Вскоре после образования в марте 1956 года компания "Vertol Aircraft
Corporation" инициировала разработку коммерческого транспортного вертолета с
двумя газотурбинными двигателями. Еще на стадии проектирования была
предусмотрена возможность использования вертолета как военного в случае
проявления интереса к машине со стороны ВС США.
Сборка вертолета, получившего заводское обозначение Vertol Model 107, началась в
мае 1957 года, 22 апреля 1958 года вертолет выполнил свой первый полет.
Испытания и доводка шли успешно. Рекламное турне вертолета привлекло к нему
внимание со стороны вероятных заказчиков, в результате чего было заключено
несколько контрактов. Армия США в июле 1958 года заказала партию из десяти
несколько доработанных машин, получивших обозначение YHC-1A и предназначенных
для эксплуатационных испытаний. Первый YHC-1A поднялся в воздух 27 августа 1959
года. К этому времени Армия США изменила свои взгляды на перспективный
транспортный вертолет в пользу более грузоподъемной машины, оснащенной мощной
силовой установкой. В ответ на новые требования "Vertol" на основе модели 107
разработала модель 114, а заказ на YHC-1A (новое обозначение YCH-46C) был
сокращен с десяти до трех машин. На третьем вертолете установили турбовальные
газотурбинные двигатели (ТВаД) General Electric T58-GE-6 мощностью по 1050 л. с.
и несущие винты большего диаметра. Данная машина получила гражданское
обозначение Model 107-11, первый полет этот прототип выполнил 25 октября 1960
года. К этому времени компания "Vertol" стала отделением "Boeing". После того,
как вертолетом заинтересовался КМП США, одну машину модернизировали в вариант
Model 107M с силовой установкой из двух T58-GE-8. По результатам оценочных
испытаний с фирмой был заключен контракт на поставку серийных вертолетов HRB-1
Sea Knight (CH-46A с 1962 года), которые в последующем широко использовались КМП
США, а с 2000-х годов и ВМС США главным образом для перевозок людей и грузов с
корабля на корабль и для сообщения кораблей с берегом.
Первый из 160 построенных вертолетов CH-46A поднялся в воздух 16 октября 1962
года, испытания продолжались до 1964 года, а в строевые части Корпуса морской
пехоты первые вертолеты поступили в начале 1965 года. На основе первого
серийного варианта разработано несколько модификаций, включая 266 вертолетов
CH-46D, которые отличались силовой установкой из двух двигателей T58-GE-10
мощностью по 1400 л. с; вертолеты CH-46F - построены 174 машины для КМП США -
отличались от CH-46D только составом БРЭО; 14 вертолетов UH-46A, аналогичных
CH-46A, построили для ВМС США, первый из них поступил на вооружение 1-й
многоцелевой вертолетной эскадрильи в июле 1964 года; 10 вертолетов UH-46D для
ВМС США - аналог CH-46D. Корпус морской пехоты США модернизировал в вариант
CH-46E свои 273 ранее построенные машины, которые оснастили двигателем T58-GE-16
мощностью 1870 л. с, а также усилили конструкцию планера и установили
композитные лопасти несущих винтов.
Вертолеты CH-46 отличились во вьетнамской войне, особенно в тяжелых сражениях у Кхе Сана. Действуя с береговых баз в сложных метеоусловиях, они летали по всей
обширной области Кхе Сан. Они постоянно вывозили раненых, доставляли пополнение
и грузы, часто по приборам, вслепую, под сильным огнем ПВО. Затянувшиеся
операции в зоне военной базы под Кхе Сан стали серьезным испытанием для экипажей
и наземного персонала. Наконец вьетнамцы сняли осаду и отступили. В этом немалая
заслуга вертолетов СН-46 и их стойких экипажей.
Шесть многоцелевых вертолетов, почти идентичных CH-46A, поставили в 1963 году
канадским ВВС под обозначением CH-113 Labrador, еще 12 подобных вертолетов были
поставлены канадской армии в 1964-1965 годах под обозначением CH-113A Voyageur.
В рамках реализовывавшегося в канадских Вооруженных силах проекта SARCUP
("Проект увеличения поисково-спасательных возможностей") с канадским
подразделением компании "Boeing" в середине 1984 года был заключен контракт на
модернизацию шести вертолетов CH-113 и пяти CH-113A в поисково-спасательные.
В 1962-1963 годах "Boeing Vertol" поставила вертолеты Model 107-11 шведским ВВС
в варианте поисково-спасательных, а в ВМС - в противолодочном варианте; обе
модификации получили в Швеции обозначение Hkp 4А.
В 1965 году японская компания "Kawasaki" заключила с "Boeing Vertol" контракт на
лицензионное производство и право продажи вертолетов Model 107-11 по всему миру.
Вертолет в нескольких модификациях серийно выпускался в Японии до 1990-х годов
под обозначением Kawasaki-Vertol KV 107-11. В настоящее время вертолеты данного
типа сняты с вооружения Сил самообороны Японии, а в Вооруженных силах США их
планируется заменить конвертопланами V-22 Osprey.
Конструкция.
Вертолет двухвинтовой продольной схемы, с двумя ГТД и
трехопорным шасси.
Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, выполнен из
алюминиевых сплавов. Нагрузки от несущих винтов, трансмиссии, силовой
установки и шасси передаются на усиленные шпангоуты.
На многоцелевом, транспортном и военном вариантах
вертолета имеется выдвигающаяся погрузочно-разгрузочная рампа, образующая
нижнюю поверхность задней части фюзеляжа. На пассажирских вертолетах рампа
заменена выдвижным багажным контейнером для размещения багажа массой до
680кг. В кабине экипажа дверь расположена с левой стороны.
В пассажирской (грузовой) кабине расположенная с правой
стороны дверь комбинированного типа (верхняя часть сдвижная, нижняя
опрокидывающаяся) имеет высоту 1.6м и ширину 0.91м. Кабина имеет длину
7.37м, максимальную ширину 2.1м, и высоту 1.83м, объем 24.5м3, площадь
пола кабины 13.47м2. В транспортном варианте пол грузовой кабины рассчитан
на сосредоточенную нагрузку (на одно колесо) до 450кг. На полу имеется два
ряда роликов для передвижения грузов и лебедка для подъема грузов с
расчетным усилием 276кг при скорости 30м/мин. В полу вмонтирован крюк для
перевозки грузов на внешней подвеске, рассчитанный на усилие 4535кг. В
десантном варианте в кабине размещаются 25 десантников и командир, в
санитарном варианте - 15 раненых на носилках и двое санитаров, в
пассажирском варианте - 25 пассажиров. Кабина снабжена стандартной
системой обогрева. Фюзеляж выполнен водонепроницаемым для обеспечения
плавучести при посадке на воду, поперечная остойчивость при посадке на
воду обеспечивается боковыми обтекателями, в которых расположены топливные
баки.
Шасси неубирающееся, трехопорное с носовой опорой. Опоры со
сдвоенными колесами снабжены масляно-воздушными амортизаторами и дисковыми
тормозами. Пневматики колес бескамерного типа; давление 1МПа. Колея шасси
3.34м, база 7.59м. Может быть установлено лыжное шасси.
Несущие винты трехлопастные, с шарнирным креплением лопастей.
Лопасти прямоугольной формы в плане, цельнометаллические, клееные с
Г-образным лонжероном, нервюрами из алюминиевого сплава и обшивкой из
стеклопластика. Профиль лопасти модифицированный, с отогнутым вниз носком.
Хорда лопасти 0.43м. Складывание лопастей осуществляется с помощью
гидравлической системы.
Силовая установка. Двигатели расположены рядом в пилоне заднего
несущего винта, имеют воздухозаборники с кольцевым входным каналом и
противообледенительной системой с отбором горячего воздуха от компрессора.
Топливная система. Включает два протектированных бака в
боковых обтекателях общей емкостью 1325л. У вариантов вертолета с
увеличенной дальностью полета по бокам фюзеляжа крепятся дополнительные
баки и общая емкость топлива увеличивается до 3785л. У остальных вариантов
вертолета предусматривается дополнительный бак в кабине емкостью 632л, а
при увеличенной дальности полета - емкостью 3930л.
Трансмиссия. Мощность от двигателей через муфты
сцепления передается на промежуточный редуктор, а затем на задний
соединительный вал, обеспечивающий через редуктор привод переднего и
заднего несущих винтов. Передаточное число к несущим винтам 33.72 : 1.
Система управления гидравлическая дублированная, управление каждым
несущим винтом обеспечивается тремя гидроусилителями. Гидросистема
обеспечивает давление 10.3МПа в системе управления и 20.6МПа в других
системах.
Дополнительное оборудование включает автоматическую систему
стабилизации, автоматическую систему управления полетом, навигационную
систему TACAN, дублированную систему повышения устойчивости и
автоматическую систему балансировки.
Электросистема включает два генератора переменного тока
мощностью по 40кВа и один генератор постоянного тока на 200А.
Электронное оборудование содержит стандартное
навигационное оборудование для полета по приборам и доплеровскую РЛС.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
СН-46Е |
Диаметр главного винта, м |
15.24 |
Диаметр хвостового винта, м |
15.24 |
Длина,м |
13.66 |
Высота ,м |
5.09 |
Масса, кг |
|
пустого |
5255 |
максимальная взлетная |
11022 |
Внутренние топливо, л |
1325 |
Тип двигателя |
2 ГТД General Electric T58-GE-16 |
Мощность, кВт |
2 х 1394 |
Максимальная скорость, км/ч |
267 |
Крейсерская скорость, км/ч |
256 |
Практическая дальность, км |
1112 |
Дальность действия, км |
1019 |
Скороподъемность, м/мин |
523 |
Практический потолок, м |
5180 |
Статический потолок, м |
2895 |
Экипаж, чел |
2-3 |
Полезная нагрузка: |
25 солдат или 3175 кг груза в кабине или на подвеске |
Вооружение(опционально): |
два 12.7-мм пулемета Colt-Browning M2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2011
|