В ЮАР провели свою модернизацию "Пумы", создав машину под названием
TP-1 "Орикс".
Закупка вертолетов "Супер Пума" во Франции для Претории была невозможна по
причине санкций, наложенных ООН на режим апартеида. Свои "пумы" южноафриканцы
приобретали не во Франции, а в Румынии - Чаушеску санкции ООН в расчет не
принимал. Однако неправильно считать "Орикс" просто местным вариантом "короткой"
"Супер Пумы". При разработке проекта модернизации был по максимуму учтен опыт
войны на Юге Африки. Вертолет создавался в первую очередь для использования в
военных целях. Две "пумы" были доработаны фирмой "Атлас" в качестве опытных
образцов. Заменили двигатели, частично изменили фюзеляж и динамические системы,
а также вооружение и СУО. Изначально новый вариант получил название "Гемсбок",
но затем имя изменили на "Орикс".
На "Ориксе" стоят два двигателя "Топаз" - эквивалент "Макила" 1А1 мощностью
по 1877 л.с. Внешне южноафриканский вертолет практически повторяет облик
"короткой" "Супер Пумы", за исключением носовой части фюзеляжа, которая осталась
такой же, как на "Пуме". Единственное отличие: установлен сравнительно небольшой
обтекатель метеорологической РЛС Эллайд Сигнал 1400В.
Существуют три версии появления серийных "ориксов". По одной, "Атлас" сумела
самостоятельно освоить полный цикл производства вертолетов, по другой - в новый
вариант дорабатывались "пумы" ВВС ЮАР. По третьей версии, в 1996 г. некий
португальский бизнесмен закупил у консорциума "Еврокоптер" "запасных частей" к
вертолетам "Супер Пума" на сумму 2 млрд. долларов. Затем эти "запчасти"
оказались в ЮАР, где из них и соорудили вертолеты "Орикс". Но наиболее вероятным
представляется вариант поставки 50 планеров из Румынии, доработанных потом
фирмой "Атлас".
Поступление "Ориксов" в ВВС ЮАР началось в 1988 г., а в 1994 г. вооруженная
этими вертолетами 19-я эскадрилья достигла состояния боеготовности. К 1996 г.
поставили в общей сложности 50 машин типа "Орикс". Свои "супер пумы" строили
также в Индонезии. Завод фирмы IPTN делал их, начиная с 1983 г., для нужд своей
страны и на экспорт. Для вооруженных сил Индонезии выпускали "короткие"
NAS.332B, NAS.332C и, возможно, NAS.322F. Строились также гражданские вертолеты,
предназначенные для обслуживания морских нефтепромыслов. Три NAS.332L были
изготовлены в VIP-koh-фигурации, а два NAS.332B - в VVIP ("cynepVIP") варианте.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Oryx |
Диаметр главного винта, м |
15.00 |
Диаметр хвостового винта, м |
3.04 |
Длина,м |
14.06 |
Высота ,м |
5.14 |
Масса, кг |
|
пустого |
3600 |
нормальная взлетная |
7500 |
максимальная взлетная |
7700 |
Внутренние топливо, л |
1544 + опционально 1900 |
ПТБ, л |
2 х 350 |
Тип двигателя |
2 ГТД Turbomeca Makila IA1 |
Мощность, кВт |
|
при взлете |
2 х 1400 |
при полете |
2 х 1184 |
Максимальная скорость, км/ч |
271 |
Крейсерская скорость, км/ч |
258 |
Практическая дальность, км |
572 |
Дальность с полной загрузкой, км |
552 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
6000 |
Статический потолок, м |
4400 |
Экипаж, чел |
3 |
Полезная нагрузка: |
20 солдат или 6
носилок и 6 сидячих раненых или 3000 кг груза в кабине или 3200 кг
на подвеске |
Вооружение: |
одна 20-мм пушка F2(GA-1) c 900 патронами
боевая нагрузка на 4 узлах подвески: 4 ПТУР Atlas Swift или HOT-3 или 4 УР воздух-воздух V3C Darter или Mistra или 4 ПУ Matra 155 18х68-мм или Thomson-Brandt 68-36 36х68-мм НУР, или 4 контейнера с 20-мм пушкой или 12.7-мм или 7.62-мм пулеметами |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|