Повторная постановка самолета Ту-2 в серию на заводе
No.166 началась после выхода в свет
постановления ГКО No.8934 от 6 июня 1945 г. Для ознакомления заводчан
с подзабытой машиной в Омск с московского завода No.23 перегнали два самолета
Ту-2. К серийной постройке завод сумел приступить во второй половине 1946 г.
В строившиеся самолеты вносились изменения в соответствии с поступающими
требованиями ВВС. Наиболее существенные приведены ниже.
Ту-2 2АШ-82ФН No.04/07. В августе 1945 г. ОКБ передало заводу чертежи
модифицированного самолета. Изменения в основном касались вооружения и
бензосистемы: - емкость бомбодержателей была увеличена до 4000 кг, -
установлена штанговая проводка аварийного сбрасывания бомб, - увеличена емкость
бензобака No.6 за счет его слияния с бензобаком No.7. Машина No.04/07 вышла с завода в
августе 1947 г. Государственные испытания в НИИ ВВС проходили с 29 января по 5
апреля 1948 г. По заключению НИИ ВВС (Акт No.81 за 1948 г.) самолет испытания
выдержал удовлетворительно. В том числе по вооружению и бензосистеме, которые
были приняты для серии.
Ту-2 2АШ-82ФН No.06/15. В 1948 г. завод получил технические условия ВВС,
предусматривающие ряд дополнительных установок на самолете. В том числе: - противообледенительных устройств, - флюгерных винтов, - электрофицированной
установки ВЭУ-1 вместо ВУБ-68, - электромагнитного управления замками
бомбодержателей вместо электропиротехнического, - светотехнического оборудования
по типу самолета Ту-4 и пр.С учетом требований ВВС завод в августе 1948 г.
построил самолет Ту-2 2АШ-82ФН-212 No.06/15 со следующими изменениями- -
установлены противообледенительные устройства на крыле, оперении, винтах,
стеклах фонаря кабины летчика, - установлены флюгерные четырехлопастные винты
АВ-9ВФ-21К диаметром 3,6 м вместо АВ-5В-167А диаметром 3,8 м, - дистанционный
компас ПДК-44 заменен на ПДК-45, - осуществлен продув генераторов ГС-1500.
Государственные испытания прошли с 4 октября по 14 декабря 1948 г. По заключению
НИИ ВВС (Акт No.245 за 1948 г.) самолет Ту-2 2АШ-82ФН-212 с винтами АВ-9ВФ-21К
No.06/15 государственные испытания выдержал. Но при этом ВВС выдвинули целый ряд
пожеланий. Они были учтены в 1949 г. на самолете No.1660920.
Ту-2 2АШ-82ФН No.1660920, Винты АВ-9ВФ-21К. На самолете, не считая мелких
изменений, были установлены: - связная коротковолновая станция РСБ-5/230 вместо РСБ-ЗбисАД, - комбинированный электроавиагоризонт АГК-47А вместо АГП-2, -
гирополукомпас ГПК-46 вместо гиромагнитного компаса ГМК-2, - радиовысотомер
РВ-2, - радиокомпас РАРК-5 вместо радиополукомпаса РПКО-26, - маркерный приемник
МРП-48, - электрофицированная стрелковая установка ВЭУ-1 вместо ВУБ-68 23
сентября 1949 г. самолет был предъявлен на контрольные испытания. В заключении
НИИ ВВС (Акт No.60 за 1950 г.) отмечалось:
"1. Серийный Ту-2 No.1660920 2AШ-82ФН с винтами АВ-9ВФ-21К и конструктивными
изменениями (ВЭУ-2, РСБ-5, аппаратура слепой посадки и др.) контрольные
испытания прошел удовлетворительно.
2. Для повышения боевых качеств и для обеспечения возможности использования
Ту-2 в ночных и сложных метеорологических условиях на всех самолетах,
находящихся в частях ВВС, произвести доработки: - установить генераторы по 3000
ватт вместо ГСК-1500 ватт, - установить светотехническое оборудование кабин и
осветительные посадочные средства по образцу, отработанному на Ту-2 No.1/51..."
Всего с 3 августа 1945 г. по апрель 1950 г. завод построил 225 Ту-2 различных
модификаций. Затем завод перешел на выпуск Ил-28. В 1958-1960 гг. на заводе в
последний раз строились самолеты туполевского ОКБ - было выпущено 58 Ту-104.
На здании сборочного цеха заводчане установили памятную доску, напоминающую о
том, что именно здесь родились первые серийные Ту-2. В 1988 г., когда
отмечалось 100-летие со дня рождения А.Н.Туполева, памятная доска была
установлена и на здании Заводоуправления. Отношение омичей к памяти А.Н.Туполева
проявилось и в том, что одной из станций проектируемого омского метрополитена
они дали имя "Туполевская".
В послевоенное время выпуском Ту-2 занимался завод No.39 в
городе Иркутске. В сентябре 1948 г. из цехов завода вышел очередной самолет
No.10033905. Он стал первой серийной машиной 39-го завода, подвергнутой
контрольным государственным испытаниям. На самолете были установлены винты
АВ-9ВФ-21К, механические противообледенители крыла, оперения, винтов и фонаря
кабины летчика, выполненные по типу самолета No.7/58.
НИИ ВВС дал заключение:
"...1. Ту-2 No.10033905 2хАШ-82ФН с винтами АВ-9ВФ-21К испытания выдержал
2 Самолет Ту-2 No.10033905 соответствует техническим условиям ВВС 1948 г зз
исключением указанных в акте дефектов".
Отмеченные дефекты устранили на следующем самолете, переданном на контрольные
испытания Им стал Ту-2 No.10053915, на котором были выполнены дополнительные
требования ВВС.
В мае 1949 г в НИИ ВВС на контрольные испытания поступил Ту-2 2хАШ-82ФН
No.10053915 с винтами АВ-9ВФ-21К Испытания проходили с 6 июня по 21 июля 1949 г.
со следующими результатами:
По заключению НИИ ВВС :
"1 Серийный самолет Ту-2 No.10053915 2хАШ-82ФН с винтами АВ-9ВФ-21К и с
конструктивными изменениями (ВЭУ-1, РСБ-5, аппаратурой слепой посадки и др )
производства завода No.39 МАП контрольные испытания прошел удовлетворительно.
2. По своим летно-техническим данным Ту-2 No.10053915 соответствует ТУ ВВС на
поставку самолетов на 1949 г .
3. Предъявленные на самолете: -
верхняя электрофицированная установка ВЭУ-1 под Б-20, - связная радиостанция
РСБ-5, - радиокомпас АРК-5 с аппаратурой слепой посадки, - генераторы ГСН-3000,
-электрический авиагоризонт АГК-47 и гирополукомпас ГПК-46, - установка
кино-фотопулеметов ФКП-С-13, - противопожарное оборудование, - питание
гироприборов от обоих моторов, - лебедки для подъема бомб БЛ-47, - указатель
закрылков УЗ/1-47 испытания прошли удовлетворительно и рекомендуются в серию..."
Всего иркутский завод выпустил 218 самолетов Ту-2 различных модификаций.