В Новосибирске не прекращались испытания самолета
"В" с М-82ФН, наконец, виюле 1943 г. удалось достичь скорости, превосходящей ТТТ. На этих испытаниях
ведущим от ЛИИ НКАП был Поярков, от ОКБ - Марков, Стоман, Архангельский. 10
августа 1943 г. Андрей Николаевич с чувством полного удовлетворения доложил
Сталину о выходе самолета Ту-2 на все рубежи, заданные требованиями ВВС.
"ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ ТОВ.СТАЛИНУ И. В.
Решением Государственного Комитета Обороны от 17/VII-43 г. предложено
организовать на заводе No.23 серийный выпуск самолетов Ту-2 с моторами М-82-ФН, с
обеспечение следующих скоростей:
У земли - 500 км/час, на 1-й границе высотности мотора (1750 м) - 540 км/час,
на 2-й границе высотности мотора (5500 м) - 550 км/час.
Для обеспечения выполнения Вашего задания, мною были поставлены на опытный
самолет Ту-2 моторы М-82-ФН с непосредственным впрыском горючего. Этот самолет
прошел совместные испытания в ЛИИ НКАП и моего ОКБ с 77/VII-43
г. по 29A/II-43 г. При этом получены следующие данные:
У земли - 528 км/час, на 1 -и границе высотности мотора (1450 м) - 555
км/час, на 2-й границе высотности мотора (5050 м) - 568 км/час.
На прилагаемом графике скоростей самолета Ту-2, полученных при испытаниях,
нанесены для сравнения данные серийного самолета Ту-2 (1942 г.), самолета ДБ-ЗФ,
немецкого истребителя Мессершмидт 109-F и скорости самолета Ту-2, утвержденные
решением ГОКО. Из этого графика видно, что скорости советского бомбардировщика
Ту-2 превышают данные немецкого истребителя Мессершмидт 109-F. Полученные данные
делают самолет Ту-2 первоклассным дневным бомбардировщиком, практически имеющим
скорости большие скоростей истребителей противника.
Докладывая Вам, товарищ СТАЛИН, о полученных на испытаниях данных, я рад, что
мне удалось выдержать обещанные Вам скорости. В настоящее время я прилагаю все
силы к тому, чтобы самолет Ту-2 был освоен в серии на заводе No.23 и надеюсь, что
с Вашей помощью преодолею все трудности, которые стоят на пути этого освоения.
ПРИЛОЖЕНИЕ: - График скоростей самолета Ту-2. Только в адрес.
ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР А.ТУПОЛЕВ"
Опираясь на положительные результаты фронтовых испытаний Ту-2Р в 47 ГДРАП и
войсковых испытаний бомбардировщиков Ту-2 в 132 ОБАП, Туполев в разных
инстанциях доказывал необходимость восстановления серийного производства
самолета. Успех пришел только во второй половине 1943 г. 17 июля 1943 г. ГКО
принял постановление No.3754 о запуске в серию самолета Ту-2 на московском заводе
No.23. В нем были указаны основные летно-технические характеристики, которыми
должна обладать серийная машина.
Как раз в это время ОКБ занималось переоборудованием самолета No.716 в "стандартный тип" (Ту-2С). Его и решили строить серийно. Правда, до этого
машине предстояло пройти государственные испытания, но сомнений в успехе не
было. Поэтому 20 июля вышел приказ НКАП No.430:
"Во исполнение постановления ГКО приказываю:
1. Начальнику 10 Главного Управления т. Тарасовичу и директору завода No.23 т.
Иосиловичу и главному конструктору т. Туполеву организовать на заводе No.23
серийное производство самолетов Ту-2 с 2М-82ФН со следующими данными... Главному
конструктору т. Туполеву передать в НИИ ВВС на испытания к 25 июля с.г. самолет
Ту-2 с 2М-82ФН..."Самолеты Ил-4 с производства на заводе No.23 снять... (далее
даются задания заводам No.166 и No.23 по организации производства Ту-2) /Шахурин/"
Вскоре Ту-2 2М-82ФН No.716 успешно прошел государственные испытания и был
принят в качестве эталона для серийного производства на 1943-44 гг.