Ближне- и среднемагистральный турбовинтовой авиалайнер
Avro 748 обязан своим
появлением британской "Белой книге по обороне" 1957 года. В ней декларировалось,
что будущее Королевских ВВС связано не с пилотируемой авиацией, а с ракетным
оружием. В новой обстановке руководство "Avro" решило переориентироваться на
рынок гражданских самолетов. Сразу же под руководством Дж.Р. Эванса началась
проработка гражданского транспортного самолета с высоко- или низкорасположенным
крылом, двумя турбовинтовыми двигателями и салоном для 20 пассажиров. Ему
присвоили обозначение Avro Туре 748, и к 1958 году самолет начали предлагать
потенциальным покупателям.
Однако интерес к нему был небольшой - заказчики желали получить для замены
Douglas DC-3 более крупный и такой же "неприхотливый" авиалайнер, способный
взлетать с неподготовленных аэродромов и работать в условиях жаркого и
высокогорного климата. Учитывая это, конструкция была изменена с расчетом на
размещение минимум 36 пассажиров (по четыре в ряд), самолет оснастили
двигателями Rolls-Royce Dart, а его максимальная расчетная масса достигала 14968
кг.
Официально о программе Avro 748 объявили 9 января 1959 года, необходимо было
построить четыре прототипа - по два для летных и статических испытаний.
Окончательным был выбран вариант с низкорасположенным крылом, фюзеляжем круглого
сечения и герметичным салоном на 44 пассажира. Чтобы увеличить клиренс (с учетом
больших четырехло-пастных винтов) и не разрезать лонжероны крыла, два двигателя
Dart R.Da.7 Mk 514 мощностью по 1740 л. с. установили на крыло. Основные стойки
шасси сделали убирающимися в выступающие за переднюю кромку крыла обтекатели.
Первый прототип Avro 748, G-APZV, пилотируемый старшим летчиком-испытателем "Avro"
Дж. Харрисоном, поднялся в воздух 24 июня 1960 года с аэродрома Вудфорд (графство
Чешир) и в сентябре того же года был показан на авиашоу в Фарнборо. Первый же
серийный самолет, G-ARMV, оснащенный двигателями Dart 514 мощностью 1880 л. с. и
заказанный в партии из трех машин стартовым заказчиком лайнера, компанией
"Skyways Coach Air Ltd", совершил полет из Вудфорда 31 августа 1961 года. После
показа на авиашоу в Фарнборо в 1961 году, самолет совершил предпродажный
демонстрационный тур по Иордании и Сирии, а затем выполнил 160-часо-вую
программу по проверке обеспечения полетов на планируемых авиалиниях. Первый рейс
самолет совершил 1 апреля 1962 года, авиакомпания "Lympne-Beauvais" использовала
его на линии Лондон - Париж. Другими покупателями Avro 748 первой серии стали
компании "BKS Air Transport", "Smith's Industries Aviation Division" и "Aerolineas
Argentinas". Первый из девяти самолетов, закупленных "Aerolineas Argentinas",
покинул Вудфорд 10 декабря 1961 года и совершил восьмидневный порожний перелет
протяженностью 18186 км через северную Атлантику до Буэнос-Айреса (пилот -
летчик-испытатель "Avro" Колин Аллен). Вскоре численность этих самолетов в парке
компании возросла до 12 машин, они обслуживали два международных маршрута в
Монтевидео (Уругвай) и Асунсьон (Парагвай), но чаще использовались на внутренних
аргентинских маршрутах, выполняя полеты с фунтовых ВПП местных аэродромов.
В дополнение к сборочной линии в Вудфорде, данная модель собиралась по лицензии
индийской компанией "Hindustan Aircraft Ltd" в Канпуре: по контракту 89 машин
должны были собираться из комплектующих британского производства - 72 для ВВС
Индии и 17 для "Indian Airlines Corporation". Первый из этих самолетов поднялся
в воздух в ноябре 1961 года.
Второй прототип вернулся на завод, где его оснастили двигателями Dart 531
мощностью 2105 л. с. (прототип 748 серия 2), его первый полет состоялся 6 ноября
1961 года. Самолет усиленной конструкции и с двигателями увеличенной мощности
имел максимальную взлетную массу 19731 кг и вместимость 52 пассажира. Самолет
серии 2 стал стандартной производственной модификацией, самолетов серии 1 было
построено только 18.
В 1963 году "Avro" была поглощена "Hawker Siddeley Group", и в июле самолет был
переименован в HS.748. В период с марта по май того же года прототип серии 2
совершил демонстрационные туры по Европе, Африке, Индии и Дальнему Востоку, а в
начале 1964 года - на Карибах, в Южной Америке и Канаде, налетав в общей
сложности 146873 км за 413 летных часов.
Самолет оказался востребован - заказы поступили от "Air Ceylon", "Austrian
Airlines", "Bahamas Airways", "LAN-Chile", "Leeward Islands Air Transport", "Linea
Aero-postal Venezolana", "Mount Cook Airline", "Philippine Airlines", "Royal
Nepal Airlines", "Thai Airways", "VARIG" и от местных компаний "Autair" и
"Channel Airways". Четыре самолета последней первыми поднялись в воздух с
максимальной взлетной массой в 20182 кг, что позволило перевозить 62 пассажира
на авиалинии от южного побережья Великобритании до Парижа и Нормандских островов.
В июне 1967 года компания "Hawker Siddeley" объявила о разработке улучшенного
самолета HS.748 серии 2А с двигателями Dart 532 мощностью 2280 л. е.,
увеличенным запасом топлива и ставшей стандартной максимальной взлетной массой в
20182 кг. Первым покупателем стала колумбийская компания "Avianca", хотя
бразильский перевозчик "VARIG" первым получил самолет (его последние два
самолета серии 2 были доведены до нового стандарта на производственной линии еще
до начала поставок).
Демонстрационный образец самолета серии 2А компания "Hawker Siddeley" подняла в
воздух 5 сентября 1967 года, сдав затем новые машины в лизинг таким покупателям,
как "Zambia Airways", "South African Airways" и индонезийская "Merpati Nusantara
Airlines". Все эти перевозчики стали покупателями самолета 748, так же как и "TransGabon".
Среди других покупателей серии 2А были "British Airways", использовавшая самолет
на высокогорных и островных маршрутах в Шотландии, "Air Malawi", канадская
"Midwest Airlines", новозеландская "Mount Cook Airline", панамская "СОРА",
мексиканская "SAESA", "Thai Airways", "Botswana Airways" и "Ghana Airways", а
также австралийские ВМС.
Два самолета HS.748 серии 2, ранее принадлежавших авиакомпаниям, были переданы
летной группе Министерства торговли Великобритании (позже Управление гражданской
авиации), a VIP-модификации были отправлены султану Брунея, королю Таиланда и
президентам Аргентины, Бразилии, Эквадора, Венесуэлы и Замбии.
Самолет HS.748 серии 2В имел увеличенный на 1,2 м размах крыла, модифицированное
хвостовое оперение и двигатели Dart 536-2 мощностью 2290 л. е., что позволило
улучшить летные качества машины в условиях жары на больших высотах. Первый
серийный самолет серии 2В, G-BGJV, поднялся в воздух 22 июня 1979 года.
Стартовому заказчику, "Air Madagascar", самолет отправили в январе 1980 года.
Три месяца спустя "British Aerospace" и "Rolls-Royce" начали летные испытания
системы понижения шума для двигателей Dart модели 748, которую предложили
устанавливать как на самолеты серии 2В, так и на ранние модификации. На рынке
США самолеты серии 2В получили обозначение Intercity 748.
Окончательной модификацией BAe HS.748 стал Super 748, представленный в феврале
1982 года и впервые поднявшийся в воздух 30 июля 1984 года. Его конструкция
включала все элементы серии 2, но при этом были усовершенствованы кабина и
некоторые системы, увеличена вместимость багажного отсека, перепроектирована
бортовая кухня, установлены более экономичные двигатели Rolls-Royce Dart 552, а
глушитель шума двигателя стал стандартным элементом.
Выпуск самолета Super 748 закончился в мае 1988 года. С учетом двух самолетов,
проданных в Тайвань, общее число построенных HS.748 достигло 382, включая два
прототипа, 164 военных самолета и 89 самолетов индийского производства.