В ОКБ, учтя пожелания военных, приступили к работе над третьим вариантом СДБ
на заводе он шел под шифром "68", в ВВС - Ту-10 (одно время машину
обозначали Ту-4). В январе 1945 г Туполев докладывает о первых предварительных
характеристиках.
"Самолет "68" представляет собой серийный бомбардировщик Ту-2, на котором моторы
АШ-82ФН заменены на моторы АМ-39 взлетной мощностью 1800 л.с. и боевой мощностью
1600 л.с."
С этими моторами ОКБ гарантировало получение максимальной скорости у земли на
боевом режиме 500 км/ч, на высоте 2000-2200 м -550 км/ч, а на высоте 7700 м -
610-615 км/ч. Экипаж, как и на серийном Ту-2, состоял из 4 человек (летчик,
штурман, стрелок-радист и стрелок). Нормальная и максимальная бомбовая нагрузка
сохранилась неизменной, причем можно было подвешивать бомбу весом в 2000 кг.
"При работе на морском театре военных действий, самолет позволяет подвеску 2-х
торпед или трех донных и плавающих мин весом 1000 кг." На самолете "68"
сохранено стрелково-пушечное вооружение серийного самолета Ту-2": 2 пушки ШВАК
(по 150 снарядов) и 3 пулемета Березина (190 патронов для верхней передней
установки, 250 патронов для верхней задней установки и 350 патронов для нижней
люковой установки). Основные изменения коснулись винтомоторной группы. В своем
докладе Туполев отмечал:
"Ставящиеся на самолет "68" моторные установки берутся с самолета "63",
проходящего в настоящее время совместные Государственные и Заводские испытания в
ГК НИИ ВВС КА. Постановка этих установок на серийный самолет Ту-2 требует на нем
следующих изменений:
-
Установка в центроплане водяных радиаторов с вырезкой в нижней панели
кессона люков для монтажа радиаторов.
-
Изготовление новых моторных гондол, капотов, коков винтов моторов и
маслобаков для мотоустановок моторов АМ-39.
-
Изменение длины задних подкосов шасси для увеличения выноса колес шасси на
125 мм
-
Незначительные изменения в монтаже оборудования передней кабины,
заключающиеся: - в постановке на левый пульт крана пневматического управления
скоростями ПЦН, - в переключении сек тора управления ПЦН на управление краном
кольцевания, - в изменении правой приборной доски для размещения дополнительных
приборов контроля работы моторов АМ-39, - в изменении места крепления пускового
насоса и т.п.
-
Снятие бензобаков No.11 и изменение бензопроводки с целью создания
раздельных групп бензобаков для устранения неравномерного расхода горючего (по
типу предназначенному к внедрению в 1945 г. на самолетах Ту-2).
В конструкцию и оборудование самолета "68" вводятся все изменения и
доработки, проведенные по серийному самолету Ту-2 для внедрения их в 1945 г.
Основными из них являются:
-
Замена фонаря летчика на новый расширенный фонарь.
-
Постановка увеличенного вертикального оперения.
-
Изменение размещения радиостанции в соответствии с требованиями ГК НИИ ВВС
КА.
-
Постановка новой посадочной фары и ночного освещения
-
Замена блистерной установки штурмана на новую стрелковую установку
16.01 45 г. Главный конструктор А.Н Туполев"
3 февраля 1945 г НКАП своим приказом No.38 обязал ОКБ выпустить такую машину на
базе серийного Ту-2 No.16/20 производства завода No.23. Машина подверглась весьма
существенным переделкам. Установили новый фонарь пилота и штурмана, одно большое
круглое окно нижней стрелковой установки вместо трех маленьких, увеличили
вертикальное оперение и вынос колес шасси (на 125 мм), поставили новое хвостовое
колесо 480 х 200 мм. Винтомоторную группу сконструировали заново под моторы
АМ-39ФНВ с непосредственным впрыском топлива в цилиндры, в центроплане
разместили водяные радиаторы системы охлаждения, а хвостовую часть крыла
переделали в связи с заменой баков No.6 и 7 одним общим. Изменения коснулись и
вооружения. Установку БУШ у штурмана заменили на ВУС-1, ВУБ-2М у стрелка-радиста
- на ВУБ-65, модернизировали люковую установку, усовершенствовали систему
подъема бомб.
Вобрав в себя все эти изменения, серийный Ту-2 No.16/20 превратился в середине
мая в самолет "68" 2хАМ-39ФНВ. 19 мая 1945 г летчик-испытатель А.Д.Перелет и
ведущий инженер по испытаниям Б Н Гроздов впервые подняли машину в воздух
Заводские испытания продолжались до 8 июня. Неделю на самолете устраняли
выявленные дефекты, а 16 июня сдали НИИ ВВС на государственные испытания. Они
проходили с 28 июня по 30 июля 1945 г. На 35-м полете при аварийной посадке с
убранным шасси самолет получил повреждения, и испытания были прерваны. С 30 июля
по 16 ноября машина находилась в ремонте Одновременно устраняли и дефекты,
которые отметили военные испытатели 17 ноября "68"-я, оснащенная новыми винтами
АВ-5ЛВ-166Б, вышла на повторные государственные испытания, продолжавшиеся до 8
февраля 1946 г.
В Акте НИИ ВВС No.17 за 1946 г по результатам повторных государственных
испытаний самолета "68" 2АМ-39ФНВ с винтами АВ-5АВ-166Б дано заключение, что "самолет может быть рекомендован на вооружение ВВС при условии устранения всех
дефектов, отмеченных в акте".
Машину возвратили на завод No.156 Там на ней появились новые моторы АМ-39ФН2 с четырехлопастными флюгерными винтами АВ-9К-22А и пылефильтрами на всасывающих
патрубках, вертикальное оперение еще большей площади (6,03 м2 вместо 5,79 м2),
хвостовое колесо с пневматиком 530 х 230 мм. Поперечное V крыла уменьшили на 1 5
градуса с помощью конусных прокладок по стыковочному узлу.
Все работы опытное производство закончило 24 мая. Первый полет
модернизированной "68"-ой состоялся 28 мая (летчик-испытатель А.Д.Перелет).
После этого почти три месяца - до 10 августа - продолжались заводские испытания
на АЭС. С 16 сентября по 20 ноября 1946 г машина под ошибочным
обозначением Ту-4- проходила государственные испытания. Заключение НИИ ВВС КА
было сдержанным. "Самолет "68" государственные испытания прошел
удовлетворительно и при доведении дальности полета до 2100 км может быть принят
на вооружение ВВС". Испытывали самолет и с моторами АМ-40 с четырехлопастными
винтами АВ-9К-22А, но каких-либо преимуществ эти двигатели не дали.
"68" 2АМ-39ФН2 (с винтами АВ-5ЛВ-22А) под обозначением Ту-10 запустили в
небольшую серию на заводе No.82. "68" воплотила в себе все лучшее для машины
своего назначения - большую скорость в сочетании со значительной бомбовой
нагрузкой, мощным оборонительным вооружением и необходимой дальностью полета Она
стала последним серийным поршневым бомбардировщиком такого класса - ОКБ уже
работало над реактивными самолетами.