Уголок неба ¦ Boeing Vertol CH-46 Sea Khight

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная транспортные
   CH-46 Sea Khight
       
Разработчик: Boeing Vertol
Страна: США
Первый полет: 1958
Тип: Многоцелевой транспортный вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Вскоре после образования в марте 1956 года компания "Vertol Aircraft Corporation" инициировала разработку коммерческого транспортного вертолета с двумя газотурбинными двигателями. Еще на стадии проектирования была предусмотрена возможность использования вертолета как военного в случае проявления интереса к машине со стороны ВС США.

Сборка вертолета, получившего заводское обозначение Vertol Model 107, началась в мае 1957 года, 22 апреля 1958 года вертолет выполнил свой первый полет. Испытания и доводка шли успешно. Рекламное турне вертолета привлекло к нему внимание со стороны вероятных заказчиков, в результате чего было заключено несколько контрактов. Армия США в июле 1958 года заказала партию из десяти несколько доработанных машин, получивших обозначение YHC-1A и предназначенных для эксплуатационных испытаний. Первый YHC-1A поднялся в воздух 27 августа 1959 года. К этому времени Армия США изменила свои взгляды на перспективный транспортный вертолет в пользу более грузоподъемной машины, оснащенной мощной силовой установкой. В ответ на новые требования "Vertol" на основе модели 107 разработала модель 114, а заказ на YHC-1A (новое обозначение YCH-46C) был сокращен с десяти до трех машин. На третьем вертолете установили турбовальные газотурбинные двигатели (ТВаД) General Electric T58-GE-6 мощностью по 1050 л. с. и несущие винты большего диаметра. Данная машина получила гражданское обозначение Model 107-11, первый полет этот прототип выполнил 25 октября 1960 года. К этому времени компания "Vertol" стала отделением "Boeing". После того, как вертолетом заинтересовался КМП США, одну машину модернизировали в вариант Model 107M с силовой установкой из двух T58-GE-8. По результатам оценочных испытаний с фирмой был заключен контракт на поставку серийных вертолетов HRB-1 Sea Knight (CH-46A с 1962 года), которые в последующем широко использовались КМП США, а с 2000-х годов и ВМС США главным образом для перевозок людей и грузов с корабля на корабль и для сообщения кораблей с берегом.

Первый из 160 построенных вертолетов CH-46A поднялся в воздух 16 октября 1962 года, испытания продолжались до 1964 года, а в строевые части Корпуса морской пехоты первые вертолеты поступили в начале 1965 года. На основе первого серийного варианта разработано несколько модификаций, включая 266 вертолетов CH-46D, которые отличались силовой установкой из двух двигателей T58-GE-10 мощностью по 1400 л. с; вертолеты CH-46F - построены 174 машины для КМП США - отличались от CH-46D только составом БРЭО; 14 вертолетов UH-46A, аналогичных CH-46A, построили для ВМС США, первый из них поступил на вооружение 1-й многоцелевой вертолетной эскадрильи в июле 1964 года; 10 вертолетов UH-46D для ВМС США - аналог CH-46D. Корпус морской пехоты США модернизировал в вариант CH-46E свои 273 ранее построенные машины, которые оснастили двигателем T58-GE-16 мощностью 1870 л. с, а также усилили конструкцию планера и установили композитные лопасти несущих винтов.

Вертолеты CH-46 отличились во вьетнамской войне, особенно в тяжелых сражениях у Кхе Сана. Действуя с береговых баз в сложных метеоусловиях, они летали по всей обширной области Кхе Сан. Они постоянно вывозили раненых, доставляли пополнение и грузы, часто по приборам, вслепую, под сильным огнем ПВО. Затянувшиеся операции в зоне военной базы под Кхе Сан стали серьезным испытанием для экипажей и наземного персонала. Наконец вьетнамцы сняли осаду и отступили. В этом немалая заслуга вертолетов СН-46 и их стойких экипажей.

Шесть многоцелевых вертолетов, почти идентичных CH-46A, поставили в 1963 году канадским ВВС под обозначением CH-113 Labrador, еще 12 подобных вертолетов были поставлены канадской армии в 1964-1965 годах под обозначением CH-113A Voyageur. В рамках реализовывавшегося в канадских Вооруженных силах проекта SARCUP ("Проект увеличения поисково-спасательных возможностей") с канадским подразделением компании "Boeing" в середине 1984 года был заключен контракт на модернизацию шести вертолетов CH-113 и пяти CH-113A в поисково-спасательные.

В 1962-1963 годах "Boeing Vertol" поставила вертолеты Model 107-11 шведским ВВС в варианте поисково-спасательных, а в ВМС - в противолодочном варианте; обе модификации получили в Швеции обозначение Hkp 4А.

В 1965 году японская компания "Kawasaki" заключила с "Boeing Vertol" контракт на лицензионное производство и право продажи вертолетов Model 107-11 по всему миру. Вертолет в нескольких модификациях серийно выпускался в Японии до 1990-х годов под обозначением Kawasaki-Vertol KV 107-11. В настоящее время вертолеты данного типа сняты с вооружения Сил самообороны Японии, а в Вооруженных силах США их планируется заменить конвертопланами V-22 Osprey.

Конструкция.

Вертолет двухвинтовой продольной схемы, с двумя ГТД и трехопорным шасси.

    Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, выполнен из алюминиевых сплавов. Нагрузки от несущих винтов, трансмиссии, силовой установки и шасси передаются на усиленные шпангоуты.

     На многоцелевом, транспортном и военном вариантах вертолета имеется выдвигающаяся погрузочно-разгрузочная рампа, образующая нижнюю поверхность задней части фюзеляжа. На пассажирских вертолетах рампа заменена выдвижным багажным контейнером для размещения багажа массой до 680кг. В кабине экипажа дверь расположена с левой стороны.

    В пассажирской (грузовой) кабине расположенная с правой стороны дверь комбинированного типа (верхняя часть сдвижная, нижняя опрокидывающаяся) имеет высоту 1.6м и ширину 0.91м. Кабина имеет длину 7.37м, максимальную ширину 2.1м, и высоту 1.83м, объем 24.5м3, площадь пола кабины 13.47м2. В транспортном варианте пол грузовой кабины рассчитан на сосредоточенную нагрузку (на одно колесо) до 450кг. На полу имеется два ряда роликов для передвижения грузов и лебедка для подъема грузов с расчетным усилием 276кг при скорости 30м/мин. В полу вмонтирован крюк для перевозки грузов на внешней подвеске, рассчитанный на усилие 4535кг. В десантном варианте в кабине размещаются 25 десантников и командир, в санитарном варианте - 15 раненых на носилках и двое санитаров, в пассажирском варианте - 25 пассажиров. Кабина снабжена стандартной системой обогрева. Фюзеляж выполнен водонепроницаемым для обеспечения плавучести при посадке на воду, поперечная остойчивость при посадке на воду обеспечивается боковыми обтекателями, в которых расположены топливные баки.

   Шасси неубирающееся, трехопорное с носовой опорой. Опоры со сдвоенными колесами снабжены масляно-воздушными амортизаторами и дисковыми тормозами. Пневматики колес бескамерного типа; давление 1МПа. Колея шасси 3.34м, база 7.59м. Может быть установлено лыжное шасси.

    Несущие винты трехлопастные, с шарнирным креплением лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане, цельнометаллические, клееные с Г-образным лонжероном, нервюрами из алюминиевого сплава и обшивкой из стеклопластика. Профиль лопасти модифицированный, с отогнутым вниз носком. Хорда лопасти 0.43м. Складывание лопастей осуществляется с помощью гидравлической системы.

   Силовая установка. Двигатели расположены рядом в пилоне заднего несущего винта, имеют воздухозаборники с кольцевым входным каналом и противообледенительной системой с отбором горячего воздуха от компрессора.

    Топливная система. Включает два протектированных бака в боковых обтекателях общей емкостью 1325л. У вариантов вертолета с увеличенной дальностью полета по бокам фюзеляжа крепятся дополнительные баки и общая емкость топлива увеличивается до 3785л. У остальных вариантов вертолета предусматривается дополнительный бак в кабине емкостью 632л, а при увеличенной дальности полета - емкостью 3930л.

     Трансмиссия. Мощность от двигателей через муфты сцепления передается на промежуточный редуктор, а затем на задний соединительный вал, обеспечивающий через редуктор привод переднего и заднего несущих винтов. Передаточное число к несущим винтам 33.72 : 1.

   Система управления гидравлическая дублированная, управление каждым несущим винтом обеспечивается тремя гидроусилителями. Гидросистема обеспечивает давление 10.3МПа в системе управления и 20.6МПа в других системах.

    Дополнительное оборудование включает автоматическую систему стабилизации, автоматическую систему управления полетом, навигационную систему TACAN, дублированную систему повышения устойчивости и автоматическую систему балансировки.

     Электросистема включает два генератора переменного тока мощностью по 40кВа и один генератор постоянного тока на 200А.

     Электронное оборудование содержит стандартное навигационное оборудование для полета по приборам и доплеровскую РЛС.



 ЛТХ:
Модификация   СН-46Е
Диаметр главного винта, м   15.24
Диаметр хвостового винта, м   15.24
Длина,м   13.66
Высота ,м   5.09
Масса, кг  
  пустого   5255
  максимальная взлетная   11022
Внутренние топливо, л   1325
Тип двигателя   2 ГТД General Electric T58-GE-16
Мощность, кВт   2 х 1394
Максимальная скорость, км/ч   267
Крейсерская скорость, км/ч   256
Практическая дальность, км   1112
Дальность действия, км   1019
Скороподъемность, м/мин   523
Практический потолок, м   5180
Статический потолок, м   2895
Экипаж, чел   2-3
Полезная нагрузка:   25 солдат или 3175 кг груза в кабине или на подвеске
Вооружение(опционально):   два 12.7-мм пулемета Colt-Browning M2


 Доп. информация :


  Чертеж "Boeing Vertol CH-46"
  Фотографии:

 CH-46A   (c) crusader752
 CH-46D  (c) Mike Freer
 CH-46D  (c) Shawn Early
 CH-46E   (c) Agustin Anaya
 CH-46E   (c) Alberto Riva
 Погрузка морской пехоты в CH-46E
 CH-46F   (c) Gerhard Plomitzer
 Десантный отсек CH-46E   (c) Michael Baldock
 Кабина пилотов CH-46E   (c) Dariusz Siusta

  Схемы:

 CH-46D

  Вариант окрасски:

 CH-46A Морской пехоты США
 CH-113  ВВС Канады

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Boeing Vertol Model 107 (H-46 Sea Knight)
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Максим Старостин. Все вертолеты мира. Boeing-Vertol CH-46
Е.И.Ружицкий. Вертолеты
S.Harding. U.S.Army Aircraft since 1947
G.Apostolo. The Illustrated Encyclopedia of Helicopters


Уголок неба. 2011 



 

  Реклама: