К осени 1970 года испытания СН-53А, проводимые Морской пехотой США, выявили
необходимость в вертолете способном поднимать груз в 1,8 раз больший, чем может
поднять Sea Stallion. Первым шагом к появлению такой машины стала разработка 24
октября 1967 года специальных требований на вертолет с грузоподъемностью 18
тонн, но достаточно небольшой, чтобы взлетать с десантного вертолетоносца. ВМС и
армейская авиация США также хотели получить новый транспортный вертолет с
большой грузоподъемностью. Разработка тяжелого десантно-транспортного вертолета СН-53Е для корпуса
морской пехоты США началась в 1971 г. Вертолет СН-53Е
Super Stallion является развитием вертолета СН-53А,
имея с ним 50% общих агрегатов и деталей, но
отличается увеличенной грузоподъемностью,
трехдвигательной силовой установкой и большими
размерами грузовой кабины и диаметра несущего и
рулевого винтов. Требования к вертолету СН-53Е
предусматривали перевозку груза на внешней
подвеске массой 16т при радиусе действия 92км и
взлете с площадки, расположенной на уровне моря,
чтобы он смог конкурировать с армейским
вертолетом-краном S-64B с максимальной платной
нагрузкой 18т, перевозимой на тросе; другие
задания предусматривали перевозку внутри
фюзеляжа груза массой 3630кг при радиусе действия
185км и взлете с площадки, расположенной на высоте
915м, при температуре 33°С или транспортировку 37
десантников на расстояние 536км. Перегоночная
дальность 1870км.
Первый из двух опытных
вертолетов YCH-53E совершил первый полет 1 марта 1974г,
однако вскоре он разрушился при наземных
испытаниях, и летные испытания были продолжены с
24 января 1975г. со вторым опытным вертолетом.
Первый из двух предсерийных вертолетов совершил
первый полет 8 декабря 1975г. Серийное производство
началось в 1980г, а в 1981г. - поставки корпусу морской
пехоты. Предусмотрены закупки корпусом морской
пехоты 172 вертолетов СН-53Е и 50 вертолетов МН-53Е.
Общая стоимость программы и закупок 222
вертолетов оценивается в 4850 млн долларов, цена
вертолета СН-53Е 24.36 млн долларов.
В 1980г. началась разработка вертолета-тральщика МН-53Е Sea Dragon для флота США. В 1981г. была завершена
постройка опытного вертолета, совершившего
первый полет 18 декабря 1981г, и началась двухлетняя
программа его летных испытаний, включавших
буксировочные испытания в паре с тралом Мк.106 на
подводных крыльях. Вертолет МН-53Е отличается от
СН-53Е большими боковыми обтекателями и большими
топливными баками общей емкостью 12110л и грузовым
крюком для буксировки, рассчитанной на усилие
13600кг.
Первый полет опытного предсерийного
вертолета МН-53Е состоялся 1 сентября 1983г.
Вертолеты СН-53Е предлагаются на экспорт под
обозначением S-80Е. Силами самообороны
Японии заказано 10 вертолетов СН-53Е под
обозначением S-80M Sea Dragon. Программой
усовершенствования вертолетов СН-53Е
предусматривается использование ГТД Т64-416
большей мощности, лопастей несущего и рулевого
винтов из КМ, навигационной системы Омега,
системы ночного видения для экипажа и системы
предупреждения об облучении наземными РЛС.
Вертолеты предполагается вооружить для
самообороны УР класса "воздух-воздух" AIM-9
Sidewinder, и снабдить контейнерами для разбрасывания
дипольных отражателей или ИК-ловушек, а в
топливной системе использовать инертный газ.
Кроме того, кабину предполагается снабдить
усовершенствованной системой подъема и
перемещения грузов. КОНСТРУКЦИЯ.
Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, тремя ГТД и трехопорным
шасси.
Фюзеляж водонепроницаемый, типа полумонокок,
выполнен с применением легких сплавов, стали и титана. Отдельные секции
кабины экипажа изготовлены из композиционных материалов на основе
стекло-эпоксидного пластика. Обтекатели втулки несущего винта, редуктора и
капота двигателя выполнены из кевлара. Фюзеляж рассчитан на восприятие
перегрузок до 20g по вертикали и до 10g - боковых. Кабина экипажа
трехместная, с расположенными рядом сиденьями. В грузовой кабине размером
3.15 х 2.3 х 1.38м могут быть размещены до 55 десантников или до 13т
грузов на семи стандартных платформах размером 1 х 1.2м, которые
загружаются через заднюю грузовую рампу с гидравлическим приводом; для
буксировки имеется крюк, рассчитанный на усилие 16330кг.
Горизонтальное оперение
установлено с правой стороны пилона рулевого винта и подкреплено подкосом.
Горизонтальное оперение и пилон выполнены из кевлара.
Шасси убирающееся, трехопорное, с носовой
опорой. Носовая опора убирается в нишу в нижней части фюзеляжа, опоры
главных колес - в боковые обтекатели. База шасси 8.31м, колея 3.96м.
Несущий винт
семилопастный, с шарнирным креплением лопастей к втулке. Лопасти новой
конструкции, с улучшенным профилем, с увеличенной до -14° круткой.
Лонжерон овального сечения выполнен из титанового сплава, сотовый
заполнитель лопасти изготовлен из стекловолокна "номекс", а обшивка - из
композиционных материалов на основе эпоксидного стеклопластика. Имеется
система обнаружения неисправностей лопасти, использующая избыточное
давление, создаваемое внутри лонжерона. Втулка, выполненная из титана и
стали, имеет эластомерные подшипники. Складывание лопастей осуществляется
посредством гидравлической системы.
Рулевой винт четырехлопастный, диаметром
6.1м, с шарнирным креплением лопастей. Лопасть обычной конструкции, с D-образным
лонжероном из алюминиевого сплава с нервюрами. Плоскость вращения рулевого
винта отклонена влево на 20° для получения вертикальной составляющей тяги
винта, компенсирующей заднее положение центра тяжести в связи с установкой
третьего двигателя.
Силовая установка. Сверху фюзеляжа в
отдельных гондолах вместе с боковыми воздухозаборниками размещены два
двигателя. Третий двигатель расположен за главным редуктором и закрыт
обтекателем. Съемные и откидные панели облегчают осмотр двигателей.
Топливная система включает два
протектированных бака общей емкостью 2385л, расположенных в боковых
обтекателях, и два насоса, расположенных непосредственно у двигателей. С
дополнительными баками общая емкость топливных баков, находящихся внутри
фюзеляжа, достигает 12110л. К обтекателям могут подвешиваться сбрасываемые
топливные баки емкостью 4920л. Спереди расположена выдвижная
телескопическая штанга топливоприемника для заправки топливом в полете.
Кроме того, заправка может производиться с корабля посредством
заправочного рукава, когда вертолет находится на режиме висения.
Трансмиссию составляют редукторы двигателей,
промежуточные валы, угловые редукторы, главный редуктор, вал и редуктор
вспомогательной силовой установки, вал промежуточного углового редуктора и
редуктор привода рулевого винта. Посредством углового редуктора скорость
вращения выходного вала двигателя снижается с 14280 до 6320 об/мин.
Главный редуктор уменьшает угловую скорость вращения несущего винта до 177
об/мин. Скорость вращения вала трансмиссии рулевого винта 4270 об/мин.
Редуктор рулевого винта снижает скорость вращения вала рулевого винта до
700 об/мин. Главный редуктор, расположенный в обтекателе над грузовой
кабиной, изготовлен из магниевых, алюминиевых и титановых сплавов, масса
редуктора составляет 1746кг. Шестерни, подшипники и вал привода несущего
винта (диаметром 0.28м) выполнены из стали. Трансмиссия рассчитана на
передачу мощности 10060кВт.
Система управления бустерная, дублированная,
включает систему автоматической стабилизации с цифровым вычислительным
устройством и четырехканальный автопилот фирмы "Гамильтон" Стандарт". Пять
гидроусилителей размещены в отдельном блоке за сиденьем летчика.
Электросистема включает три генератора
переменного тока мощностью по 40-60 кВА (115В, 400 Гц) и два генератора
постоянного тока (28В, 200А).
Гидравлическая система включает четыре
насоса с рабочим давлением 20.7-27.6МПа, обеспечивая работу
гидроусилителей системы управления, уборки и выпуска шасси, складывания
лопастей и хвостовой балки, грузовых лебедок. Отдельная гидравлическая
система предназначена для привода минного трала.
Специальное оборудование. Автоматическая
система управления полетом с двумя БЦВМ и автопилотом, опускаемый
гидролокатор AN/ASQ-14, буксируемый трал AN/ALQ-166 на подводных крыльях
для детонации магнитных мин, буксируемый минный трал AN/AQS-17 и
электронный трал AN/ALQ-141.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
CH-53E |
Диаметр главного винта, м |
24.08 |
Диаметр хвостового винта, м |
4.88 |
Длина, м |
22.35 |
Высота ,м |
8.66 |
Масса, кг |
|
пустого |
15071 |
максимальная взлетная |
33339 |
Внутренние топливо, л |
2385 |
ПТБ, л |
2 х 1703 |
Тип двигателя |
3 ГТД General Electric T64-GE-416 |
Мощность, кВт |
2 х 3266 |
Максимальная скорость, км/ч |
315 |
Крейсерская скорость, км/ч |
278 |
Практическая дальность, км |
2075 |
Дальность действия, км |
878 |
Скороподъемность, м/мин |
631 |
Практический потолок, м |
6220 |
Статический потолок, м |
3565 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
37- 64 солдата или 24 носилки или 13608 кг груза в кабине или 9072 кг на подвеске два или
три 7.62-мм шестиствольных пулемета GAU-2B/A Minigun |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2013
|