Немногим известно, что
конструированием двигателей нового типа (реактивных, турбовинтовых) занимались
инженеры не только ведущих авиационных держав. В середине 1930-х гг. в Венгрии
проводились успешные опыты по созданию ТВД. Руководил созданием двигателей Жоржи
Йендрассик (Gyorgy Jendrassik). В 1937 году был построен первый образец
мощностью 75 кВт (100 л.с.), а в 1940 году начались работы по опытному
экземпляру CS-1 предназначавшегося для испытаний на самолётах. Венгерский ТВД
мог развивать мощность до 1000 л.с., причем установленный на нем редуктор
понижал при передаче на винт обороты двигателя с 13500 до 1600 об\мин. Хотя это
направление считалось перспективным получить два первых опытных двигателя CS-1
удалось только в 1944 г. Как раз специально под них конструктор Ласло Варга
спроектировал легкий бомбардировщик названный X/H.
Этот самолёт в основном имел дюралевую конструкцию с электроприводами для
механизмов уборки шасси и поворотом закрылок. По сути
это был чисто экспериментальный бомбардировщик, на котором планировалось
отработать установку ТВД и некоторых других
систем. Никаких сверхзадач перед конструкторами не ставилось.
Прототип X/H построили к началу
1942 года, но так как ТВД всё ещё не были готовы на него временно планировалось
установить обычные рядные моторы DB 605B также
устанавливаемые на Ме-210Са, но в конечном итоге остановились на Jumo 210Е
снимаемые с устаревших истребителей Не.112В. С ними и
были проведены первые тестовые полёты весной 1943 года. Дожить до установки ТВД
самолёту X/H не удалось - в 1944 году он погиб под бомбами американских
бомбардировщиков.
Опыты было решено продолжить на
втором опытном самолёте X/G, построенном в 1943 г. Самолёт первоначально
оснащался двумя
рядными моторами Argus As.10C (240 л.с.) и также имел смешанную конструкцию.
Испытательный цикл X/G сильно затянулся и ТВД
на нем тоже не успели остановить. О дальнейшей судьбе самолёта история
умалчивает, так как после весны 1944 года о нем более
ничего не известно. Ласло Варга также разработал проект легкого истребителя V/G
с мотором Argus As.410 и легкого бомбардировщика
Z/G с моторами Hirth 504 (105 л.с.).
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Varga X/H |
Размах крыла, м |
15.70 |
Длина, м |
12.74 |
Высота, м |
5.50 |
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
4500 |
нормальная взлетная |
6500 |
Тип двигателя |
2 ТВД Jendrassik
Cs-1 |
Мощность, л.с. |
2 х 1000 |
Максимальная скорость , км/ч |
540 |
Крейсерская скорость , км/ч |
480 |
Практическая дальность, км |
1000 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
10000 |
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
|
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2024
|