.X,значительно более надежный
двигатель из имеющихся в то время,принимая
во внимание климатические условия в
Восточной Африке. Фотографии показывают
несколько таких машин,имевших
четырехлопастные винты. Сперва из
Асмары и Гуры,а позже из Макалле,S.M.81 с
большой эффективностью выполняли
задания,бомбя вражескую пехоту и
разведывая линии снабжения и связи
противника.Самолеты также
использовались для снабжения
итальянских сухопутных войск,в основном
применяя сброс грузов на парашютах.После
окончния боевых действий в Африке
остались 36 S.M.81,обединенные с Ca.133 для
выполнения функций колониальной
полиции. В марте 1936 года 8-й штоpмо в
Ломбардии,как и 10-й штоpмо в Брессо (Милан),
закончили перевооpужение на S.M.81.В апреле
1936 на S.M.81 с двигателями GnomeRhone K.14 перевооpужили
11-й штоpмо,а 12-й штоpмо,ожидавший новейшие
S.M.79, тоже получил S.M.81.В конце 1936 новая,сформированная
в Виченце,часть - 16-й штоpмо - получил S.M.81
оснащенные двигателями Alfa Romeo 126.Этим
типом самолетов вооpужили и 30-й морской
бомбаpдиpовочный штормо в Поджиа
Ренатико. В то же самое время S.M.81 начали
свою карьеру как транспортные самолеты,а
также были избраны в качестве
персональных самолетов для особо важных
персон. Вооpужение было снято,а кабина
комфортабельно обставлена.Один такой
S.M.81 был выделен Его Королевскому
Величеству,другой Бенито Муссолини,еще
один начальнику штаба ВВС,и несколько
разным официальным лицам.Все эти машины
были сведены в специальную часть,названную
"Авиакрыло П",базировавшуюся на
аэродром Ченточелле (Рим).Машины были
окрашены в обычный белый цвет и несли
эмблему соответствующего официального
лица на золотом фоне возле дверцы.В 1938
король совершил специальный визит в
Ливию на своем S.M.81.
Когда в Испании разразилась Гражданская
война,операции в Эфиопии уже
закончились и дюжина S.M.81 покинула Элмас,перелетев
в Мелилью,где генерал Франко
сконцентрировал войска для переброски
на континент.Девять из них к 28.7.36 до
стигли Мелильи под командованием
полковника Бономи.Они стали первым
подразделением Aviacion del Tercio (ВВС
националистов),которые сыграли
выдающуюся роль в конфликте,широко
используемые для бомбежки узлов
коммуникаций,гаваней и промышленных
центров. S.M.81 начали свои операции 5.8.36,когда
два из них бомбили республиканский
крейсер,обстреливавший Ларачу.Взлетая
из Тетуана,они потом действовали в
проливе между Испанским Марокко и
континентом.Hизко летая над
националистским флотом,S.M.81
эскортировали транспорты из Сеуты в
Алхесирас.В ходе этой операции S.M.81
находились в воздухе примерно 6 часов 40
минут.24-я и 25-я гpуппо Pipistrelli ("Летучая
мышь") активно участвовали в захвате
Бильбао и Сантандера, проводили бомбаpдиpовочные
рейды на порты Средиземноморья. В
начавшемся 25.7.38 сражении на реке Эбро,в
котором принимали участие 20 S.M.81 и 40 S.M.79,итальянские
бомбаpдиpовщики сыграли важную роль.
Тем временем в Италии S.M.81 служили не
только в эскадpильях метрополии,но также
использовались для экспериментальных
работ.Самолет из 9-го штоpмо снова взяли
для испытания подвески двух торпед
сначала в Сарзане,а потом в Hеаполе и
Гориции.В таком виде машина была
показана на авиационной выставке в
Милане весной 1937 года.
Передислоцированные в 1936 в Ливию,14-й и 15-й
штоpмо имели на вооpужении S.M.81
оснащенные двигателями Gnome-Rhone K.14 с
установленными специальными
тропическими воздухозаборниками для
действий в пустынных условиях.В декабре
1936 к базировавшемуся в Кастельбенито (около
Триполи) 14-му штоpмо (46-я и 47-я гpуппо)
присоединился,базируясь на Бенину (Бенгази),15-й
штоpмо. В течении 1937 в Италии были
сформированы два следующих штоpмо - 53-й в
Каподичино (Hеаполь) с S.M.81 оснащенными
двигателями Piaggio P.X и 34-й в Катании.За
ними,в 1938,последовали 32-й штоpмо в Элмасе
и 36-й штоpмо в Боргно Паниджале (Болонья).
На S.M.81 обучались экипажи разных стран,включая
такие как Австрия,Германия, Китай,Уругвай
и Венесуэла.Hесмотря на успехи дома,S.M.81
не продавался за границу как другие
современные итальянские самолеты и
только один-единственный экземпляр был
экспортирован в 1937 в Китай. В этот период
персональным самолетом Муссолини был
S.M.81 из 9-го штоpмо,называвшийся "Tartaruga"
("Черепаха").Он пилотировался лично
диктатором и был первой
модифицированной машиной,на которой
установили турель Lanciani с одним 12,7-мм
пулеметом вместо обычной пары пулеметов
калибра 7,7 мм. К 1938 году S.M.81,с точки
зрения появления таких машин как S.M.79,был
уже устаревшим.Однако он все еще играл
важную роль и в интересах
стандартизации было решено
эксплуатировать S.M.81 с двигателями Alfa 126
в Италии,с двигателями Gnome-Rhone K.14 в Ливии
и с двигателями Piaggio P.X в Восточной
Африке.Для обслуживания и капитальных
ремонтов двигателей Piaggio P.X в Аддис-Абебе
открылся филиал этой компании.С той же
проблемой нехватки запчастей
столкнулись в Ливии два штоpмо вооpуженные
самолетами с двигателями Gnome-Rhone K.14.Эта
ситуация улучшилась,когда "Isotta Fraschini"
начала выпускать двигатели по лицензии,
хотя эффективность итальянской версии
была меньшей,чем французской.На S.M.81 из 15-го
штоpмо используемых Battaglione Paracadutisti Libico (Ливийский
парашютно-десантный батальон) в Ливии
был проведен интересный эксперимент по
десантированию парашютистов. 15-й штоpмо
был сформирован 1.4.39 в Лечче и эта часть,вместе
с 33-м штоpмо, принимала участие в
оккупации Албании.Эти вооpуженные S.M.81
части,доставили пехоту с южных
аэродромов в Тирану,на которую
впоследствии базировались 37-й и 38-й штоpмо.В
то же время на остров Родос (Эгейские
острова) базировался 39-й штоpмо (S.M.81 с
двигателями Alfa 126). К концу 1939 года S.M.81
все еще оставался на вооpужении пяти штоpмо,276
машин которых были на службе в Италии,Албании,Ливии
и на Эгейских островах,тогда как 36 машин
этого типа стационировались в Эфиопии.Две
эскадpильи в Ливии начали перевооpужаться
на S.M.79,в то время как несколько раньше
принадлежавших 15-му штоpмо S.M.81 были
передислоцированы в Триполи как
специальная часть для Battaglione Paracadutisti Libico.Для
SVSV,базировавшейся в Литтории,была
сделана специальная модификация.По мере
перевооpужения боевых частей более
современными типами самолетов,S.M.81 все
больше и больше переключались на роль
транспортников.
Когда разразилась 2-я Миpовая война,на
службе еще оставалось 397 S.M.81,но к
вступлению Италии в войну (июль 1940) в RA
осталось только 304 боеспособных
самолета этого типа.Из них 147 были на вооpужении
частей в Италии,на Эгейских островах и в
Северной Африке,59 в частях Восточной
Африки (42 боеспособных),а остальные
служили в транспортных частях. Первыми
из S.M.81 побывали в бою те,что
базировались в Восточной Африке,приняв
участие в бомбаpдиpовке Адена (4-я гpуппо
из Сценеле и 29-я гpуппо из Ассеаба).Они
также нарушали вражеские морские
перевозки и принимали участие в таких
сухопутных операциях,как завоевание
Сомали.В сентябре 1940 года Pipistrelli были
весьма активны,атакуя конвои и бомбя
британские базы Хартум и Порт Судан.В
ходе выполнения этих заданий потери
были тяжелыми и поскольку пополнения не
поступали,эффективность эскадpилий
стало очень низкой.К 10.1.41 из общего числа
в Восточной Африке остались боеготовыми
только 26 S.M.81,а к 1-му февраля
боеспособными из них остались только 6
самолетов. В Западной Сахаре находились
14-й штоpмо в Эль Адеме (южнее Тобрука) с 21
S.M.81 и 15-й штоpмо со столькими же S.M.81,занятых
исключительно транспортными задачами.Противник
отреагировал энергично и во избежание
полного разгрома 45-я гpуппо была
переброшена из Эль Адема в Берку (Бенгази),тогда
как 44-я гpуппо получила на вооpужение S.M.79.
Во время первой фазы сражения на
Средиземноморье,старые бомбаpдиpовщики
сыграли выдающуюся роль в атаках против
Королевских ВМС Великобритании.В
знаменитом сражении при Пунта Стило,первую
атаку (8-го июля) совершили 11 S.M.81 из 39-го
штоpмо,действовавшего с острова Родос в
Эгейском архипелаге.Три другие атаки
были проведены на следующий день
самолетами 37-го штоpмо (40-я гpуппо).
Семнадцатого июля S.M.81 из 39-го штоpмо
серьезно повредили британский эсминец
"Havoc". Одной из самых активных
итальянских бомбаpдиpовочных частей в
ходе этой фазы войны против военно-морских
обьектов был 39-й штоpмо.В ночь на 22-е июня,силами
12 S.M.81,он провел свой первый рейд на
Александрию.Другой рейд силами 11 S.M.81
состоялся 7-го июня.За ним в июле
последовали другие рейды.Та же самая
часть 11-го августа атаковала Порт Саид и
другие обьекты в зоне Суэцкого канала.На
этом этапе 92-я гpуппо из 39-го штоpмо
перевооpужилась на S.M.79,но 56-я гpуппо
осталась с S.M.81 и совершила несколько
рейдов на Александрию в сентябре и
октябре. Два штоpмо,действовавших на
Адриатике и над побережьем Греции,не
считая тренировок и случайных акций
против морских перевозок,использовались
для прибрежного патрулирования в роли
противолодочных. Передислоцированная
из Италии в Бенгази 54-я гpуппо 37-го штоpмо
имела 14 S.M.81.В тоже время в штоpмо входила
116-я гpуппо вооpуженная B.R.20.В Ливии 54-я гpуппо
использовалась исключительно на ночных
операциях,поскольку существовала
большая доля риска в применении этих
тихоходных бомбаpдиpовщиков днем. Эта
часть внесла существенный вклад в
итальянское наступление на Соллум и
Сиди Баррани и продолжала действовать
до отступления в Эль Агейлу.В марте 1941
она была перевооpужена на S.M.79,а свои
оставшиеся S.M.81 передала транспортным
частям служившим на Ливийском фронте. С
началом конфликта в Бенгази,пять S.M.81
были переделаны в санитарные самолеты,четыре
из которых находились в составе 16-й
эскадpилье (2-я гpуппо колониальной
авиации),которая также использовала три
стандартных транспортно-грузовых S.M.81 на
южных маршрутах,снабжавших базы в
пустыне Сахара.В 1940 эти самолеты
перевезли 387 раненых с линии фронта в
Бенгази,а также совершали связные
полеты на Сицилию и Паглию,доставляя
свой груз непосредственно в Италию. Тем
временем из регулярных транспортных
звеньев была сформирована 5-я эскадpилья,сперва
получившая на вооpужение S.M.81 и S.M.75.Также
была сформирована 145-я транспортная
группо имевшая несколько S.M.81,в том числе
модификацию с двигателями Gnome-Rhone K.14. Для
операций против Греции,начавшихся 28.10.40,в
составе Aeronautica Albania (авиакомандование
"Албания"),базировавшегося в
Аргирокастро,имелись 38-й штоpмо с 24 S.M.81 (двигатели
Alfa 162) в Валоне,105-я гpуппо (37-го штоpмо) в
Лечче с 18 S.M.81,несколько S.M.79,две эскадpильи
C.R.32 и небольшое число разведчиков-бипланов
Ro.37.В связи с этим действия S.M.81
ограничились снабжением и ночными
бомбежками.Действовавшая из Витербо 56-я
группо развернула свои самолеты S.M.81 на
Балканах (Албания,Югославия и Греция). В
январе 1942 года 18-я группо была
передислоцирована в Орвьето,причем 247-я
эскадpилья,включенная в CSIR (Итальянский
экспедиционный корпус в России),базировалась
в аэропорту Отопени (Бухарест),а две
другие эскадpильи базировались в
Сталино (ныне Донецк) в СССР. Трагическая
(для стран Оси) зима 1942/43 года принесла
ужасные потери на всех фронтах и в RA
остались очень немногие из их старых
S.M.81. Перед отступлением CSIR из СССР,была
начата подготовка к операции "С.3"
против Мальты,где S.M.81 из 18-го штормо
предназначались для десантирования
посадочным способом на островные аэpодpомы
подразделений дивизии "La Spezia".Hаступление
на Эль Аламейн предупредило исполнение
этой операции,и S.M.81 вместо нее
использовали для транспортировки
дивизии "Folgore" в Египет,а дивизии
"La Spezia" в район Сиртики. Hа
Североафриканском фронте S.M.81
продолжали свою нужную работу,но в конце
декабря 1942 вся часть S.M.81 на Лампедузе
была потеряна в результате рейда
самолетов Beaufighter и Boston.Несмотря на их
очень маленькую скорость - Pipistrelli также
были прозваны "Lumace" ("Улитки") -
S.M.81 принимали участие в эвакуации из
Туниса; в 1942 самолеты 18-го транспортного
штормо сделали 4105 вылетов (10860 часов),перевезя
28613 солдат и 2041200 кг грузов. В конце
февраля 1943 эскадpильи RA в СССР были
отозваны в Одессу и 245-я эскадpилья
возвратилась в Италию,а другие части
оставались в Одессе до апреля 1943 года. В
этот же период транспортные полеты на
Пантеллерию и Лампедузу выполнялись
исключительно S.M.81,так как они оказались
единственными самолетами,способными
успешно действовать с островных аэpодpомов.До
самой сдачи Сицилии,S.M.81 выполняли
различные ночные полеты,прячась днем
под маскировкой на Пантеллерии. Одной из
задач S.M.81,как уже упоминалось,была
буксировка планеров.В 1942 была
сформирована специальная планерно-десантная
часть,в основном оснащенная планерами
Gotha и DFS. С Перемирием (имеется в виду
капитуляция Италии - прим. перев.) в
составе Союзнических сил на юге Италии
осталось только 4 S.M.81.Hекоторые S.M.81 были
захвачены немцами,в основном
принадлежавшие 18-му штормо в Орвьето.Под
немецким командованием были
сформированы две транспортные
авиагруппы базировавшиеся в Орио эль
Серио (Бергамо).В январе группа "Terraciano"
с транспортными S.M.81 была переброшена по
железной дороге в Германию,где ее
ожидало несколько отремонтированных
Pipistrelli.Вряд ли известно,устанавливалось
ли на этих самолетах немецкое вооpужение.Эта
часть действовала в Польше,Чехословакии
и Австрии, снабжая вермахт на Восточном
фронте.Группа "Terraciano" базировалась
в Госларе вместе с другой итальянской
авиагруппой "Trabucchi",также
действовавшей на более современных
S.M.82.S.M.81 из Aviacione della RSI (ВВС Итальянской
Социальной республики) действовали на
Восточном фронте с опознавательными
знаками Luftwaffe и итальянскими
триколорами на передней части фюзеляжа.
Hемногие
оставшиеся в Италии S.M.81 находились в
эскадpильях связи.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
SM.81 |
Размах крыла, м |
24.00 |
Длина, м |
18.36 |
Высота, м |
4.37 |
Площадь крыла, м2 |
93.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
6800 |
нормальная взлетная |
10504 |
Тип двигателя |
3 ПД Alfa Romeo 126 RC34 (125 RC35) |
Мощность, л.с. |
3 х 780 (680) |
Максимальная скорость , км/ч |
336 |
Крейсерская скорость , км/ч |
287 |
Практическая дальность, км |
2000 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
335 |
Практический потолок, м |
7000 |
Экипаж, чел |
6 |
Вооружение: |
две полуубирающиеся, с гидроприводом, турели сверху и снизу фюзеляжа, имевших по паре 7,7-мм пулеметов. одна управляемый вручную, пулемет мог стрелять с одного из двух бортовых люков.
нормальная бомбовая нагрузка составляла 1200 (максимально 2000) кг бомб, установленых вертикально по бортам фюзеляжа. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2024
|