Во второй половине 30-х годов прошлого века Реджиа Аэронаутика - Королевские ВВС Италии - развивались достаточно динамично. Основной их ударной силой
являлась средняя бомбардировочная авиация, причем со своей итальянской спецификой: в отличие от большинства других ведущих государств в Италии в этом классе
доминировали не двух-, а трехмоторные самолеты. Ведущая роль в их создании принадлежала фирме SIAI, на которой под руководством А. Марчетти были разработаны
массовые машины S.81 «Пипистрелло» (1935 г.) и S.79 «Спарвьеро» (1936 г.). Их конструкция вполне отвечала требованиям времени, а «Спарвьеро» в момент своего
появления считался самым быстрым бомбардировщиком в мире. Однако технический прогресс не стоит на месте, и уже в январе 1938 г. Генеральная дирекция
производства и поставок (Direzione Generale Constuzioni е Approwigionamenti - DGCA) подготовила требования к новому «стандартному бомбардировщику» (Bombardiere
Normale). Такая машина должна была развивать максимальную скорость 530 км/ч и нести бомбовую нагрузку 10ОО кг, а дальность полета должна была составлять 2600
км.
Конструкторы SIAI достаточно быстро отреагировали на новые требования, уже в феврале предоставив предложения по глубокой модернизации «Спарвьеро». Основными
нововведениями, опробованными на одном из S.79 8-й серии (ММ.21493) являлись двухкилевое оперение, уменьшившее мертвые зоны при стрельбе из верхней установки, и
двигатели «Фиат» А.74 RC38 вместо «Альфа-Ромео» AR 126 RC34. Самолет, получивший условное обозначение «Аэро 120», впервые поднялся в воздух 17 июля 1938 г. и в
течение трех месяцев прошел цикл летных испытаний. Предполагалось, что в серии бомбардировщик получит обозначение SM.89, но в конце 1938 г. DGCA отменила
конкурс на «стандартный бомбардировщик» - военные были под впечатлением летно-тактических характеристик только что появившегося трехмоторного бомбардировщика
CRDA Z.1007bis, считая, что вопрос обновления парка бомбардировочной авиации тем самым закрыт.
Работы по новому бомбардировщику на фирме SIAI продолжались в инициативном порядке. Машина, как и ранее, рассматривалась как глубокая модернизация S.79, а
главным направлением совершенствования являлся поиск более мощной силовой установки. К августу 1938 г. были подготовлены предложения по двум вариантам: с
отечественными двигателями воздушного охлаждения «Пьяджо» P.XI RC40 (1000 л.с.) и с немецкими моторами жидкостного охлаждения «Даймлер-Бенц» DB 601Аа/ВЬ (1175
л.с.)- При одинаковой полезной нагрузке (4200 кг) первый вариант обеспечивал расчетную максимальную скорость 480 км/ч, второй - 510 км/ч. В начале августа оба
эскизных проекта были направлены в DGCA и Проектный комитет (Comitato Progetti). 14 сентября DGCA представила начальнику генштаба свои выводы по предложенным
проектам, рекомендуя отдать предпочтение варианту с итальянскими моторами. В тот период в переписке последовательно сменилось несколько обозначений нового
бомбардировщика: SM.89, S.79bis, SM84 и снова SM.89. Лишь в начале 1940 г. за проектом закрепился индекс SM.84 (S.84), после принятия самолета на вооружение
смененный на SM.84.
Для отработки конструкции нового бомбардировщика предусматривалось построить два прототипа. 28 сентября 1939 г. руководство SIAI обратилось с предложением в
целях ускорения работ использовать борт ММ.21493, заменив на нем двигатели «Фиат» А.74 на «Пьяджо» P.XI. В случае одобрения предложения, фирма обязывалась
подготовить прототип в течение 40 дней и начать серийное производство весной 1940 г. темпом 25 машин в месяц. А в октябре 1939 г. DGCA выдала первые контракты
на новый бомбардировщик фирмам SIAI (на 181 самолет) и AUSA (38 единиц). Правда, впоследствии эти контракты отменили и заключили новые - на 151 и 32 самолета
соответственно.
Присущий S.79 надфюзеляжный «горб» на новом самолете отсутствовал, вместо него установили турель с круговым обстрелом. Также на SM.84 усилили бронезащиту (на
бомбардировщике S.79 она практически отсутствовала) и применили протектированные топливные баки. Конструкция планера оставалась смешанной - деревянное крыло и
металлический фюзеляж. Оборонительное вооружение состояло из четырех 12,7-мм пулеметов (по одному в верхней турели, нижней установке и боковых окнах). Масса
бомбовой нагрузки достигала 2000 кг.
Прототипа SM.84 не было - в качестве него использовали первую серийную машину ММ.22395 (впоследствии её регистрацию сменили на ММ.468 - в Италии для опытных
самолетов традиционно использовались трехзначные номера). Этот самолет впервые поднялся в воздух 5 июня 1940 г. Дальнейшие испытания показали, что обновленная
мотоустановка хуже старой, а недостаточная площадь оперения, в совокупности с большой удельной нагрузкой на крыло (возросшей из-за увеличенной полетной массы по
сравнению с S.79 со 135 до 210 кг/кв. м), создавала массу проблем с управляемостью в полете и при взлете. С полезной нагрузкой 4200 кг самолет смог развить
скорость всего 455 км/ч - на 25 км/ч ниже расчетной. Силовая установка отличалась целым букетом недостатков: периодическим падением давления топлива в топливной
системе, вибрацией, перегревом на взлете и при наборе высоты. Но эти недостатки сочли обычными «детскими болезнями», и серийное производство продолжалось -
равно как и попытки усовершенствовать машину. Так, на 99-м серийном экземпляре (ММ.22493/ММ.482) опробовали двигатели «Пьяджо» P.XIbis RC40 - той же мощности,
что и P.XI RC40, но доработанные с целью повышения надежности. Впоследствии часть серийных самолетов выпускались с такими моторами. Эта модификация обозначалась
SM.84bis.
Первые самолеты SM.84 были приняты заказчиком на Рождество - 25 декабря 1940 г. Сдача первой партии производства SIAI завершилась в январе 1942 г. 20-го числа
того же месяца поднялся в воздух SM.84bis борт ММ.23975 - первый экземпляр из второй партии (50 единиц), заказанной SIAI. Самолеты этой партии были сданы к
началу мая. В июне-октябре 1942 г. фирма сдала 51 самолет третьей серии (ММ.24559-24609; все они принадлежали к модификации SM.84bis). Наконец, последняя,
четвертая серия SM.84 производства SIAI насчитывала 23 экземпляра (ММ.24638-24661), первый из которых был выпущен в полет 25 ноября 1942 г. Ещё две серии
выпустила фирма AUSA: первая насчитывала 32 самолета (ММ.22757-22788; восемь последних машин принадлежало к модификации SM.84bis), вторая - 20 (ММ.2700-24719).
Таким образом, всего было построено 307 самолетов SM.84/SM.84bis.
На одном экземпляре (ММ.22496/ММ.484) опробовали подкрыльевые воздушные тормоза для применения самолета в качестве пикирующего бомбардировщика, но в серии это
решение не применялось. В единственном экземпляре остался SM.84ter на борту (ММ.22497/ММ.485) с моторами «Пьяджо» P.XIX (1500 л.с.), а также с увеличенным
крылом.
В 1944 г., уже под немецким контролем, проходили опыты по оснащению самолета новыми двигателями: комбинациями из центрального двигателя «Альфа-Ромео» AR 131 и
боковых AR 128 или центрального AR 135 с боковыми AR 126.
В Реджиа Аэронаутика SM.84 рассматривался в первую очередь как торпедоносец. Первые самолеты этого типа поступили в 1-е учебное торпедное подразделение (Nucleo
Addestramento Siluranti - NAS), дислоцированное на авиабазе Гориция. Здесь новый самолет опробовали в качестве торпедоносца. А в феврале 1941 г. началось
перевооружение 41-й отдельной бомбардировочной группы (204-я и 205-я эскадрильи), ранее летавшей на самолетах Z.1007 и прибывшей для переучивания на аэродром
Литтория. Весной пришла очередь 36-го бомбардировочного стор-мо (полка), получившего первые SM.84 в мае 1941 г. и завершившего переход на этот тип к августу. К
тому времени в двух его группах, - 108-й (256-я и 257-я эскадрильи) и 109-й (258-я и 259-я эскадрильи), - базировавшихся в Болонье-Борго Паньяле, числилось 28
SM.84, но только 19 из них были полностью исправными.
Пока 36-й полк осваивал SM.84, 41-я группа уже опробовала их в бою. 5 мая 1941 г. она в полном составе (12 SM.84 и четыре S.79) прибыла на аэродром Гадурра (о.
Родос). Первый боевой вылет её экипажи осуществили 13 мая, проведя безрезультатный поиск морских целей в Эгейском море. Три дня спустя 204-я эскадрилья
отбомбилась по аэродрому Никозия (о. Кипр). 17 мая SM.84 впервые применили торпедное оружие - правда, безрезультатно (торпеды, выпущенные по британскому
танкеру, прошли мимо цели).
Весьма активно 41-я группа действовала 20 мая. Часть её самолетов, поддерживая наступление германских войск на Крите в направлении Кандии, бомбила скопления
неприятеля у Иерапетры и в юго-восточной части острова.
Другие торпедами пытались атаковать соединение С британского Средиземноморского флота (крейсера «Найяд» и «Перт» в сопровождении четырех эсминцев). Однако
корабли, успешно маневрируя, сумели избежать попаданий. На следующее утро соединение С (к которому присоединился крейсер «Калькутта») вновь подверглось налету
самолетов 41-й группы. На этот раз удар был комбинированным: три SM.84 должны были отбомбиться по кораблям, а остальные - атаковать торпедами. Но и в этом
случае успеха добиться не удалось. Немалую роль в провале итальянской атаки сыграл мощный и слаженный зенитный огонь крейсеров и эсминцев, в результате которого
три SM.84 получили повреждения.
23 мая самолеты 41-й группы совершили несколько вылетов на поиск вражеских кораблей, а 24-го машины 204-й эскадрильи дважды бомбили район Кастелли (на западе
Крита), где продолжалось сопротивление греческих войск. Утром 25 мая эта эскадрилья вновь работала по наземным целям у Иерапетры. В тот же день пара SM.84
отправилась в дальний разведывательный рейд к египетскому побережью. Полет оказался неудачным - попав в полосу ливня и заблудившись, самолеты почти
израсходовали топливо, и на последних каплях сумели дотянуть до турецкого побережья, совершив там вынужденную посадку. Одна машина села на «брюхо», вторая - на
колеса. Экипажи были интернированы. Самолет, севший на колеса, турки попытались перегнать в Анкару, но при посадке он был разбит.
Пополудни 28 мая семь SM.84 с Родоса совместно с другими самолетами (S.79 и Z.1007) снова атаковали британские корабли. На этот раз их целью было соединение В
(3 крейсера и 6 эсминцев), следовавшее к Криту для эвакуации войск. В ходе налета крейсер «Эйджекс» и эсминец «Империал» получили повреждения.
После окончания боев на Крите 1 июня в боевой работе 41 -й группы наступила пауза - требовалось привести в порядок технику, изрядно потрепанную в предыдущие
недели. Спустя месяц, 2 июля 1941 г., SM.84 бомбили аэродром Пакос Аккелия на Кипре. 4 июля целью налета стал порт Фамагуста, 7-го и 10-го - аэродром в Никозии.
12 июля самолеты 41-й группы вновь отработали по Фамагусте, 4 августа - по Никозии, 7-го - по Фамагусте. В оставшиеся недели августа и в сентябре самолеты 41-й
авиагруппы занимались в основном разведкой акваторий Восточного Средиземноморья. Часто они достигали египетского побережья у Александрии и Мерса Матрух. 3
октября SM.84 в последний раз появились над Кипром - они отбомбились по аэродрому Патос Аккелия. А 12 октября 41-я группа возвратилась в Италию - на аэродром
Лечче.
8 июля 1941 г. началось перевооружение 282-й отдельной торпедоносной эскадрильи, получившей пять SM.84 на аэродроме Литтория. За ней последовал 7-й
бомбардировочный полк, базировавший в Новаре/Камери и включавший 4-ю и 25-ю группы (соответственно, 14- и 15-я, а также 8- и 9-я эскадрильи). Он перешел на
новые машины к концу лета. Тем временем, 36-й полк, сменивший своё амплуа с бомбардировочного на торпедоносный, был признан боегото-вым и получил приказ
передислоцироваться на Сардинию. 3 сентября из Болоньи в Дечимоманну перелетели 14 SM.84 108-й группы, а 20-го - такое же количество самолетов 109-й группы.
Первой боевой задачей 36-го полка стало участие в воздушно-морской операции по срыву проводки из Ги-бралтара на Мальту конвоя «Алебарда». Помимо 36-го полка,
располагавшего к тому времени 21 исправным SM.84, в этой операции участвовали и три однотипных самолета 282-й отдельной эскадрильи, перебазировавшиеся из
Гер-бини в Кальяри/Эльмас (о. Сицилия).
27 сентября британский конвой был обнаружен, и полковник Сейдл (командир 36-го стормо) около полудня повел на цель шестерку SM.84 из 109-й группы. Вторую волну
такого же состава возглавил майор Бури. Третья ударная волна из 108-й группы отправилась на цель в неполном составе - пять самолетов вместо шести (одна машина
была повреждена при взлете). Сам налет готовился в спешке и хаосе, без координации с другими ударными группа ми (в том числе SM.84 из 282-й эскадрильи). На пути
к вражеским кораблям самолетам пришлось преодолеть полосу ливня, в результате чего боевой порядок перепутался, и ведущей оказалась шестерка майора Бури. Именно
она первой встретилась с истребителями сопровождения «Фиат» CR.42, а около 13:00 в районе о. Галит (38 км севернее Туниса) обнаружила британские корабли. Атака
была беспорядочной и неорганизованной - торпедоносцы не могли определиться с главной целью, поскольку британские корабли следовали двумя группами. Приоритетными
объектами атаки считались боевые корабли, но те отнюдь не собирались облегчить задачу итальянским авиаторам, открыв ураганный зенитный огонь. В воздух поднялись
истребители «Фулмар» с сопровождавшего конвой авианосца «Арк Ройял». В итоге, 36-й полк в течение получаса пережил форменное избиение. Первым был сбит самолет
младшего лейтенанта Морелли, ставший жертвой истребителей 808-й эскадрильи. Капитан Ротоло, командир 257-й эскадрильи, вышел в атаку на линкор «Нельсон», но его
самолет был подбит зенитками и врезался в машину ведомого - лейтенанта Барро. Оба SM.84 рухнули в море. Майор Бури с двумя ведомыми смогли чудом прорваться
сквозь огонь и сбросить торпеды, заявив об одном попадании в носовую часть крейсера. Из второй волны, возглавляемой полковником Сейдлом, смогли прицельно
сбросить свои торпеды лишь два самолета. SM.84, Сейдла, а также командиров 258-й эскадрильи капитана Томаси-но и 259-й - капитана Верна - были сбиты. Итальянцам
удалось добиться попадания одной торпеды в кормовую часть линкора «Нельсон», и тот вынужден был возвратиться в Гибралтар, а впоследствии - в метрополию, где
ремонтировался до мая 1942 г. Этот успех дорого обошелся 36-му полку, потерявшему шесть самолетов и 32 члена экипажа (из экипажей сбитых SM.84 выжил лишь один
радист, спасенный британским эсминцем). 36-й стормо за участие в налете на конвой «Алебарда» был награжден Золотой медалью за воинскую доблесть (интересно, что
эта медаль по сей день украшает знамя части, летающей теперь на истребителях «Еврофайтер»), Разгром 36-го полка вызвал соответствующую реакцию командования. 2
октября 1941 г. командования авиации Сардинии и Сицилии получили указание предоставить сведения об эффективности бронезащиты SM.84. Ввод в бой 7-го стормо
отложили в связи с необходимостью доработки навигационного оборудования SM.84. С этой целью его 25 самолетов (в т.ч. 18 полностью боеготовых) перегнали из
Камери в Литторию. А поскольку поставки SM.84 фирмами SIAI и AUSA продолжались, то 17 октября приказ о переходе на этот тип бомбардировщика получил 32-й полк,
дислоцировавшийся в Болонье в составе 38-й и 89-й групп (соответственно, 49-я и 50-я, а также 228-я и 229-я эскадрильи).
Тем временем, 36-й полк и 282-я отдельная эскадрилья продолжали боевую работу. 23 октября четверка самолетов 36-го стормо, ведомая подполковником Диазом,
пыталась атаковать торпедами вражеские суда у о. Галит. Попаданий добиться не удалось, а один SM.84 получил тяжелые повреждения от зенитного огня. А вот на
следующий день «охота» в том же районе оказалась удачной - пара SM.84, несмотря на противодействие истребителей «Гладиатор», сумела отправить на дно транспорт
«Эмпайр Гил лемот» (5270 брт).
9 ноября пара самолетов 282-й отдельной эскадрильи атаковала юго-восточнее Мальты британское соединение К (два крейсера и два эсминца), шедшее под прикрытием
истребителей «Харрикейн». Пилоты торпедоносцев -лейтенанты Кристиани и Вентурини - доложили о повреждении крейсера типа «Линдер», но по британским данным их
корабли вышли из боя целехонькими. Соединение К, базировавшееся на Мальту, представляло собой значительную угрозу итальянскому судоходству между метрополией и
Ливией, поэтому его уничтожение являлось приоритетной задачей. Между 12 и 20 ноября пара самолетов 282-й эскадрильи (командиры экипажей Марини и Кристиани)
трижды пыталась бомбить корабли этого соединения, стоящие на якорях в бухте Ла Валетты. Полеты осуществлялись из Катании. Удары наносились с большой высоты
1000-кг бомбами - боеприпасы такого крупного калибра очень редко применялись итальянской авиацией. Однако эти удары не принесли какого-либо результата. А вот в
открытом море SM.84 действовали более успешно. 14 ноября пара самолетов 256-й эскадрильи, возглавляемая майором Бури, у о. Галит атаковала транспорт, шедший под
французским флагом. Не заметив ошибки, итальянцы сбросили торпеды, одна из которых попала в судно, отправив его на дно. Как впоследствии оказалось, флаг был
фальшивым, а потопленный транспорт являлся британским «Эмпайр Дефендер» (5650 брт).
В конце ноября 1941 г. шесть SM.84 109-й группы перебазировались на о. Пантеллерия, откуда продолжили действия против судоходства. Возвращаясь из одного из
полетов, пара самолетов должна была приземлиться для дозаправки в Триполи. Но союзники - немецкие зенитчики - «проявили бдительность», открыв огонь. В
результате один из SM.84 был поврежден. Раненые пилоты сумели совершить вынужденную посадку неподалеку от Занзура.
29 ноября пара самолетов 282-й эскадрильи (пилоты Марини и Майер) обнаружили в море крейсера «Эйджекс» и «Нептун», следовавшие к Мальте в сопровождении двух
эсминцев для усиления соединения К. Итальянцы сбросили торпеды, доложив по возвращении о вероятном попадании в один из крейсеров. На деле же обе торпеды прошли
мимо. После этой операции 282-ю эскадрилью перебазировали из Гербини в Кастельветрано.
18 декабря 1941 г. объектом удара тройки SM.84 259-й эскадрильи стало соединение К, сопровождавшее на Мальту танкер «Бреконшир» с топливом. Стратегический
характер груза обусловил надежное прикрытие кораблей с воздуха силами «Харрикейнов» 185-й эскадрильи. В итоге самолет ведущего - майора Гастальди - был сбит,
остальные же торпедоносцы не смогли поразить цель. А 22 декабря пара SM.84 258-й эскадрильи торпедировала большой пароход у мыса Бон. Экипажи видели «попадания»
торпед и «тонущую» цель, но британские источники потерю како-го-либо судна в тот день в том районе не подтверждают.
К началу нового года ситуация с укомплектованностью частей, вооруженных SM.84, выглядела достаточно печально. 41-я группа после возвращения с Родоса была
обратно перевооружена самолетами Z.1007bis. 282-я отдельная эскадрилья располагала всего тремя исправными машинами, в 36-м полку количество боеготовых SM.84
составляло 14-15 единиц. 283-я отдельная торпедоносная эскадрилья, летавшая на S.79, получила в качестве пополнения три SM.84. В то же время, 3 января 1942 г.
89-я группа 32-го полка, так и не успевшая опробовать свои SM.84 в бою, получила приказ об обратном перевооружении на S.79.
В относительно неплохом состоянии находился 7-й полк - он располагал 34 самолетами. После завершения цикла тренировок в Литтории эта часть вернулась в
Нова-ру/Камери и получила приказ «...ожидать дальнейших указаний». Ожидание длилось до 24 апреля 1942 г., когда 4-я группа майора Ривальты (полностью
укомплектованная самолетами модификации SM.84bis) получила приказ передислоцироваться в Шиакку для участия в очередном «раунде» бомбардировок Мальты. Лётный
состав 25-й группы в то же время был направлен в Горицию, в 1-е учебное торпедное подразделение, где приступил к освоению новых торпед «Кроччи».
Боевая активность SM.84 весной 1942 г. была незначительной. Фактически, все свелось к нескольким эпизодам. В частности, 7 марта тройка самолетов 257-й
эскадрильи совершили дальний рейд в Западном Средиземноморье, пытаясь обнаружить и атаковать неприятельские суда, возвращавшиеся в Гибралтар. Поиск был
безуспешным. К тому же, самолеты после исчерпания запасов топлива вынуждены были совершить посадку в Алжире. 9 апреля самолеты 36-го полка участвовали в
бомбовом ударе по крейсеру «Пенелопе», не сумев добиться попаданий.
12 мая 4-я группа приступила к налетам на Мальту. В тот день по аэродрому Та Кали работали три SM.84 14-й эскадрильи совместно с Ju 88 Люфтваффе. Результатом
стало повреждение нескольких сооружений и уничтожение на земле двух самолетов. Но «Спитфайры» 603-й эскадрильи сбили самолет лейтенанта Вакка, повредив два
других SM.84.
15 мая три самолета 4-й группы вновь бомбили Мальту - порт Сент-Поле Бей. В этот раз обошлось без потерь -попытки «Спитфайров» прорваться к бомбардировщикам
успешно парировал эскорт (МС.202 из 4-го полка). Налеты 4-й группы на Мальту повторились 25, 30 мая, 3 и 9 июня, а также 1 и 2 июля. Во всех случаях группа
отправляла на задание небольшое количество самолетов (как правило, три машины), действовавших совместно с бомбардировщиками из других частей и под сильным
эскортом немецких и итальянских истребителей. Основными целями являлись ВПП и рулежные дорожки аэродромов Микабба и Та Венеция. Потерь самолетов удавалось
избегать, хотя неоднократно SM.84 возвращались на базу с многочисленными пробоинами и ранеными членами экипажей. Такое относительное везение оборвалось 4 июля.
В тот день тройка SM.84, как обычно, везла свой груз 100-килограммовых бомб к Микаббе. Но «макки» из 51-го полка, назначенные в эскорт, в этот раз опоздали, дав
возможность десятке «Спитфайров» 249-й эскадрильи совместно с зенитной артиллерией без труда разделаться с бомбардировщиками. Все три SM.84 были сбиты,
полностью погиб экипаж одной из машин, а из второго экипажа уцелел лишь один человек.
Заметную роль SM.84 сыграли в битве у Пантеллерии (известной также как «битва середины июня») - воздушно-мор-ском сражении, в ходе которого немецкие и
итальянские силы пытались помешать операции «Гарпун» - проводке на Мальту очередного важного конвоя. Для сопровождения шести транспортов британцы выделили
линкор «Малайя», авианосцы «Игл» и «Аргус», а также крейсера, эсминцы и прочую «мелочь». ПВО соединения обеспечивали базирующиеся на авианосцах «Си Харрикейны»
(801-я и 813-я эскадрильи) и «Фулмары» (807-я эскадрилья).
Утром 14 июня в атаку на британское соединение вышли практически все боеготовые SM.84 36-го полка. Первую волну составили девять машин 109-й группы, вторую
-шесть 108-й. Экипажи сообщили о трех попаданиях торпед в британские корабли, но на деле все торпеды прошли мимо. Собственные же потери были очень значительны -
на базу не вернулись шесть SM.84. На следующее утро по конвою, находившемуся в то время южнее о. Пан-теллерия, работали SM.84bis 4-й группы с Шиакки. Девять
самолетов звеньями по три машины зашли на цель на большой высоте и сбросили 36 160-кг бомб. Два транспорта - «Бурдвен» и «Кентукки» - получили повреждения
(последний был вскоре потоплен в ходе новых налетов итальянской и немецкой авиации). Атаку отбивали «Спитфайры» 126-й и 249-й эскадрилий с Мальты, сбившие
одного SM.84bis и серьезно повредившие другого (на его борту было убито три из пяти членов экипажа).
В июле и начале августа активность частей, вооруженных SM.84, была незначительной. Из наиболее заметных эпизодов можно упомянуть, разве что неудавшуюся атаку 15
июля, когда шестерка самолетов 36-го полка отбомбилась по следовавшему на Мальту быстроходному минзагу «Уэлшмен», не причинив ему повреждений.
В августе 1942 г. в бой, наконец-то, пошли SM.84bis 32-го полка. 24 самолета этой части перебросили на Сардинию для участия в перехвате конвоя «Пьедестал». На
этот раз 14 транспортов, следовавших на Мальту, прикрывали линкоры «Нельсон» и «Родней», а также авианосцы «Игл», «Викториес» и «Индомитейбл» (не считая более
мелких кораблей). На авианосцах базировались шесть эскадрилий истребителей: 800-я, 801-я и 885-я «Си Харрикейнов», 809-я и 884-я «Фулмаров» и 806-я -
«Мартлетов».
Удары по конвою начались утром 12 августа. Первыми отработали торпедоносцы S.79, а за ними настала очередь SM.84bis. Десять самолетов 38-й группы майора Орландо
зашли на цель с разных направлений, сбросив по две «моторизованные бомбы» FFF (Motobomba FFF). Это оружие сбрасывалось на парашюте. После приводнения бомбы
запускался двигатель, и она начинала описывать концентрические круги радиусом от 500 до 4000 м со скоростью до 40 уз. Весила «мотобомба» 350 кг, из них 120 кг
приходилось на взрывчатку.
Ни одна «моторизованная бомба» поразить цель не смогла, однако корабли, уклоняясь от них, нарушили строй конвоя, что облегчило последующие атаки. Наряду с
другими итальянскими и немецкими самолетами, в них участвовали и торпедоносцы SM.84bis 89-й группы, вышедшие в атаку в 11:30 двумя пятерками (ведущие -
подполковник Фадда и лейтенант Леонарди) под прикрытием истребителей Re.2001. Экипажи 89-й группы доложили о попаданиях в транспорт и несколько крейсеров.
Во второй половине дня 13 августа 10 SM.84bis совместно с другими самолетами отправились на поиски английского авианосца, якобы находившегося севернее Бизер-ты,
но обнаружить цель не смогли. Утром на следующий день 15 самолетов 32-го стормо отбомбились по соединению X - непосредственному охранению конвоя, а после
полудня по этому соединению отработали ещё пять SM.84bis. Общий итог воздушно-морского сражения известен: хотя конвой понес тяжелые потери (потоплен авианосец,
два крейсера и эсминец, а также 9 из 14 транспортов), на Мальту удалось доставить 32 тыс. тонн сухих грузов и 15 тыс. тонн топлива, что позволило не только
продержаться гарнизону и населению острова, но и возобновить использование Мальты в качестве передовой базы для британских субмарин.
Наряду с 36-м полком, в операции против «Пьедестала» принимал участие и 7-й полк. Однако его самолеты работали не по конвою, а по аэродромам Мальты, пытаясь
парализовать базировавшуюся там авиацию. В частности, в ночь с 11 на 12 августа аэродром Лука бомбили два SM.84. В ночь с 14 на 15 августа налет совершили пять
самолетов 25-й группы. Они были перехвачены ночными истребителями «Бофайтер», сбившими одного SM.84 (из его экипажа выжил только командир, подполковник
Раваццони).
В конце августа 1942 г. командование Реджиа Аэронаутика отдало приказ о перевооружении на SM.84bis 99-й группы 43-го полка, дислоцированной в Брессо. Вскоре эта
часть получила 11 таких самолетов, которые предполагалось использовать в качестве дальних морских разведчиков. Также предполагалось частично перевооружить на
SM.84bis 8-й бомбардировочный полк.
После тяжелых сражений июня и августа 32-й полк передислоцировали в Джоя дель Колле. В его составе числилось 35 самолетов SM.84, включая несколько переданных из
36-го полка. Последний также отвели на отдых и пополнение в Пизу, оставив ему 16 самолетов. По состоянию на 1 октября в авиации Сицилии имелась единственная
часть, вооруженная SM.84 - 7-й полк, располагавший 27 самолетами (все в бомбардировочном варианте).
В начале ноября 1942 г. активность союзников в Западном Средиземноморье резко возросла - готовилась операция «Торч» (высадка в Северной Африке). Пытаясь
парировать эту угрозу, итальянцы предприняли ряд мер. В их числе было возвращение 6-7 ноября на Сардинию (на аэродромы Вилласидро и Милас) 89-й группы. В бой её
самолеты (SM.84, приспособленные для подвески «мотобомб» FFF) пошли 12 ноября, когда высадка уже шла полным ходом. Пять SM.84 229-й эскадрильи, возглавляемых
капитаном Спеццаферри, атаковали суда, стоявшие на якорях у Бужи (Алжир). Ожесточенный зенитный огонь и противодействие «Спитфайров» из 242-й эскадрильи не
позволили выполнить задачу. Бомбардировщик лейтенанта Ригуции был сбит, а уже при возвращении на базу столкнулись в воздухе самолеты капитана Спеццаферри и
младшего лейтенанта Карты (выжило двое, в том числе Спеццаферри). После этого провала командование ограничило боевую активность SM.84 ввиду высоких потерь в
людях и технике и мизерной эффективности. Мизерные шансы выжить осознавали и сами пилоты SM.84. Когда днем 30 ноября 229-я эскадрилья отправилась на
бомбардировку порта Бона, ведущий группы капитан Камера, заметив вдали над целью многочисленные барражирующие истребители противника, принял благоразумное
решение вернуться на базу, отказавшись от выполнения боевого задания. На следующий день на операцию отправилась 89-я группа в полном составе. Десять SM.84,
возглавляемых подполковником Фаддой, атаковали Бону. Отбомбившись по портовым сооружениям и кораблям, стоящим на якоре, они причинили значительные разрушения и
вызвали пожары. В то же время 228-я эскадрилья бомбила Бужи. Прикрытие бомбардировщиков обеспечивали истребители Re.2001, но они не смогли надежно защитить
подопечных. Над Боной SM.84 были атакованы «Спитфайрами» 81-й и 242-й эскадрилий, сбившими три бомбардировщика - капитана Стефани, младшего лейтенанта Кояна и
(от судьбы не уйдешь!) капитана Камеры. Все остальные бомбардировщики получили различной степени повреждения. После посадки три SM.84 признали не подлежащими
восстановлению и списали.
После налета 1 декабря 89-я группа сдала остававшиеся в ней SM.84 38-й группе (дислоцировавшейся в то время в Апьгеро). В конце декабря 32-й полк вернули с
Сардинии на материковую Италию - сначала в Джоя дель Колле, а затем в Лечче.
К началу 1943 г. 32-й полк располагал примерно двумя десятками SM.84 на аэродроме Лечче. 16 таких машин имелось в 10-м полку, готовившемуся к передислокации с
Сицилии в Реджио Эмилию. На смену ему из Витербо передислоцировался 8-й полк (около 20 самолетов). Наконец, 24 SM.84 числилось в 43-м полку на аэродромах
Новара/Камери и Левальдиги. Таким образом, в общей сложности в строевых частях Реджиа Аэронаутика имелось примерно 80 SM.84 и SM.84bis. Самолеты не пользовались
популярностью ни среди экипажей, ни среди командования. Показательно, что когда на рубеже 1942-1943 гг. потребовалось уничтожить при съемках художественного
фильма десяток трехмоторных бомбардировщиков, генштаб выделил для этой цели именно SM.84, а не, скажем, S.79.
В первые месяцы 1943 г. части, вооруженные SM.84, занимались в основном дальней морской разведкой. К апрелю количество таких самолетов в строевых частях
сократилось до 60 (в т.ч. 34 полностью боеготовых). Командование Реджиа Аэронаутика приняло решение о постепенном выводе SM.84 из первой линии. Когда в июле
1943 г. союзники высадились на Сицилии, такие самолеты оставались лишь в 43-м полку (98-я и 99-я группы), располагавшем примерно четырьмя десятками машин. 98-ю
группу (11 самолетов) срочно перебросили из Лонате Поццоло в Джоя дель Колле, откуда SM.84 приступили к ночным налетам на порты Аугуста и Сиракузы, захваченные
противником. В частности, вечером 12 июля в таком налете участвовали пять самолетов, 15-го - четыре, 18-го -шесть. Эти вылеты стали последними боевыми
операциями SM.84. В ходе их группа понесла значительные потери, как по боевым, так и по техническим причинам - к концу второй декады июля не осталось ни одного
исправного самолета.
На момент капитуляции Италии 8 сентября 1943 г. штаб 43-го полка и 99-я группа (Лонате Поццоло) располагали 18 SM.84, а 98-я группа (Джоя дель Колле) - 12.
Последняя часть дислоцировалась на юге Италии, избегнувшем немецкой оккупации. Её самолеты вошли в состав 2-го транспортного полка, вновь сформированного в
составе ВВС Италии, сотрудничавших с союзниками. В конце сентября 1943 г. в этом полку, наряду с самолетами SM.75, S.79, SM.84, «Фиат» G.12, имелось и шесть
исправных SM.84. В октябре в 241-й эскадрилье 132-й группы этого полка (Джоя Дель Колле), возглавляемой капитаном Ли Дестри, числилось семь SM.84, но только два
из них были исправны. В течение последующих месяцев благодаря усилиям ремонтных бригад, обшаривавших аэродромы юга Италии, удалось ввести в строй ещё несколько
SM.84. Такие машины появились и в составе 1-й транспортной группы.
В конце 1943 г. 241-я эскадрилья (семь SM.84) дислоцировалась в Лечче/Гапатина, а её главными задачами являлись связные и транспортные полеты на Сицилию. В
январе 1944 г. парк SM.84 в этой эскадрилье увеличился до восьми единиц, появились машины этого типа и в составе командования авиации Сардинии. Когда же в
начале июля 1944 г. 132-ю группу перевооружили бомбардировщиками «Мартин» «Балтимор», транспортные 240-ю и 241-ю эскадрильи передали в 98-ю группу. Основу её
парка составляли около двух десятков S.79, а количество SM.84 не превышало 6-7 единиц. В конце 1944 г. 241-ю эскадрилью передислоцировали в Рим/Ченточелле. В
этот период в её составе имелось 5-6 SM.84, но исправными были, как правило, лишь две-три машины. Всего же до 8 мая 1945 г. самолеты SM.84 в составе ВВС Италии,
сотрудничавших с союзниками, налетали в транспортных и тренировочных полетах 1528 часов. После окончания войны SM.84 эксплуатировались, в частности, в школе
бомбардировочной и транспортной авиации в Фрозиноне, а также в звене связи командования авиации Сицилии. По состоянию на 1 марта 1947 г. в строю все ещё
оставалось шесть самолетов этого типа. Последние из них летали до 1949 г.
Самолеты SM.84, оставшиеся в сентябре 1943 г. на подконтрольной немцам территории Италии, ограниченно использовались в качестве транспортных люфтваффе и ВВС
Итальянской социальной республики. Точное количество самолетов, эксплуатировавшихся немцами, неизвестно, но в 1944 г. по заказам Люфтваффе ремонт на заводе SIAI
в Верьяте прошло не менее 11 SM.84.
6-7 SM.84 (по другим данным, 10 машин) в 1943 г. получила Словакия. Летом 1943 г. они в составе 43-й эскадрильи участвовали в боях на Кубани. К моменту начала
Словацкого национального восстания в августе 1944 г. в строю оставалось 2 SM.84, но восставшими они никак не использовались.
...«Самолет-ошибка» или «неправильный самолет» - так называли SM.84 итальянские авиаторы. Созданный для замены S.79 он оказался хуже своего предшественника, и в
итоге «сошел с дистанции» раньше него.
Краткое техническое описание
SIAI SM.84 представлял собой трехмоторный моноплан смешанной конструкции двойного назначения - торпедоносец и горизонтальный бомбардировщик.
Низкорасположенное неразъемное трехлонжеронное крыло - деревянной конструкции, в целом идентичное крылу S.79. Обшивка крыла - фанерная и полотняная. Механизация
крыла представлена предкрылками типа «Хэндпи-Пейдж», элеронами и закрылками. В крыле располагались 16 топливных баков общей емкостью 3220 л. Баки
изготавливались из алюминиевого сплава и снабжались самозатягивающимся протектором, защищающим от пуль калибра 7,7 мм.
Набор фюзеляжа представляет собой сварную ферму из стальных труб. Фюзеляж в технологическом отношении делится на две части - верхнюю (с кабиной экипажа) и
нижнюю (с бомбоотсеком). Обшивка нижней части - из алюминиевого сплава, бортов - полотняная, верхней части -фанерная. В фюзеляже возможна установка двух
дополнительных топливных баков емкостью 355 и 415 л, а в бомбоотсеке - 2500-л бака.
Хвостовое оперение - двухкилевое. Набор стабилизатора и килей - деревянный, обшивка - из фанеры и полотна. Рули высоты и направления имели металлический набор и
полотняную обшивку.
Шасси - с хвостовым колесом. Основные стойки убирались в мотогондолы посредством гидравлики, причем колеса в убранном положении частично выступали наружу.
Хвостовое колесо - неубирающееся, управляемое.
Двигатели - 14-цилиндровые двухрядные радиальные воздушного охлаждения «Пьяджо» P.XI RC40 (на SM.84bis - P.XIbis RC40) мощностью 1000 л.с. Воздушные винты
-трехлопастные изменяемого шага.
Электроэнергией самолетные системы снабжались от генератора GR 1200 (с приводом от двигателя), а также двух 12-вольтовых аккумуляторов. Радиооборудование
состояло из приемника AR.8 и передатчика A-320ter; имелось также самолетное переговорное устройство В.30 и радиополукомпас RGM.37.
Фотооборудование размещалось в специальном отсеке в средней части фюзеляжа слева. Оно могло включать аэрофотоаппараты AGR.61, AGR.90, AL.30 или APR.87.
Бомбовая нагрузка размещалась в бомбоотсеке и на внешней подвеске. В бомбоотсеке можно было подвесить две 500-кг, три 250-кг либо 10 100-кг (или 50-кг) бомб, а
в исключительных случаях - одну 1000-кг бомбу. На подкрыльевых узлах допускалась подвеска двух 800-кг или 500-кг бомб, четырех 250-кг или же восьми 100-кг (либо
50-кг). При применении в торпедоносном варианте торпеда подвешивалась под фюзеляжем, смещенная к левому борту.
Оборонительное вооружение состояло из четырех 12,7-мм пулеметов «Бреда-САФАТ» с боекомплектом 350 патронов на ствол. Два из них располагались в боковых оконных
установках, один - в нижней установке, один - в верхней турельной установке «Ланчиани-Дельта» Е.