Уголок неба ¦ Consolidated XB-24 Liberator

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   XB-24 Liberator
       
Разработчик: Consolidated
Страна: США
Первый полет: 1939
Тип: Опытный тяжелый бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В июне 1938 г. Объединенный совет армии и флота США сделал заключение о том, что стране необходим новый тяжелый бомбардировщик и разведчик с дальностью полета большей, чем у только что принятого на вооружение Боинга В-17 "Флайинг фортресс". В январе 1939 г. начальник штаба Авиационного корпуса армии генерал Эрнолд предложил фирме "Консолидейтед эркрафт корпорейшн" начать работы по новому самолету.

Проект получил название "модель 32". Работами руководил главный конструктор А. Лэдден. Фюзеляж сделали достаточно высоким, чтобы разместить большое количество бомб. Бомбы подвешивались вертикально в двух отсеках: переднем и заднем. Предусматривалась бомбовая нагрузка в 3630 кг - четыре бомбы по 908 кг, или восемь по 454 кг, или 12 по 227 кг или 20 по 45 кг. Продольная балка фюзеляжа служила также мостиком через бомбоотсек. Последний не имел традиционных створок. Створки сворачивались как металлические шторы, не создавая в открытом положении дополнительного аэродинамического сопротивления. Для улучшения маневренности на земле и сокращения пробега на самолете установили трехколесное шасси с носовым колесом вместо привычного костыльного колесика. При этом основные стойки не убирались в мотогондолы, как у других бомбардировщиков, а складывались вбок, укладывая колеса плашмя в крыло, как у истребителя.

Вооружение по проекту состояло из пяти пулеметов калибра 7,62 мм. Один стоял впереди, остальные - в люках сверху, снизу и с боков, а также в хвостовом блистере. Но главным отличием нового бомбардировщика являлось так называемое "крыло Дэвиса".

Это крыло придумал молодой инженер Д.Дэвис в 1938 г. Когда его впервые попробовали в аэродинамической трубе, решили, что приборы вышли из строя - так высока была его эффективность. "Крыло Дэвиса" впервые установили на опытную летающую лодку "модель 31" в 1939 г. Выглядевший громоздким и неуклюжим, самолет отлично летая, но на вооружение его все-таки не приняли.

Конструкцию крыла летающей лодки практически полностью заимствовали для нового бомбардировщика. В сочетании с закрылками Фаулера оно дало возможность нести ту же нагрузку, что и В-17, но при большей скорости и дальности. В крыле располагались главные интегральные бензобаки. Отсеки должны были герметизироваться пастой "дюпрен" и заполняться бензином. Это дало существенную экономию веса. От "модели 31" взяли также двухкилевое оперение. Самолет должен был оснащаться четырьмя двухрядными звездообразными моторами Пратт-Уитни R-1830 "Туин Уосп" по 1200 л.с.

30 марта 1939 г. корпорация получила контракт на постройку опытного образца машины, официально названной ХВ-24. Через месяц конгресс США, учитывая обострение обстановки в Европе, проголосовал за увеличение Авиационного корпуса до 6000 самолетов. Это привело к заказу еще семи YB-24 для войсковых испытаний. А уже к августу "Консолидейтед" получила еще контракт на 38 серийных В-24А.

Опытный ХВ-24 выкатили из цеха в Сан-Диего через 8 месяцев и 28 дней после выдачи заказа, на сутки раньше срока. 29 декабря 1939 г. У. Уэтли, шеф пилот "Консолидейтед", поднял самолет в воздух со взлетной полосы аэродрома Линдберг-филд. Реальный ХВ-24 несколько отличался от проекта "модели 32". В частности, стрелковое вооружение состояло уже из крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов на шкворневых установках в носу, в бортовых окнах и в хвосте.

В ходе летных испытаний машина летала то с экипажем из испытателей "Консолидейтед", то с военными летчиками. Уже первые полеты показали, что "крыло Дэвиса" дает самолету определенные преимущества, особенно в отношении дальности. С полной бомбовой нагрузкой ХВ-24 имел дальность на 320 км большую, чем В-17С. С дополнительными бензобаками разница достигала 950 км. Новый бомбардировщик фирмы Консолидейтед спокойно покрывал расстояние, которое для В-17 считалось предельным. При этом он еще мог нести половину своего обычного бомбового груза, в то время как "Летающая крепость" брала на борт только горючее! Обратив на это внимание, правительства Англии и Франции также начали внимательно приглядываться к перспективному самолету.

Объявление войны Германии в сентябре 1939 г. вынудило Францию заказать сразу 60 машин и начать переговоры еще о 120. Эти бомбардировщики получили экспортное обозначение LB-30MF. Вслед за французами англичане тоже выбрали новый самолет Консолидейтед.

По английской традиции каждый тип военного самолета получает имя. Британское министерство авиации спросило президента корпорации Консолидейтед Р.Флита (кстати, бывшего летчика) о его мыслях на этот счет. Он телеграфировал в Лондон - "Либерейтор", что по-английски означает "освободитель". Это имя и закрепилось за машиной, причем не только в Англии, но и в США.

Интересно отметить тот факт, что французский и британский контракты поступили еще до того, как Авиационный корпус заказал серийные машины для себя. Правда, когда Франция в июне 1940 г. капитулировала, Консолидейтед не успела поставить ей ни одного бомбардировщика. Все французские заказы росчерком пера генерала де Голля перешли к англичанам.

Опытный ХВ-24 был официально принят Авиационным корпусом 13 августа 1940 г. Перед этим в машину внесли несколько важных изменений. Моторы R-1830-33 по 1200 л.с. заменили на R-1830-41 той же максимальной мощности, но с турбонагнетателями Дженерал Электрик В-2 (R-1830-33 комплектовались двухскоростными приводными нагнетателями). Турбонаддув двигателей улучшил их высотные характеристики. Военные также заставили конструкторов Консолидейтед отказаться от интегральных баков, заменив их обычными съемными, но со слоем протектора, затягивающего пулевые пробоины.

Одновременно увеличили размах стабилизатора, немного переделали мотогондолы и ввели в управление двигателями устройство, позволявшее выдавать не менее 60% мощности даже при полностью не работающем секторе газа у пилотов (на случай боевых повреждений). Все эти переделки подняли полный вес самолета с 17250 кг до 18610 кг - более чем на тонну. Доработанный самолет получил обозначение ХВ-24В. Первый его полет в новом облике имел место 1 февраля 1941 г. Позднее проблемы с надежностью моторов R-1830-41 вынудили перейти к использованию R-1 830-43 той же мощности.






 ЛТХ:
Модификация   XB-24
Размах крыла, м   33.53
Длина, м   19.43
Высота, м   5.69
Площадь крыла, м2   97.36
Масса, кг  
  пустого самолета   12470
  нормальная взлетная   17400
  максимальная взлетная   21050
Тип двигателя   4 ПД Pratt Whitney R-1830-33 (S3C4-G) Twin Wasp
Мощность, л.с.   4 х 1200
Максимальная скорость , км/ч   439
Крейсерская скорость , км/ч   299
Перегоночная дальность, км   7564
Практическая дальность, км   4800
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   9600
Экипаж, чел   7
Вооружение:

  пять 7,62-мм пулемета (один в носовой части, один в нижней и один в верхней части фюзеляжа, по одному пулемету в боковых окнах)
  Бомбовая нагрузка - 3628 кг


 Доп. информация :


  Фотографии:

 XB-24
 XB-24
 XB-24
 XB-24
 XB-24
 XB-24
 XB-24
 XB-24
 XB-24
 Кабина пилотов XB-24

  Варианты окраски:

 XB-24

 



 

Список источников:

Авиамастер. Владимир Котельников. В-24 "Либерейтор"
Иван Малышев. Consolidated B-24 Liberator
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Consolidated XB-24 Liberator
Monografie Lotnicze 86-88. Krzysztof Janowicz. Consolidated B-24 Liberator
Crowood. Martin W. Bowman.
Consolidated B-24 Liberator
Squadron/Signal. Bert Kinzey.
B-24 Liberator in Detail 
Squadron/Signal. Larry Davis
B-24 Liberator in Action


Уголок неба. 2016 



 

  Реклама: