Вслед за флотом S-58 заинтересовались и сухопутные войска США. Его характеристики, как нельзя лучше, соответствовали требованиям, предъявляемым командованием армии к вертолетам. Первоначально армейская авиация заинтересовалась машиной Пясецкого PV-22 (Н-21), но после выявления характерных для продольной схемы недостатков, военные сократили закупки PV-22 и
предпочли S-58. "58-й" имел тот же двигатель "Райт" R-1820, что и PV-22, но обладал лучшими летно-техническими характеристиками.
В 1956-м S-58 в одном полете установил три мировых рекорда скорости: по замкнутому маршруту на базе 100 км -228,36 км/ч, на базе 500 км - 218,87 км/ч и на 1000 км - 213,4 км/ч. С 1954-го в
армейскую авиацию поставлено под обозначением Н-34А Chocktaw (название индейского племени) 434 вертолета. Еще 23 такие же машины переделали из UH-34D, переданных армии морской
пехотой ВМФ.
Грузопассажирская кабина вмещала до 18-ти экипированных солдат либо 8 раненных на носилках. По весовым характеристикам Н-34А соответствовал Ми-4, однако он, в отличие от
советской машины, не имел грузового люка и рампы, что ограничивало габариты перевозимого груза. Крупногабаритные грузы до 2200 кг транспортировались на внешней подвеске, для наблюдения за которыми в
полу имелось застекленное окно.
В 1956-м на S-58 опробовали автоматическую систему стабилизации, устранявшую раскачку груза. Для подъема менее крупных грузов и для спасательных операций на "Чоктоу"
сохранили грузовую лебедку от "Сибета". Для удобства работы с ней под дверным проемом фюзеляжа установили выдвижную ступеньку. Так как дальность для армейского вертолета требовалась меньше, объем
переднего топливного бака Н-34А сократили. Топливные баки "Чоктоу" протектировались.
Н-34А "Чоктоу" использовался также для разведки, обучения и воздушного наблюдения, став основным вертолетом сухопутных войск. Хотя единственным местом применения
американцами "Чоктоу" была мелкая десантная операция в Ливане в 1958-м, именно на нем "обкатали" тактику применения армейской авиации. В сентябре 1962-го Н-34А получил обозначение СН-34А.
Так как все Н-34А поставлялись в американские войска, находившиеся в Европе (в дальневосточные гарнизоны армии США направлялись только вертолеты Пясецкий Н-21), во
Вьетнаме их армейская авиация не использовала, но долгое время они составляли основу вертолетных подразделений ВВС Южного Вьетнама. Первые 30 экземпляров поступили в 1959-м. Переданные по программе
военной помощи Н-34А и Н-34С (о нем далее) укомплектовали семь южновьетнамских вертолетных эскадронов.
Широко использовали свои шесть "Чоктоу" канадские ВВС. Они применялись для транспортных и поисково-спасательных работ, при создании на севере страны системы раннего
оповещения и наблюдения ПВО. Несколько Н-34А эксплуатировались в Уругвае, Никарагуа, Китае, Гаити и Израиле. Французские ВВС закупили 117 "Чоктоу" и эффективно использовали их в боевых операциях в
Алжире. По лицензии на заводе "Сюд-Эст" построили еще 98 машин, получившие название "Мамонт". На двух из них французы заменили поршневой "Райт" двумя газотурбинными "Турбомека" "Бастан".
26 "Чоктоу" получил бундесвер. Западные немцы именовали свои аппараты H-34G.I. Еще 25 "Чоктоу" H-34G.II поступили к ним в поисково-спасательном варианте. В сухопутных
войсках США такие вертолеты, переделанные из Н-34А путем установки дополнительного поисково-спасательного оборудования, обозначались Н-34В, а с 1962-го - СН-34В.
В конце 1950-х - начале 1960-х армейская авиация США модернизировала свои "Чоктоу" в вариант Н-34С (с 1962-го СН-34С). Он отличался более совершенным
пилотажно-навигационным оборудованием, обеспечившим круглосуточную эксплуатацию винтокрылых машин. Было переоборудовано не менее 190 Н-34. Часть из них поступила в ВВС Южного Вьетнама и Таиланда.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
CH-34A |
Диаметр главного винта, м |
17.07 |
Диаметр хвостового винта, м |
2 .90 |
Длина,м |
14.25 |
Высота ,м |
4.85 |
Масса, кг |
|
пустого |
3513 |
нормальная взлетная |
5897 |
максимальная взлетная |
6350 |
Внутренние топливо, л |
1160 + опционально 568 |
Тип двигателя |
1 ПД Wright R-1820-84B/D |
Мощность, кВт |
1 х 1137 |
Максимальная скорость, км/ч |
196 |
Крейсерская скорость, км/ч |
156 |
Дальность действия, км |
397 |
Скороподъемность, м/мин |
335 |
Практический потолок, м |
2895 |
Статический потолок, м |
1490 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
18 пассажиров или 8 носилок |
Доп. информация : |
|
|
Список источников: |
|
|
Крылья
Родины. Вадим Михеев. Гениальное творение конструктора Сикорского
Максим
Старостин. Все вертолеты Мира. Sikorsky S-58 / HSS "Seabat" / HUS
"Seahorse" / CH-34 "Choctaw"
Igor113.com.
Pima air museum ч.14: президентский вертолет Sikorsky VH-34C Choctaw
G.Apostolo.
The Illustrated Encyclopedia of Helicopters
Sikorskyarchives.com.
S-58 (CH-34, UH-34, VH-34, SH-34, HH-34, S-58A, C, D, S-58T)
Squadron/Signal
1146. Lennart Lundh. H-34 Choctaw in action
F-40.
Siefried Wache. Sikorsky H-34 G-I,II,III
Klassiker
der Luftfahrt 2014-05. Renate Strecker. Hamburgs grune Helden
L+K
1975-22. Bohuslav Smrz. Sikorsky S-58 (H-34) & Westlad Wessex |
Уголок неба. 2020
|