Израиль, бывший в 50-60-е годы прошлого века главным "клиентом" французского
авиапрома, внимательно следил за веяньями парижской авиационной "моды".
Естественно, что появление нового тяжелого вертолета не осталось без внимания, и
уже в 1965 г. Армия обороны Израиля заказала 12 "супер фрелонов" SA.321K в
транспортном варианте с "сухопутным" фюзеляжем (хотя, судя по фото, у части
машин все-же есть поплавки, возможно, их сделали позже, в ходе модернизации).
Таким образом, еврейское государство стало первым зарубежным покупателем этих
машин, а поставки туда новых вертолетов начались практически одновременно с их
поступлением во французские ВМС.
SA.321 К поступили на вооружение 114-й АЭ ВВС Израиля, сформированной в январе
1966 г. специально для эксплуатации "супер фрелонов", получивших местное
название "Цира" ("Шершень" в переводе с иврита). К началу "шестидневной" войны в
Израиль поступило лишь четыре новых вертолета. Несмотря на это, 114-я АЭ под
командованием майора Хаима Наве - опытного вертолетчика, ранее командовавшего
эскадрильей S-58 - приняла активное участие в обеспечении боевых действий. Уже в
первый день войны (5 июня 1967 г.) "супер фрелоны" летали над Синаем,
осуществляя эвакуацию раненых.
7 июня три SA.321K совместно с S-58 высадили десант в Шарм-аш-Шейхе, где ныне
расположен известный курорт, а в то время был один из узлов обороны египетских
войск на юге Синайского полуострова. Последние три дня кампании 114-я АЭ
действовала на сирийском фронте, где ее вертолеты снабжали израильские части на
Голанских высотах. В общей сложности за время "шестидневной" войны четверка
"супер фрелонов" без потерь совершила 41 транспортно-боевой вылет.
По завершении боевых действий в Израиль прибыли остальные восемь заказанных
"шершней". В дальнейшем экипажи 114-й АЭ участвовали в ряде операций "войны на
истощение", длившейся до августа 1970 г. 21 октября 1967 г. "супер фрелоны"
спасали моряков с потопленного египетскими ракетными катерами израильского
эсминца "Эйлат". 31 октября 1968 г. четверка вертолетов 114-й АЭ с десантниками
на борту совершила 700-километровый рейд в глубь египетской территории с целью
уничтожения гидроэлектростанции в Надж Хамди и моста в Кина. Операция увенчалась
успехом, и в дальнейшем подобные рейды стали типичной тактикой израильтян в
"войне на истощение".
26 декабря 1968 г. палестинские террористы захватили в Афинах "Бо-инг-707"
компании "Эл-Ал", перелетев на нем в Бейрут. Для освобождения заложников
израильтяне провели операцию "Тшура". Вечером 28 декабря три "супер фрелона"
высадили на поле бейрутского аэропорта отряд коммандос, успешно выполнивший
задание. Перед отлетом десантники громко "хлопнули дверью" уничтожив 13
пассажирских лайнеров арабских авиакомпаний, находившихся в аэропорту.
Эта акция, проведенная на территории бывшего французского владения и с
использованием французской военной техники, вызвала соответствующую реакцию -
правительство Франции наложило запрет на поставки оружия в Израиль, положив
конец планам закупки новой партии "супер фрелонов". Израильтяне обратились к
конкуренту - фирме "Сикорский", закупив вертолеты СН-53 "Си Стэльен".
Год спустя "супер фрелоны" снова участвуют в громком рейде -операции
"Тарнегол-53", целью которой был захват египетской РЛС типа П-12, находившейся в
поселке Рас-Араб на берегу Красного моря. Три вертолета в ночь с 26 на 27
декабря 1969 г. доставили отряд коммандос, "нейтрализовавший" охрану
радиолокационного поста. После этого два только что поставленных "си стэльена"
приняли оборудование радарной станции (кабину связи, кабину самой РЛС и ее
антенну) на внешнюю подвеску и доставили в Израиль. 22 января следующего года
SA.321K высадили десантников, захвативших остров Шадуан в Синайском заливе
(операция "Родус").
К моменту начала новой арабо-израильской войны в 1973 г. основу парка
транспортных вертолетов ВВС Израиля уже составляли "си стэльены", но и "супер
фрелоны" продолжали активно использоваться. При форсировании израильтянами
Суэцкого канала 16 октября 1973 г. SA.321 К выполняли транспортные задачи и
обеспечивали эвакуацию раненых. 21 октября "супер фрелоны" вместе с "си
стэльенами" участвовали в операции "Кинуах" - захвате опорного пункта на горе
Хермон, занятого сирийцами в начале войны. Вертолеты высадили 600 десантников,
успешно выполнивших задачу.
Вскоре после окончания войны израильские "супер фрелоны" прошли модернизацию -
"родные" французские двигатели "Турмо" были заменены американскими ТВД "Дженерал
Электрик" T58-GE-16 (1870 л.с.).
Хотя с первых ролей "Циру" оттеснили американские машины, модернизированные
SA.321 К имели два важных преимущества - мало-шумность и низкую вибрацию.
Поэтому в условиях войны их предполагалось использовать для эвакуации раненых.
В мирные дни "супер фрелоны" привлекались для перевозок VIP-персон. В частности,
именно на таком вертолете путешествовал президент Египта Анвар Садат во время
своего визита в Израиль в 1978 г.
Последней войной, в которой участвовали SA.321K, стала операция "Мир Галилее" -
вторжение в Ливан в 1982 г. В 1991 г. "супер фрелоны" были сняты с вооружения, а
114-я АЭ полностью перешла на "си стэльены". К настоящему времени в израильских
музеях находится шесть таких машин, одна из них - в летном состоянии.