Sikorsky CH-53K King Stallion – тяжёлый транспортно-грузовой американский
вертолёт, разработанный компанией "Sikorsky Aircraft" в 2015 году. Программа
CH-53K началась как продление ресурса 111 CH-53E. В 2000 году выяснили, что
напряженная эксплуатация вертолетов приведет к выработке ресурса ранее 2025
года, на который планировалась их замена. Ситуация еще более усугубилась с
началом работы CH-53E в Афганистане и Ираке. Как в случае с UH-1Y, был сделан
вывод о предпочтительности постройки новых машин, а не модернизации старых. В
декабре 2004 года с фирмой "Sikorsky" был подписан контракт на разработку CH-53K
в рамках программы Heavy Lift Replacement CH-53X.
Это воздушное судно было разработано американскими авиастроителями в качестве
достойной замены вертолётам данной модели предыдущих поколений. В частности,
американские инженеры смогли качественно оптимизировать конструкцию вертолёта Sikorsky CH-53K King Stallion, обеспечить многоцелевое применение данного
летательного аппарата, а также, по своей сути, сделать вертолёт более
совершенным в эксплуатационном плане.
Внешний дизайн вертолёта Sikorsky CH-53K King Stallion практически не
изменился по сравнению с предшествующими версиями, однако, в тоже время приобрёл
ряд дополнительных элементов, технически не влияющих на эксплуатацию данного
воздушного судна, но фактически, обеспечивающих более высокие аэродинамические
показатели.
Как и прежние версии, вертолёт модели Sikorsky CH-53K King Stallion
рассматривается исключительно в качестве транспортно-грузового воздушного судна,
применимого главным образом для нужд ВВС США. В зависимости от преследуемых
целей, на борту вертолёта может разместиться до 55 человек, либо же равноценное
по объёму занимаемого пространства количество груза. Тем не менее,
грузоподъёмность вертолёта Sikorsky CH-53K King Stallion в значительной степени
возросла, и как отмечают сами американские авиастроители, при необходимости,
вертолёт может перевозить на своём борту либо же на внешней сцепке до 15900
килограмм полезного груза, в том числе это относится и к возможности
транспортировки по воздуху различного рода крупногабаритных объектов, техники и
т.п.
Присутствующее в вертолёте вооружение не позволяет ему вступать в открытые
боевые столкновения, однако, в случае возникновения подобной необходимости,
вертолёт может обеспечивать огневую поддержку с воздуха, и весьма эффективно
бороться с легкобронированной техникой противника, чему способствует наличие
трёх крупнокалиберных 12,7 мм. пулемётов.
Силовая установка вертолёта Sikorsky CH-53K King Stallion претерпела целый
ряд значительных изменений. Здесь используется три турбовальных авиационных
двигателя General Electric GE38-1B, каждый из которых способен развивать
мощность в 7500 л.с., что и является одним из обстоятельств достаточно высокой
грузоподъёмности этого воздушного судна. Скорость полёта этого летательного
аппарата также в значительной мере возросла, и теперь крейсерский показатель
составляет 315 км\ч., в то время как максимальная скорость полёта может
достигать 345 км\ч. Что же касается максимальной дальности полёта, то здесь
произошли обратные изменения – максимальная дистанция на которую может летать
эта модель сократилась до 865 километров, однако, как и прежде, в случае
необходимости вертолёт может быть дополнительно дозаправлен в процессе полёта.
Разработанные специально для Корпуса Морской Пехоты США (КМП США), первый и
второй опытные образцы перспективного американского тяжелого транспортного
вертолета CH-53K King Stallion, получившие обозначение EDM (The Engineering
Development Models), совершили свой первый полет 27 октября 2015 года и 22
января 2016 года соответственно.
На сегодняшний день общий налет этих вертолетов составляет более 35 часов,
включая и несколько полетов с пилотом, проходящим действительную военную службу
в КМП США, за штурвалом.
Планируется, что в дальнейшем, к этим двум вертолетам присоединятся еще два
опытных образца, для того, чтобы (приблизительно за три года) довести до конца
программу летных испытаний для определения летных характеристик нового поколения
тяжелых вертолетов на различных этапах полета и исследования их летных качеств.
При этом особый акцент будет сделан на расширение области режима полета и
проверку структурной прочности летательного аппарата, чтобы обеспечить
безопасную его работу во всем диапазоне нагрузок при дальнейшей эксплуатации.
После того, как в 2016 г, к летным испытаниям приступят еще две опытные
модели CH-53K, основное внимание будет уделено летно-техническим
характеристикам, работе силовой установки и бортового оборудования.
Если сравнивать трехдвигательный King Stallion с его предшественником
вертолетом CH-53E Super Stallion,
то параметры обоих вертолетов схожи. Однако расход топлива у CH-53K меньше. В
тоже время его боевая нагрузка увеличилась более, чем в три раза. Вертолет может
нести груз массой до 27000 фунтов (12,25 т) на расстояние более чем 203 км, в
жарких климатических условиях.
К преимуществам вертолета CH-53K можно отнести усовершенствованную стеклянную
кабину; электро-дистанционные системы управления; лопасти несущего винта 4-го
поколения с отрицательным отклонением профиля лопасти несущего винта в концевой
части; более мощный двигатель; высокую выживаемость; повышенную надежность;
эксплуатационную и ремонтную технологичность, пригодность к длительной
эксплуатации и т.д.
В рамках Программы Министерства Обороны США КМП США рассчитывает получить 200
вертолетов CH-53K, которые будут распределены между 8 строевыми, одной учебной и
одной резервной эскадрильями для обеспечения их оперативных потребностей.