В январе 1946 министерство обороны
США объявило условия конкурса на проект тяжёлого транспортного вертолёта,
рассчитанного на транспортировку контейнера размером 2,44x2,44x6,10
м и массой 4536 кг. При этом конструкция должна была быть разборной, позволяя
перевозку по частям обычными армейскими грузовиками. Понимая сложность задания,
военные разбили его на две фазы - предпоектные исследования и собственно
проектирование. В том же году победителем была объявлена Kellett Aircraft. В
1948 Kellett разорились, и её контракты вместе с конструкторским бюро перешли к
Hughes Helicopters.
Первенцем Хьюза на вертолётном поприще стал XH-17, который
планировалось предложить военным, как летающий кран - для перевозки танков и
прочих негабаритных грузов. По сути, сам вертолёт представлял собой летающий
стенд, собранный из множества других аппаратов - с кабиной от планера Waco
CG-15, шасси от B-25 и C-54, а также топливным баком, который ранее подвешивался
в бомбовый отсек B-29.
23 апреля 1952 года
прототип XH-17, получивший
официальное прозвище "летающий кран" (Flying Crane), совершил
первый полет.
К концу весны этого
же года страницы иностранных журналов обошли фотографии 24-тонного
вертолета Hughes ХН-17, оснащенного несущим винтом диаметром 39.6м и двумя
турбореактивными двигателями General Electric J35, которые служили, по
факту, нагнетателями воздуха в камеры сгорания на законцовках лопастей. Для
привода ротора воздух подавался от компрессоров турбореактивных двигателей к
камерам сгорания на концах лопастей, где в него впрыскивалось топливо и тут же
сжигалось.
И, хотя ХН-17 и мог
поднимать груз массой 12.3 т, зато остальные его характеристики были
весьма скромными - максимальная скорость не превышала 127 км/ч, а о
дальности полета и говорить нечего - 64 км. "Довести до кондиции" эту
машину специалистам фирмы так и не удалось - XH-17
оказался крайне неэкономичным: дальность полёта составила всего 64 км.
На испытаниях машина сумела оторвать от земли 13.2 т груза. После того,
как в 1955 силовая установка прототипа выработала свой ресурс, Хьюз и
Пентагон отказались от доводки XH-17
К сожалению, аппарат до наших дней не дожил, равно как и его "потомок" -
проект улучшенного варианта XH-28, работы по которому были свёрнуты после
окончания войны в Корее.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
XH-17 |
Диаметр несущего винта, м |
39.62 |
Длина,м |
16.25 |
Высота ,м |
9.17 |
Масса, кг |
|
пустого |
12956 |
максимальная взлетная |
19731 |
Тип двигателя |
2 ТРД
General Electric J35 |
Тяга, кгс |
2 х |
Максимальня скорость, км/ч |
145 |
Крейсерская скорость, км/ч |
137 |
Практическая дальность, км |
64 |
Скороподъемность, м/мин |
504 |
Практический потолок, м |
3995 |
Экипаж, чел |
3 |
Полезная нагрузка: |
12300 кг груза |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2010
|