В начале тридцатых годов для более быстрого насыщения бомбардировочных
подразделений Regia Aeronautica производство трехдвигательных SIAI-Marchetti
SM.81 "Pipistrello" было поручено CRDA. В октябре 1935 года инженер Филиппо
Цаппата, в то время руководитель и главный конструктор авиационного
подразделения компании в Монфальконе, в порядке частной инициативы на
спецификацию конкурса 1934 года предложил разработать и построить новую модель
бомбардировщика для Итальянских Королевских ВВС. Проект самолета
Z.1011 представлял
собой цельнодеревянную конструкцию, характеризующуюся двумя моторами, низким
расположением крыла, убирающимися шасси и четырьмя членами экипажа.
Поводом к разработке послужила спецификация, выданная в 1934 году. В ней для
Regia Aeronautica требовался двухмоторный дневной средний бомбардировщик с
возможностью ночных бомбежек. В качестве силовой установки конструктором
предусматривались радиальные двигатели Gnome-Rhône 14K Mistral Major с
двухлопастными винтами изменяемого шага. И хотя самолет не был спроектирован
явно для той цели, Цаппата решился построить опытный образец, который было нужно
отправить в Экспериментальный Центр в Гуидонии для проведения военных испытаний.
Первоначальный интерес со стороны военных властей способствовал появалению
контракта на поставку 12 самолетов, которым были выделены номера военного
регистра с MM.20541 по MM.20552. Затем в начале 1936 года был подписан новый
контрактом на сумму 3600000 лир, в котором количество бомбардировщиков
сокращалось до шесть экземпляров, получивших номера MM.20541 - MM.20546.
Строительство опытного образца MM.20541, оснащенного радиальными двигателями
Isotta Fraschini K.14 номинальной мощностью 950 л.с. или Gnome-Rhône 14K,
произведенными на лицензии в Италии и сравнимыми с теми, которые предусмотрены в
спецификации, закончилось в первые месяцы того года. Первый полет под
управлением Марио Стоппани состоялся 2 марта 1936 года. Уже после первых полетов
Стопани сообщил, что у самолета недостаточная мощность и неустойчивый в линии
полета.
Чтобы попытаться исправить продемонстрированные недостатки инженер Цаппата
кардинально переработал хвост и заменил на два 12-цилиндровых V-образных
двигателя жидкостного охлаждения Isotta Fraschini Ассо XI RC.40 мощностью 840
л.с. (618 кВт). После возобновления полетов и, найдя тревожную тенденцию
приобретать дифферент на виражах, Zappata вмешался снова, увеличив поверхности
компенсации. Эти действия решены первоначальные проблемы, но хотя можно было
полностью исправить будущее этих шести прототипов, Regia Aeronautica перевела
самолет в разряд неперспективных, направив их в качестве учебно-тренировочных
самолетов в бомбардировочную школу, включенную в 18-й бомбардировочный полк (18º
Stormo Bombardamento Terrestre) на базе Авиано.
Последующее предложение было выражено в 1936 году Высшей комиссией (Commissione
Superiore) по стратосфеным полетам - пожелание приспособить самолет к полетам на
большой высоте, оснастив его парой радиальных двигателей Piaggio P.XI RC.100,
оснащенных двухскоростными компрессорами. ответа на него не последовало и новая
модель развития не получила.
Нет никаких известий о боевом применении этих машин, которые к перемирию
находились в ведении учебного подразделения. Но после той даты они,
предположительно, пошли на слом как непригодные к полетам.
Техническое описание
CANT Z.1011 был двухмоторным монопланом с низким расположением крыла с
двухкилевым оперением и убирающимися шасси.
Фюзеляж сделан из дерева и покрыт фанерными панелями. Пилотская кабина -
закрытая с расположением первого и второго пилотов бок о бок. Застекленное
рабочее место штурмана в носу упрощает процесс наведения. Для защиты самолета
предусмотрены две оборонительные турели: верхняя и брюшная (подфюзеляжная).
Оканчивался фюзеляж двухкилевым оперением, вертикальные части которого крепились
к горизонтальной плоскости большого размера.
Крыло никопланное, консольного типа и состоит из трех частей: центроплана,
интегрированного с конструкцией фюзеляжа и двух консолей. Крыло
цельнодеревянное, трехлонжеронное с фанерной обшивкой.
Стойки шасси, имеющие сильную амортизацию, убираются поворотом назад в задние
части мотогондол. Хвостовое колесо не убирается и также имеет амортизацию.
Силовая установка в серийной версии состоит из двух 12-цилиндровых V-образных с
развалом цилиндров под углом 60° моторов жидкостного охлаждения Isotta Fraschini
Asso XI RC.40 мощностью 840 л.с., оснащенных двухлопастными винтами.
(c) alternathistory.org.ua
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Z.1011 |
Размах крыла, м |
25.00 |
Длина, м |
17.50 |
Высота, м |
5.98 |
Площадь крыла, м2 |
80.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
6100 |
нормальная взлетная |
9600 |
Тип двигателя |
2 ПД
Isotta Fraschini Asso XI RC.40 |
Мощность, л.с. |
2 х 840 |
Максимальная скорость , км/ч |
370 |
Крейсерская скорость , км/ч |
310-326 |
Практическая дальность, км |
2000 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
8000 |
Экипаж, чел |
5 |
Вооружение: |
два сдвоенных 7,7-мм пулемета Breda-SAFAT бомбовая нагрузка - до 1000 кг |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2014
|