Уголок неба ¦ Hawker Siddeley HS-748

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
 главная послевоенная авиация транспортные
   HS-748
       
Разработчик: Hawker Siddeley
Страна: Великобритания
Первый полет: 1960
Тип: Многоцелевой транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Ближне- и среднемагистральный турбовинтовой авиалайнер Avro 748 обязан своим появлением британской "Белой книге по обороне" 1957 года. В ней декларировалось, что будущее Королевских ВВС связано не с пилотируемой авиацией, а с ракетным оружием. В новой обстановке руководство "Avro" решило переориентироваться на рынок гражданских самолетов. Сразу же под руководством Дж.Р. Эванса началась проработка гражданского транспортного самолета с высоко- или низкорасположенным крылом, двумя турбовинтовыми двигателями и салоном для 20 пассажиров. Ему присвоили обозначение Avro Туре 748, и к 1958 году самолет начали предлагать потенциальным покупателям.

Однако интерес к нему был небольшой - заказчики желали получить для замены Douglas DC-3 более крупный и такой же "неприхотливый" авиалайнер, способный взлетать с неподготовленных аэродромов и работать в условиях жаркого и высокогорного климата. Учитывая это, конструкция была изменена с расчетом на размещение минимум 36 пассажиров (по четыре в ряд), самолет оснастили двигателями Rolls-Royce Dart, а его максимальная расчетная масса достигала 14968 кг.

Официально о программе Avro 748 объявили 9 января 1959 года, необходимо было построить четыре прототипа - по два для летных и статических испытаний. Окончательным был выбран вариант с низкорасположенным крылом, фюзеляжем круглого сечения и герметичным салоном на 44 пассажира. Чтобы увеличить клиренс (с учетом больших четырехло-пастных винтов) и не разрезать лонжероны крыла, два двигателя Dart R.Da.7 Mk 514 мощностью по 1740 л. с. установили на крыло. Основные стойки шасси сделали убирающимися в выступающие за переднюю кромку крыла обтекатели.

Первый прототип Avro 748, G-APZV, пилотируемый старшим летчиком-испытателем "Avro" Дж. Харрисоном, поднялся в воздух 24 июня 1960 года с аэродрома Вудфорд (графство Чешир) и в сентябре того же года был показан на авиашоу в Фарнборо. Первый же серийный самолет, G-ARMV, оснащенный двигателями Dart 514 мощностью 1880 л. с. и заказанный в партии из трех машин стартовым заказчиком лайнера, компанией "Skyways Coach Air Ltd", совершил полет из Вудфорда 31 августа 1961 года. После показа на авиашоу в Фарнборо в 1961 году, самолет совершил предпродажный демонстрационный тур по Иордании и Сирии, а затем выполнил 160-часо-вую программу по проверке обеспечения полетов на планируемых авиалиниях. Первый рейс самолет совершил 1 апреля 1962 года, авиакомпания "Lympne-Beauvais" использовала его на линии Лондон - Париж. Другими покупателями Avro 748 первой серии стали компании "BKS Air Transport", "Smith's Industries Aviation Division" и "Aerolineas Argentinas". Первый из девяти самолетов, закупленных "Aerolineas Argentinas", покинул Вудфорд 10 декабря 1961 года и совершил восьмидневный порожний перелет протяженностью 18186 км через северную Атлантику до Буэнос-Айреса (пилот - летчик-испытатель "Avro" Колин Аллен). Вскоре численность этих самолетов в парке компании возросла до 12 машин, они обслуживали два международных маршрута в Монтевидео (Уругвай) и Асунсьон (Парагвай), но чаще использовались на внутренних аргентинских маршрутах, выполняя полеты с фунтовых ВПП местных аэродромов.

В дополнение к сборочной линии в Вудфорде, данная модель собиралась по лицензии индийской компанией "Hindustan Aircraft Ltd" в Канпуре: по контракту 89 машин должны были собираться из комплектующих британского производства - 72 для ВВС Индии и 17 для "Indian Airlines Corporation". Первый из этих самолетов поднялся в воздух в ноябре 1961 года.

Второй прототип вернулся на завод, где его оснастили двигателями Dart 531 мощностью 2105 л. с. (прототип 748 серия 2), его первый полет состоялся 6 ноября 1961 года. Самолет усиленной конструкции и с двигателями увеличенной мощности имел максимальную взлетную массу 19731 кг и вместимость 52 пассажира. Самолет серии 2 стал стандартной производственной модификацией, самолетов серии 1 было построено только 18.

В 1963 году "Avro" была поглощена "Hawker Siddeley Group", и в июле самолет был переименован в HS.748. В период с марта по май того же года прототип серии 2 совершил демонстрационные туры по Европе, Африке, Индии и Дальнему Востоку, а в начале 1964 года - на Карибах, в Южной Америке и Канаде, налетав в общей сложности 146873 км за 413 летных часов.

Самолет оказался востребован - заказы поступили от "Air Ceylon", "Austrian Airlines", "Bahamas Airways", "LAN-Chile", "Leeward Islands Air Transport", "Linea Aero-postal Venezolana", "Mount Cook Airline", "Philippine Airlines", "Royal Nepal Airlines", "Thai Airways", "VARIG" и от местных компаний "Autair" и "Channel Airways". Четыре самолета последней первыми поднялись в воздух с максимальной взлетной массой в 20182 кг, что позволило перевозить 62 пассажира на авиалинии от южного побережья Великобритании до Парижа и Нормандских островов.

В июне 1967 года компания "Hawker Siddeley" объявила о разработке улучшенного самолета HS.748 серии 2А с двигателями Dart 532 мощностью 2280 л. е., увеличенным запасом топлива и ставшей стандартной максимальной взлетной массой в 20182 кг. Первым покупателем стала колумбийская компания "Avianca", хотя бразильский перевозчик "VARIG" первым получил самолет (его последние два самолета серии 2 были доведены до нового стандарта на производственной линии еще до начала поставок).

Демонстрационный образец самолета серии 2А компания "Hawker Siddeley" подняла в воздух 5 сентября 1967 года, сдав затем новые машины в лизинг таким покупателям, как "Zambia Airways", "South African Airways" и индонезийская "Merpati Nusantara Airlines". Все эти перевозчики стали покупателями самолета 748, так же как и "TransGabon". Среди других покупателей серии 2А были "British Airways", использовавшая самолет на высокогорных и островных маршрутах в Шотландии, "Air Malawi", канадская "Midwest Airlines", новозеландская "Mount Cook Airline", панамская "СОРА", мексиканская "SAESA", "Thai Airways", "Botswana Airways" и "Ghana Airways", а также австралийские ВМС.

Два самолета HS.748 серии 2, ранее принадлежавших авиакомпаниям, были переданы летной группе Министерства торговли Великобритании (позже Управление гражданской авиации), a VIP-модификации были отправлены султану Брунея, королю Таиланда и президентам Аргентины, Бразилии, Эквадора, Венесуэлы и Замбии.

Самолет HS.748 серии 2В имел увеличенный на 1,2 м размах крыла, модифицированное хвостовое оперение и двигатели Dart 536-2 мощностью 2290 л. е., что позволило улучшить летные качества машины в условиях жары на больших высотах. Первый серийный самолет серии 2В, G-BGJV, поднялся в воздух 22 июня 1979 года. Стартовому заказчику, "Air Madagascar", самолет отправили в январе 1980 года. Три месяца спустя "British Aerospace" и "Rolls-Royce" начали летные испытания системы понижения шума для двигателей Dart модели 748, которую предложили устанавливать как на самолеты серии 2В, так и на ранние модификации. На рынке США самолеты серии 2В получили обозначение Intercity 748.

Окончательной модификацией BAe HS.748 стал Super 748, представленный в феврале 1982 года и впервые поднявшийся в воздух 30 июля 1984 года. Его конструкция включала все элементы серии 2, но при этом были усовершенствованы кабина и некоторые системы, увеличена вместимость багажного отсека, перепроектирована бортовая кухня, установлены более экономичные двигатели Rolls-Royce Dart 552, а глушитель шума двигателя стал стандартным элементом.

Выпуск самолета Super 748 закончился в мае 1988 года. С учетом двух самолетов, проданных в Тайвань, общее число построенных HS.748 достигло 382, включая два прототипа, 164 военных самолета и 89 самолетов индийского производства.



     


 Модификации :
 HS-748  гражданская модификация HS-748.
 HS-748М  первая серийная модификация HS-748 Military Transport.
 HS-757  одно из обозначений HS-748М.
 HS-748 Series 2

 модификация HS-748 c двигателями Dart 531.

 HS-748 Series 2A

 модификация HS-748 c двигателями Dart 532.

 HS-748 Series 2A Military Transport

 модификация HS-748М на базе гражданского HS-748 Series 2 .

 Andover CC.Mk.I

 обозначение HS-748 Series 2A Military Transport  в ВВС Великобритании.

 HS-748 Series 2В  модификация HS-748 c двигателями Dart 536-2.
 HS-748 Series 2В Military Transport  модификация HS-748 Series 2A Military Transport.
 HS-780

 модификация HS-748M c увеличенными размерами и ТВД Dart RDa.12 Mk.201C.

 Andover C.Mk.I  обозначение HS-780  в ВВС Великобритании.
 Andover E.Mk.3  морская версия Andover C.Mk.I для ВВС Новой Зеландии.



 ЛТХ:
Модификация   HS.748M
Размах крыла, м   31.23
Длина самолета,м   20.42
Высота самолета,м   7.57
Площадь крыла,м2   77.00
Масса, кг  
  пустого самолета   11671
  нормальная взлетная   21092
  максимальная взлетная   23133
Внутреннее топливо, л   6551
Тип двигателя   2 ТВД Rolls-Royce Dart RDa.7 Mk 536-2
Мощность, э.л.с.   2 х 2280
Крейсерская скорость, км/ч   452
Практическая дальность, км   2630
Дальность действия, км   1455
Практический потолок, м   7620
Экипаж, чел   3
Полезная нагрузка:   58 солдат или 48 парашютистов или 24 носилок и 9 сопровождающих или 7883 кг груза


 Доп. информация :


 Чертеж "Hawker Siddeley HS.748"
 Фотографии:

 Прототип Avro 748    (c) Jetflap
 Первый серийный Avro 748 (HS-748)   (с) Alex Christie
 HS-748 Series 1    (c) Paul Thallon
 Прототип  Andover C.1   (c) Alex Christie
 HS-748 Series 2   (c) Joop de Groot
 HS-748 Series 2A   (c) Andy Pope
 HS-748 Series 2B   (c) PRM
 Andover CC.1   (c) Fred Willemsen
 Пассажирский салон HS-748 Series 2A   (c) James Connor
 Кабина пилотов HS-748 Series 2A   (c) Simon Blakesley

  Схемы:

 Avro 748
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Andover C.1
 HS.742 Series 2A компании "Bahamasair"

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. HS.748 - Последний авиалайнер "Avro"
Airliners.net : Hawker Siddeley HS-748
Putnam. A.J. Jackson. Avro Aircraft since 1908


Уголок неба. 2013 



 

  Реклама: