23 февраля 2010 года АНТК им. Антонова сообщила о начале проектирования
нового транспортного самолёта Ан-178 на базе пассажирского Ан-158. Ан-178 должен
прийти на замену устаревшим транспортным самолётам Ан-12, эксплуатирующимся на
Украине и в России, а также в ряде других стран. Новая машина будет перевозить
до 18 т груза и работать на тех же аэродромах, что и Ан-12, в том числе на
грунтовых ВПП. По основным характеристикам и транспортным возможностям он
превосходит Ан-12.
По сравнению с предшественником Ан-178 будет иметь большую по габаритам, в
том числе по высоте, полностью герметичную грузовую кабину, где могут
перевозиться морские контейнеры и контейнеры IATA; два реактивных двигателя
вместо четырёх турбовинтовых; большие (на 225 км/ч) максимальную крейсерскую
скорость и дальность полета (на 800 км) с грузом 10 т. Практический
потолок Ан-178 - на 3000 м выше. В целом он будет обладать существенно лучшими
экономическими показателями.
Все этапы программы Ан-178, от конструирования до сборки, реализуются в
современных цифровых технологиях. Новый самолет рассчитан на перевозку 15-20 т
груза. Он займет нишу между Ан-74 и Ан-70, и придет на замену Ан-12.
Планируется, что крыло, двигатели и кабину Ан-178 позаимствует у Ан-148.
Идеология самолетов близка, но Ан-178 можно считать новым самолетом: у него
другой фюзеляж – более широкий. Его особенностью будет возможность перевозить
морские контейнеры, упаковку и тому подобное в районы с короткими
взлетно-посадочными полосами.
Ан-178 хоть и сделан с целью
перевозки габаритных грузов, но при желании заказчика может быстро
трансформироваться в военно-транспортный самолёт, в том числе за счёт появления
боковой пушки, как у "ганшипа" - вооружённого самолета
для ударов по слабо защищенным наземным целям типа американского AC-130H Spectre.
Первые два турбовентиляторных двигателя повышенной тяги для самолета Ан-178
изготовлены на базе авиадвигателя Д-436-148ФМ в запорожском ОАО "Мотор-Сич" при
участии ГП "Запорожское МКБ "Прогресс" им. А.Г.Ивченко". Взлетная тяга нового
двигателя составит 8,3 – 8,6 тс.
16 апреля 2015 года на Государственном предприятии
"Антонов" в Киеве
(Украина) состоялась торжественно обставленная выкатка завершенного постройкой
первого летного опытного образца транспортного самолета Ан-178 (серийный номер
001, украинская регистрация UR-EXP). Первый полёт состоялся 7 мая 2015 года на
аэродроме "Гостомель".
По мнению украинских авиационных специалистов, рынок сбыта самолёта Ан-178
может составить около 800 самолётов в течение 10-12 лет. Его приблизительная
стоимость будет 40-70 млн долларов. Азербайджанская грузовая авиакомпания Silk
Way Airlines и ГП Антонов подписали намерения. Также Антонов заключил соглашение
о совместном производстве этих самолётов с КНР. Все самолёты будут собираться в
Киеве. Объём сделки не уточняется. Кроме того, Китай заключил соглашение о
покупке двух Ан-178. Средняя цена одного самолёта составляет $40 млн. По словам
Дмитрия Кивы, сейчас предварительный пакет заказов на этот самолёт составляет
около 100 единиц. В покупке заинтересованы Саудовская Аравия и страны
Персидского залива.