Неожиданное появление в составе RAF среднего бомбардировщика Martin 167F
"Maryland" во второй половине 1940 года в очередной раз показало, что
американские фирмы вполне способны создавать хорошие самолёты по зарубежным
контрактам. Основным театром боевых действий для них стала Африка, хотя
небольшую часть "Maryland" использовали на Ближнем Востоке. Пока RAF сохраняли
инициативу в воздухе эффективность этих бомбардировщиков оставалась достаточно
высокой при сравнительно низких потерях. Большинство недостатков "Maryland"
проявилось, когда в небе над Ливией и Египтом появились истребители Luftwaffe.
Тут же, в очень яркой форме, выяснилось, что текущий состав оборонительного
вооружения и откровенно слабая защищенность самолёта (например, отсутствовали
протектированные топливные баки и бронирование мест экипажа) не способствуют
высокой эффективности боевых вылетов. Впрочем, работы по модернизации "Maryland"
начались ещё до официальной выдачи новых требований.
Ещё в 1940-м году инженерами фирмы Martin, в инициативном порядке, был создан
проект под фирменным обозначением Martin 187. Самолёт отличался измененным
фюзеляжем, усиленным вооружением и более мощными двигателями. Проект был
предложен французскому правительству и 18-го мая 1940 года был даже подписан
предварительный контракт на поставку 400 самолётов Martin 187F, но слишком
быстрая капитуляция Франции оставила фирму без выгодного заказа. Чтобы работа не
пропала даром проект был предложен Великобритании. Британская закупочная
комиссия осторожно отнеслась к этой инициативе, но достаточно удачное применение
бомбардировщиков "Maryland" французскими ВВС привело к принятию положительного
решения. Таким образом, проект дорабатывался уже по британским требованиям.
Наиболее яркой отличительной особенностью Martin 187 (ему также было присвоено
название "Baltimor", по названию города, где находилась штаб квартира фирмы Glen
Martin), стал узкий и высокий фюзеляж, благодаря которому появилась возможность
разнообразить бомбовую нагрузку, нормальная масса которой составила 907 кг, а
максимальная – 1500 кг. Соответственно, кабины экипажа стали более просторными и
получили бронезащиту. Крыло перешло от предыдущей модели с минимальными
изменениями, но Martin 187 получил двигатели Wright R-2600-19А5В5 "Double
Cyclone" мощностью по 1600 л.с. оснащенные противопыльными фильтрами, поскольку
основным ТВД для этих самолётов оставалась Африка. Оборонительное вооружение
включало четыре 7,71-мм пулемета (три в крыле и один на верхней турели).
В начале 1941 года британская закупочная комиссия подписала контракт на поставку
400 самолётов. В скором времени заказ был расширен до 975 экземпляров, а в июне
1942 года было подписано соглашение на поставку ещё 600 машин. Прототип не
строился, а первый "Baltimor" Mk.I поднялся в воздух 14-го июня 1941 года.
Испытания прошли успешно, но судьба первой партии из 50 бомбардировщиков
оказалась несчастливой – во время перевозки в Великобританию транспортное судно
было потоплено и вместе с ним на дно ушло 42 самолёта. Кроме того, два "Baltimor"
пришлось вернуть в США для проведения дополнительных испытаний.
В связи с тем, что состав стрелкового вооружения, сравнительно с "Maryland", так
и остался без изменений, вопрос защищенности самолёта был наиболее актуальным
для RAF. Вторая модификация, получившая обозначение "Baltimor" Мk.II, претерпела
ряд изменений – два 7,71-мм пулемета установили в верхней башенной турели, один
пулемет размещался в нижней люковой установке и четыре пулемета находилось в
крыле. Всего было собрано 100 "Baltimor" Мk.II.
Дальнейшая модернизация была проведена при участии британских специалистов.
Верхняя турель американского образца была заменена на стандартную для британской
промышленности турель Boulton-Paul с электроприводом и счетверенными 7,71-мм
пулеметами. Эта модификация получила обозначение "Baltimor" Мk.III и была
выпущена в количестве 250 экземпляров.
Все следующие модели получили обозначения USAAF. Согласно закон о ленд-лизе
американские самолёты предоставлялись во временное пользование и впоследствии
должны быть возвращены. Таким образом, следующая модификация сразу три
обозначения: фирменное Martin 187B-2, британское "Baltimor" Мk.IIIA и
американское RА-30. Всего был собран 281 самолёт, в целом идентичный Mk.III, но
предназначавшийся для разведки. Вслед за ними собрали 294 "Baltimor" Mk.IV
(A-30A), отличался только башней фирмы Martin с двумя 12,7-мм пулеметами
Colt-Browning.
Самая массовая модификация "Baltimor" Мk.V, собранная в количестве 600
экземпляров, получила только 12,7-мм пулеметы во всех стрелковых точках. Кроме
того, были установлены более мощные двигатели. Также планировалось появление
специализированной патрульно-бомбардировочной модификации "Baltimor" GR.Мk.VI,
но этот проект так и остался не реализованным, а Coastal Command были
предоставлены 14 серийных бомбардировщиков модификаций Mk.IV и Mk.V. Эти машины
поступили на вооружение в апреле-мае 1945 года и поступили в 728-ю эскадрилью
Исследовательского Центра флота.
В начале 1942 года первые "Baltimor" Mk.I поступили на вооружение No.223
Squadron RAF, до этого летавшая на "Maryland". В течении года новыми
бомбардировщиками оснастили No.69 Squadron в Гибралтаре, а также No.55 и No.203
Squadron дислоцированные в Египте. Затем, до 1944 года, бомбардировщики "Baltimor"
различных модификаций были приняты на оснащение No.13, 52, 454, 459 и 680
Squadron RAF, которые действовали на Ближнем Востоке, В Северной Африке и
Италии.
Постепенно "Baltimor" заменялись на более новые бомбардировщики, но их
использование в частях первой линии продолжалось даже после войны. Например,
No.249 Squadron дислоцированный на авиабазе Истли в Кении, получил "Baltimor"
Mk.IV и Mk.V лишь в октябре 1945 года и эксплуатировал их до февраля 1946 года.
Выведенные из состава RAF бомбардировщики не отправляли в США, а передавали
союзникам. В первой половине 1944 года на "Baltimor" пересели итальянские
пилоты, сохранившие лояльность новому итальянскому правительству. Кроме того, в
1944 году 72 "Baltimor" Mk.IV продали Турции. Самолёты прибыли в Адану двумя
партиями (21-го августа - 26 и 12-го ноября - остальные 46) и после ввода в
строй получили номера от 5301 до 5372. Как это ни странно, но "Baltimor"
заменили в составе 1.Alay и 2.Alay бомбардировщики Fairey "Battle" британской
постройки, которые сразу же были списаны в виду полной устарелости и
непригодности для боевого использования. В составе первой линии турецких ВВС "Baltimor"
летали до 1949 года, пока их не заменили на "Mosquito". Последний самолёт этого
типа использовадся в батальоне Mansh до 1950 года.
Модификации
: |
|
|
Baltimore Mk I |
первоначальный серийный вариант по
заказу Великобритании с двигателями Wright 2600-A5B Cyclon; 50 экземпляров. |
Baltimore Mk II |
в общих чертах похож на Mk I,
в надфюзеляжной турели устанавливались
пулеметы Виккерс 'К', управлявшиеся
двумя руками; 100 самолетов. |
Baltimore Mk III |
усовершенствованный вариант по заказу
Великобритании; с более мощными двигателями Райт R-2600-19 и турелью Болтон Пол. 250 самолетов. |
Baltimore Mk IIIA |
в основном похож
на Mk IIIA, с
отличиями в отдельных деталях; заказан
ВВС США под обозначением А-30А; 294
самолета. |
Baltimore Mk IVA |
прототип
разведывательного / торпедного бомбардировщика; два двигателя Gnome-Rhone мощностью 740 л.с.,
сменное колесное или поплавковое шасси (один
самолет). |
Baltimore Mk V |
последний и
основной серийный вариант, в основном похожий на Mk IV, за исключением двигателя: оснащен
новыми моторами R-2600-29 мощностью 1700 л.с.;
600 самолетов |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Baltimore Mk I |
Размах крыла, м |
18.69 |
Длина, м |
14.80 |
Высота, м |
5.41 |
Площадь крыла, м2 |
50.03 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
7013 |
нормальная взлетная |
10251 |
Тип двигателя |
2 ПД Wright R-2600-10 Cyclon 14 |
Мощность, л.с. |
2 х1660 |
Максимальная скорость , км/ч |
491 |
Крейсерская скорость , км/ч |
362 |
Практическая дальность, км |
1741 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
7100 |
Экипаж, чел |
4 |
Вооружение: |
четыре установленных в крыле 7,7-мм пулемета,
два(четыре) подобных пулемета в надфюзеляжной турели,
два 7,62-мм пулемета под фюзеляжем; бомбовая нагрузка до 907 кг |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2016
|