31 марта 2017 года с киевского
аэродрома Святошино совершил первый полет самолет-демонстратор Ан-132D
(регистрационный номер UR-EXK, серийный номер 001) разработки украинского ГП
"Антонов". По завершении полета самолет совершил посадку на аэродроме
"Киев-Антонов" в Гостомеле.
Самолет-демонстратор Ан-132D, который фактически является опытным образцом
легкого турбовинтового транспортного самолета Ан-132, был построен на
авиационном заводе "Антонов" (бывший "Авиант") в Киеве, где был выкачен 20
декабря 2016 года.
Проект лёгкого транспортного самолета Ан-132 разрабатывается ГП "Антонов" в
интересах Саудовской Аравии и предполагает создание "вестернизированной"
модификации самолета Ан-32 с передачей саудовской стороне документации и
интеллектуальных прав на нее. Согласно заявлениям разработчика, самолет
предназначен для транспортировки различных грузов массой более 9 тонн на ближне-
и средне магистральных маршрутах, а потребность рынка в нем составляет около 900
машин.
Соответствующее "Партнерское Соглашение о разработке и производстве легкого
транспортного самолета (Ан-132) в Саудовской Аравии" было подписано ГП "Антонов"
1 апреля 2015 года с дочерней организацией Taqnia Aeronautics саудовской группы
Taqnia, в присутствии саудовского принца Турки Бин Сауда бин Мохаммеда Аль-Сауда,
президента Научно-технологического центра имени короля Абдулазиза (King
Abdulaziz City for Science and Technology) и председателя совета директоров
компании по вопросам развития и инвестиций Taqnia. Заявлялись планы последующей
организации производства 80 самолетов Ан-132 в Саудовской Аравии при участии ГП
"Антонов" на предполагаемых к созданию на Taqnia Aeronautics производственных
мощностях. Одновременно был подписан контракт № 7-192-15 от 1 апреля 2015 года
на разработку конструкторской документации, передачи технологии и производство
транспортного самолета-демонстратора Ан-132D для Саудовской Аравии.
Общая стоимость опытно-конструкторской работы контрактной продолжительностью 18
месяцев должна была составить составит 116 млн. долл., 40 млн. из которых
заплатит саудовская сторона, а 76 млн. вложит ГП "Антонов". После первого полета
самолета-демонстратора арабские партнеры должны перевести еще 20 млн. долл. для
проведения его испытаний, а доля украинской стороны составит на этом этапе 9
млн. долл.
Ан-132 - многоцелевой сухопутный всеаэродромный ближне- и среднемагистральный
двухдвигательный турбовинтовой однофюзеляжный дозвуковой транспортный моно-
высокоплан нормальной схемы 3-го класса.
Особенностью самолёта является его приспособленность к эксплуатации в различных
климатических условиях, особенно в условиях жаркого климата, на высокогорных и
неподготовленных аэродромах.
Выделенной чертой Ан-132 является возможность его эксплуатации с песчаных
взлётно-посадочных полос. Эксплуатация самолёта в транспортном варианте
предусматривает полную автономность при базировании на слабо- и не
подготовленных аэродромах благодаря встроенному комплекса погрузки / разгрузки и
с применением вспомогательной силовой установки.
Ан-132 также сможет выполнять воздушное десантирование грузов на парашютных
платформах и парашютистов, перевозить людей, транспортировать больных и раненых
в условиях чрезвычайных ситуаций.
Самолет Ан-132 выполнен на основе планера самолета Ан-26/Ан-32, но использует
системы западного производства: турбовинтовые двигатели Pratt & Whitney Canada
PW150A с шестилопастными композитными воздушными винтами Dowty Propellers R408,
вспомогательную силовую установку Hamilton Sundstrand, комплекс бортовой
авионики Honeywell Primus Epic Integrated Modular Avionic System 2.0, кабинную
систему управления Crouzet, кресла экипажа Ipeco, интегрированную кислородную
систему Zodiac, системы жизнеобеспечения (СКВ, СПВ, САРД) Liebherr Aerospace.
Ан-132 стал первым в линейке "Антонова" поостренным без российских
комплектующих, при этом доля украинских комплектующих в Ан-132 составляет около
15-20%.
Первые серийные самолеты Ан-132 будут построены во второй половине 2018 года,
заявил директор программы самолетов Ан-132 Александр Хохлов.
"Будут созданы две линии сборки: в Киеве и Саудовской Аравии. Линия в Киеве
почти готова. Нужны небольшие доработки под выпуск серийного самолета. Пока в
Саудовской Аравии будет строиться завод, мы должны собрать в Киеве и продать
первые 20 самолетов. По окончании строительства завода самолеты будут
производиться как в Киеве, так и в Саудовской Аравии", - рассказал Хохлов.
По его словам, через три-четыре года производство должно выйти на минимальный
темп - 12 самолетов в год на каждой линии.
"Что касается объемов рынка, по данным наших саудовских партнеров, потребность
их силовых ведомств в самолетах подобного класса - 80 самолетов. Потребность
всего рынка Ближнего Востока - 250-260 самолетов. Также в ближайшие 10 лет мы
рассчитываем заменить устаревшие Ан-32, которые эксплуатируются в Индии, на
новые Ан-132. Это еще более 100 самолетов", - добавил Хохлов.
По его словам, прямыми конкурентами Ан-132 являются испанский CASA C-295 и
итальянский Alenia C-27J. Но, как отметил Хохлов, украинский самолет будет иметь
преимущества перед конкурентами по ряду технических (как, например, возможность
посадки на высокогорных аэродромах) и экономических характеристик (стоимость
эксплуатации и запасных частей будет существенно ниже, чем у
самолетов-аналогов).