Программа глубокой модернизации
вертолета Ми-26Т в вариант Ми-26Т2 была завершена в 2010 году.
Одновременно с этим "Роствертол" начал доработку вертолета Ми-26Т в облик
опытного модернизированного вертолета Ми-26Т2. В декабре 2010 года опытный
образец Ми-26Т2 был перебазирован из цеха окончательной сборки "Роствертола" на
летно-испытательную станцию для выполнения представителями генерального
разработчика приемо-сдаточных и доводочных наземных и летных испытаний, которые
были завершены в 2011 году. 17 февраля 2011 года на базе "Роствертола"
модернизированный вертолет Ми-26Т2 совершил первый полет.
Ми-26Т2 - это не просто очередная модернизация, незначительная доработка
всемирно известного тяжелого транспортного вертолета Ми-26Т, это уже
кардинальная смена имиджа. Ми-26Т2 станет первым представителем класса тяжелых
вертолетов, полностью соответствующим требованиям нового тысячелетия и
максимально вобравшим все достижения современной науки и техники. Главной
отличительной особенностью новой машины станут применение цифрового бортового
радиоэлектронного оборудования и сокращенный до двух человек экипаж.
В свое время решение о проектировании тяжелого вертолета Ми-26 принималось для
обеспечения аэромобильности Сухопутных войск СССР. Коллектив ученых и
конструкторов, который создал Михаил Миль, обладал опытом тяжелого
вертолетостроения и в достаточно сжатые сроки сумел создать совершенно новый
вертолет, на голову превосходящий любые зарубежные аналоги. Подтверждением
высокого класса коллектива милевской фирмы и стал сконструированный под
руководством приемника М.Л. Миля Генерального конструктора М.Н. Тищенко тяжелый
транспортный вертолет нового поколения Ми-26, поднявшийся в воздух 14 декабря
1977 г., установивший затем 14 мировых рекордов и до сих пор активно
использующийся для решения широкого круга задач - как в России, так и за
рубежом.
Несмотря на достаточно солидный возраст, замены для Ми-26 по-прежнему нет - он и
сейчас остается самым большим и грузоподъемным среди серийно выпускаемых
винтокрылых машин в мире. Шесть лет назад по инициативе головного разработчика
вертолетов марки "Ми", московского ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля" была предложена
модернизированная версия вертолета Ми-26, получившая обозначение Ми-26Т2.
Отличительной особенностью новой машины будет сокращенный экипаж - всего два
летчика, как и на большинстве современных коммерческих самолетов и вертолетов, а
также внедрение новой авионики. Кажущееся простым решение сократить рабочие
места штурмана и бортинженера в действительности было сопряжено с необходимостью
создать совершенно новую компоновку кабины летчиков и такой комплекс бортового
радиоэлектронного оборудования, который позволил бы двум летчикам безопасно и
эффективно выполнять разнообразные полетные задания.
Особенность всех современных вертолетов заключается в том, что, в отличие от
гражданского магистрального самолета, который следует на маршруте на
определенном ему эшелоне, как правило, на автопилоте, а летчики берут управление
авиалайнером на себя лишь в момент взлета и посадки, или в каких то сложных
ситуациях, вертолеты выполняют полеты преимущественно на малых высотах, зачастую
- в непосредственной близости от земли, что не позволяет освободить пилотов от
управления винтокрылой машиной. Таким образом, перед специалистами МВЗ имени
М.Л. Миля стояла задача создать такой интерфейс "экипаж - оборудование", который
гарантировал бы обеспечение безопасного полета во всех возможных условиях - это
стало, пожалуй, одной из наиболее серьезных задач, которые стояли перед
разработчиками в процессе проектирования модернизированного Ми-26. К чести
инженеров Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля, они решили эту задачу
безупречно, в настоящее время в Ростове-на-Дону, на ОАО "Роствертол", строится
новый тяжелый вертолет Ми-26Т2, летные испытания которого планируется начать в
этом году.
Главной задачей проводимой ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля" модернизации Ми-26 стало
повышение технических и экономических характеристик, а также расширение сфер и
условий эксплуатации вертолета.
Фактически речь шла о создании эффективной и надежной машины круглосуточного
применения, имеющей сокращенный экипаж и оснащенной современной авионикой на
основе комплекса бортового радиоэлектронного оборудования БРЭО-26,
разработанного специалистами Раменского приборостроительного конструкторского
бюро.
Поскольку летно-технические характеристики базового Ми-26Т удовлетворяют
современным требованиям, предъявляемым к вертолетам данного класса, модернизации
было подвергнуто преимущественно бортовое радиоэлектронное оборудование.
В основу БРЭО-26 входит навигационнопилотажный комплекс НПК-90-2, состоящий из
системы электронной индикации, пульта управления, бортовой цифровой
вычислительной машины, спутниковой навигационной системы и цифрового пилотажного
комплекса. Кроме того, в состав авионики Ми-26Т2 интегрированы круглосуточная
обзорная гиростабилизированная оптико-электронная система (ГОЭС), система
резервных приборов, современный комплекс связи и бортовая система контроля.
Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования НПК90-2 обеспечивает:
- круглосуточное пилотирование в
простых и сложных метеоусловиях;
- автоматический полет по
маршруту с обеспечением возможного оперативного изменения маршрута полета
вручную и по командам с наземных пунктов управления воздушным движением;
- непрерывное автоматическое
определение параметров положения и движения вертолета;
- автоматическое определение
полярных координат относительно радиомаяков и их индикацию;
- выход в заранее заданную точку
с заданного направления, выдачу информации о времени прибытия на
промежуточный (конечный) пункт маршрута
- заход на посадку и
предпосадочное маневрирование в соответствии с введенной для данного
аэродрома схемой посадки, в том числе повторный заход на посадку;
- возврат на основной и запасной
аэродромы, а также на посадочные площадки по кратчайшему расстоянию;
- предоставление информации о
параметрах полета, работе агрегатов и систем вертолета, тактической
обстановке;
- отображение электронной карты
местности;
- информацию об оставшемся пути,
пройденном пути, путевой скорости, приборной скорости, путевой фактической
скорости, а также высоты полета барометрической.
В качестве дополнительного оборудования, на усмотрение заказчика, предлагаются
очки ночного видения.
Установленная на вертолете Ми-26Т2 система раннего предупреждения близости земли
СРПБЗ обеспечивает экипаж достаточной информацией, позволяющей своевременно
определить потенциальную опасность столкновения с землёй (с подстилающей
поверхностью или иными препятствиями) и позволяет предпринять эффективные
действия для предотвращения опасных последствий столкновения.
Для наблюдения за состоянием груза на внешней подвеске вертолёта, для обзора
пространства вблизи вертолёта при загрузке груза в грузовую кабину на вертолете
Ми-26Т2 установлена бортовая телевизионная установка (БТУ-26), обеспечивающая
передачу изображения на МФИ.
Комплекс БРЭО-26 существенно повысит надежность и
безопасность полета Ми-26Т2, позволит улучшить устойчивость и управляемость
вертолета, а также точность висения, что особенно важно при выполнении работ с
использованием внешней подвески.
Благодаря новому комплексу БРЭО, полеты Ми-26Т2 могут теперь осуществляться в
любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, в т.ч. и над
безориентирной местностью. Еще одним преимуществом является сокращение времени
на составление плана полета, снижение нагрузки на экипаж в полете, в т.ч. за
счет автоматического контроля параметров работы бортовых систем. Именно
автоматизация контроля, современные средства навигации и связи на практике и
позволили сократить количество членов экипажа до двух человек (при работе с
внешней подвеской - до трех). Это, в свою очередь, снижает прямые
эксплуатационные расходы, и повышает эксплуатационную готовность.
Вертолет Ми-26Т2 может использоваться при транспортировке крупногабаритных
грузов и техники в грузовой кабине или на внешней подвеске. В военном варианте
он сможет перевозить 82 десантника, а в варианте санитарного или при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций - до 60 раненых (больных). С его помощью также
можно выполнять строительно-монтажные работы различной степени сложности. Кроме
того, Ми-26Т2 может осуществлять оперативную доставку топлива и автономную
заправку им на земле различной техники, а также тушение пожаров, трелевку леса и
широкий круг других транспортных задач.
В качестве опционного оборудования на вертолет Ми-26Т2 может быть установлена
следующая аппаратура:
- система предупреждения от
столкновения в воздухе SKY899;
поисковый прожектор TSL-1600;
бортовой комплекс обороны (в Сирии испытали Ми-26Т2 с комплексом обороны
"Президент-С");
турбовальный двигатель Д-136-2
с новой системой автоматического управления типа FADEC.
Модернизированный тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т2, безусловно, ждет
хорошее будущее, причем не только в своей стране, которая, по словам Михаила
Миля, "создана для вертолета", но и на международном рынке, где интерес к
тяжелым вертолетам по-прежнему сохраняется на высоком уровне - в основном по
причине того, что только они могут решать целый набор специфических задач
мирного и военного характера, а количество доступных тяжелых вертолетов в мире
сегодня весьма ограничено.
По большому счету, кроме российского Ми-26 и американских CH-53E и CH-47D,
настоящих тяжелых транспортных вертолетов в мире больше нет.
Определенные перспективы модернизированного Ми-26Т2 могут быть связаны с
европейским, юго-восточным и рядом других региональных рынков, где имеется
высокая потребность в тяжелых транспортных вертолетах. Создание тяжелого
транспортного вертолета в Европе - задача непростая, прежде всего по
экономическим причинам, поэтому возможное приобретение Ми-26Т2 можно
рассматривать как абсолютно здравый подход, который позволит быстро и с
наименьшими затратами решить целый комплекс имеющихся у европейских потребителей
проблем.
Здесь следует напомнить, что еще в начале 2000-х гг. командование Объединенных
Вооруженных сил НАТО разработало набор требований к тяжелому вертолету для сил
быстрого реагирования: требуется современная машина, которая могла бы прийти на
смену стареющим тяжелым вертолетам американского производства (таким, например,
как "Чинук", который в Афганистане после падения пришлось эвакуировать именно
российскому Ми-26 - других способов вызволить его из удаленного высокогорного
района не оказалось). Потребность в новом тяжелом транспортном вертолете
возникла еще и потому, что, несмотря на глубокую модернизацию, предпринятую
разработчиками, эксплуатирующиеся в настоящее время тяжелые западные вертолеты
уже не могут обеспечить транспортировку всей техники, состоящей на вооружении
армий стран НАТО и предназначенной для воздушной транспортировки. В этой связи
ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля" предложило европейским коллегам рассмотреть возможность
адаптации вертолета Ми-26 к современным требованиям ОВС НАТО.
Большой объем работ для Ми-26Т2 существует и в государствах Африки, Азии и
Ближнего Востока. К тому же, единственный "недостаток" отечественного тяжелого
вертолета - менее современное по сравнению с западными аналогами БРЭО - на
модернизированной машине устранен - теперь Ми-26Т2 сможет работать и днем, и
ночью, в любых погодных условиях. Все это позволяет сделать вывод о наличии ниши
на мировом рынке для нового вертолета, отвечающего самым современным
требованиям.
В июне 2013 г. был заключен первый экспортный контракт на поставку шести
серийных Ми‑26Т2 в Алжир. Головная серийная машина была собрана и вышла на
испытания в декабре 2014 г. Первая пара Ми‑26Т2 перелетела на базу заказчика в
июне 2015 г., еще два последовали в ноябре того же года, а два заключительных –
в 2016 г. При этом агентство "Интерфакс-АВН" сообщило о заключении второго
контракта – еще на восемь Ми‑26Т2.
Вторым иностранным военным заказчиком вертолетов Ми-26Т2 после Алжира стала
Иордания. 17 апреля 2016 года АО "Вертолеты России" заключило контракт
No. RH-15-0651-04-1 на поставку четырех вертолетов
Ми-26Т2 с иорданским государственным бюро The King Abdullah II Design and
Development Bureau (KADDB). Вертолеты, видимо, будут переданы ВВС Иордании.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ми-26Т2 |
Диаметр главного винта, м |
32.00 |
Диаметр хвостового винта, м |
7.61 |
Длина,м |
40.03 |
Высота ,м |
8.145 |
Ширина, м |
3120 |
Масса, кг |
|
пустого |
28000 |
нормальная взлетная |
49600 |
максимальная взлетная |
56000 |
Тип двигателя |
2 ГТД ЗМКБ Прогресс Д-136-2 |
Мощность, л.с. |
2 х 11650 |
Максимальная скорость, км/ч |
290 |
Крейсерская скорость, км/ч |
255 |
Практическая дальность, км |
2000 |
Дальность действия, км |
|
с заправкой основных топливных баков |
800 |
с заправкой основных и доп. топливных баков |
1905 |
Практический потолок, м |
4600 |
Статический потолок, м |
1500 |
Экипаж, чел |
2+1 |
Полезная нагрузка: |
до 120 пассажиров или 20000 кг груза в кабине или на подвеске |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2018
|