Вертолеты SH-3A были признаны первыми полностью полноценными противолодочными
вертолетами, способными выполнять свои задачи в любой части земного шара, в
любых погодных условиях. Однако Флот США нуждался не только в противолодочном,
но и многоцелевом палубном вертолете, предназначенном для выполнения
поисково-спасательных задач, в первую очередь при выполнении полетов самолетов с
авианосцев, транспортных операций для перевозки грузов и людей с берега на
корабль и с корабля на корабль, связи, наблюдения и корректировки. Для этих
целей конструкторы фирмы Сикорского разработали на базе SH-3 многоцелевую
модификацию CH-3A. В освобожденной от оборудования грузо-пассажирской кабине
теперь могло разместиться до 26 пассажиров или 15 раненых на носилках либо до
3,6 т груза. Заводское название этой модификации - S-61A.
"Си Кинги" приобретались не только Флотом США. ВВС США купили шесть "Си Кингов"
CH-3B аналогичных флотским CH-3A.
Спроектированный изначально как противолодочный, вертолет S-61 оказался, подобно
многим своим предшественникам, неплохой многоцелевой машиной. На нем Сикорским и
его сотрудниками была реализована концепция использования единой отработанной
динамической системы (несущий и рулевые винты, силовая установка, система
управления и трансмиссия) и разных в зависимости от назначения типов фюзеляжа.
Пентагон предложил фирме Сикорского построить десантно-транспортный вертолет для
ВВС США на базе противолодочного "Си Кинга". Конструкторы сохранили от "Си
Кинга" динамическую систему, а сам фюзеляж почти полностью перепроектировали,
оставив только кабину пилотов. Грузовая кабина получила характерное для
транспортных машин почти прямоугольное поперечное сечение, неизменной по всей
длине ширины. Длина кабины составляла 7,89 м, ширина - 1,98 м, длина - 1,91 м и
объем - 36,95 куб.м. Завершалась грузовая кабина откидной грузовой рампой. По
ней колесная техника могла заезжать в кабину. Для загрузки и выгрузки грузов
кабина была оборудована гидролебедкой. Вертолет мог перевозить два джипа или до
26 десантников. Крупногабаритная техника массой до 3650 кг могла перевозиться на
внешней подвеске. В качестве двигателей использовались два "Дженерал Электрик"
Т58-1 мощностью по 1250 л.с. Шасси осталось трехопорным, но с передней опорой.
Основное шасси убиралось в боковые крыловидные пилоны-спонсоны. В них находились
топливные баки.
Вооруженные силы США присвоили новому вертолету обозначение CH-3C. На фирме
машину именовали S-61R. CH-3C совершил первый полет 17 июня 1963 г. Командование
ВВС сразу же разместило на фирме заказ на первые 20 серийных машин. Полностью
фирма построила 70 CH-3C. На производство этих вертолетов отрицательно сказалось
завершение к этому времени многолетней тяжбы между ВВС и Армейской авиацией США
за сферы ответственности. Вертолетной авиации ВВС достались только
поисково-спасательные операции, высадка диверсионно-разведывательных групп
специального назначения и транспортное обслуживание подразделений ВВС.
В 1965 г. на основании опыта эксплуатации CH-3C во Вьетнаме фирма "Сикорский"
разработала вариант переделки этих машин в поисково-спасательные аппараты HH-3C.
Они отличались бронезащитой двигателей, элементов трансмиссии и мест экипажа, а
также увеличенной вместимостью топливных баков. Дополнительные подвесные баки
подвешивались сбоку каждого спонсона. Пулеметы были установлены по одному в
окнах с каждого борта и на задней рампе. Всего было переделано 12 CH-3C в HH-3C.
На CH-3C была опробована система MARS. Она представляла собой два стержня-рога с
тросом между ними и крюком-захватом на тросе, при помощи которых предполагалось
проводить подхват строп парашюта прямо в воздухе. Несмотря на то что систему
отработали до высокого совершенства, спасать людей на ней так и не решились, но
зато очень эффективно использовали MARS над Вьетнамом для подхвата в воздухе
беспилотных самолетов-разведчиков.
Вертолеты CH-3C и HH-3C послужили прототипами для создания в 1966 г. двух новых
более усовершенствованных модификаций - CH-3E и HH-3E. Они отличались, в первую
очередь, более мощными двигателями "Дженерал Электрик" Т-58-5 мощностью по 1500
л.с. С 1966 г. транспортные вертолеты CH-3E стали использоваться во Вьетнаме для
снабжения аэродромов и баз. Всего фирма Сикорский построила и перероборудовала
из CH-3C четыре десятка машин CH-3E.
Модификации
: |
|
|
CH-3A (S-61A) |
транспортная модификация SH-3A для ВВС США. |
CH-3B (S-61A) |
вариант CH-3B построенный специально для ВВС
США. |
CH-3C (S-61R) |
вариант с удлиненным фюзеляжем и задней
опускаемой рампой. |
CH-3E (S-61R) |
модификация CH-3C с более мощными двигателями
General Electric Т-58-5 мощностью по 1500 л.с. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
CH-3E |
Диаметр главного винта, м |
18.90 |
Диаметр хвостового винта, м |
3.23 |
Длина,м |
16.69 |
Высота ,м |
5.13 |
Масса, кг |
|
пустого |
5600 |
нормальная взлетная |
9200 |
максимальная взлетная |
10010 |
Внутренние топливо, л |
3180 |
Тип двигателя |
2 ГТД General Electric T58-GE-5 |
Мощность, кВт |
2 х 1119 |
Максимальная скорость, км/ч |
284 |
Крейсерская скорость, км/ч |
248 |
Практическая дальность, км |
1254 |
Практический потолок, м |
6400 |
Статический потолок, м |
3700 |
Экипаж, чел |
3 |
Полезная нагрузка: |
2270 кг груза в кабине или 3650 кг груза на подвеске |
Вооружение: |
Возможно установка
двух 12.7-мм пулеметов |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|