Элегантный Airspeed Ambassador был последним в семействе британских
поршневых лайнеров. К сожалению, он появился уже в эпоху турбовинтовых самолетов
и не мог на равных конкурировать с ними. Несколько аварий, в том числе и
катастрофа в Мюнхене, поставили крест на карьере этой машины, прослужившей, тем
не менее, до 1971 года.
Ambassador был создан благодаря работе комитета лорда Брабазона, организованного
для определения потребностей британской гражданской авиации в послевоенные годы.
Комитет решил, что DC-3 должен быть заменен самолетом большей грузоподъемности.
После тщательного анализа было решено создать два типа лайнеров: один, будущий
Vickers Viscount, с ТВД, а второй, будущий Ambassador, с поршневыми двигателями.
Первоначально предполагалось, что оба самолета будут способны перевозить до 28
пассажиров. Компания "Airspeed" выбрала для Ambassador схему высо-коплана,
полагая, что это облегчит загрузку в самолет пассажиров и их багажа.
Первый полет прототипа AS.57 Ambassador состоялся
10 июля 1947 года. Менее чем через два месяца, в сентябре, машина была
продемонстрирована на выставке Общества британских авиаконструкторов (SBAC) в
Рэдлетте. Помимо летавшего прототипа, в статической экспозиции была представлена
недостроенная секция кабины второго самолета.
Поломка шасси, произошедшая в ноябре 1947 года, никак не повлияла на репутацию
машины, и в следующем месяце авиакомпания "British European Airways" (ВЕА)
заявила о своем желании приобрести Ambassador. В августе 1948 года взлетел
второй прототип Ambassador, месяцем позже продемонстрированный на выставке SBAC
в Фарнборо. А 23 сентября 1948 года ВЕА, наконец, выдала заказ на 20 самолетов,
эксплуатацию которых планировалось начать в 1951 году. Однако "Airspeed" не
успела к этому сроку из-за технических проблем, задержек и мелких аварий.
Первой проблемой стала недостаточная прочность крыла, выявленная на статических
испытаниях в Королевском авиационном институте (RAE) в Фарнборо. С помощью фирмы
"de Havilland" компания "Airspeed" сумела устранить этот недостаток. В январе
1950 года второй прототип при имитации взлета с одним отказавшим двигателем
сошел с полосы аэродрома Хёрн в Борнмуте. Для ремонта машины потребовалось
несколько недель. Прототип серийного лайнера, взлетевший в мае 1950 года, в июле
повредил правую стойку шасси. Устранение последствий вынужденной посадки также
заняло несколько недель. В ноябре 1950 года этот же самолет попал в еще одну
аварию, закончившуюся грубой посадкой. Удар при касании был настолько силен, что
оба двигателя сорвались со своих креплений.
Но к январю 1951 года "Airspeed" поставила ВЕА первый серийный самолет, а через
несколько месяцев объединенные экипажи "Airspeed" и ВЕА уже вели пробную
эксплуатацию шести машин. Первый коммерческий рейс на линии Лондон - Париж был
выполнен 13 марта 1952 года. Лайнер понравился пассажирам и "Елизаветинской
флот", как называла свой парк самолетов Ambassador компания ВЕА (явно намекая на
времена королевы Елизаветы I), перевез 3430 пассажиров, налетав свыше миллиона
пассажиро-миль. Появление "Елизаветинского флота" позволило ВЕА возродить на
линии Лондон - Париж обслуживание класса "Silver Wing" (серебряное крыло),
которое практиковалось авиакомпанией "Imperial Airways" еще в 1920-х и 1930-х
годах, преимущественно на огромных Handley Page H.P.42. Все места были первого
класса, 40 (вместо обычных 47-49) пассажиров получали в полете горячий завтрак и
шампанское.
Несмотря на позитивную реакцию пассажиров, в 1957 году ВЕА приняла решение снять
"Елизаветинский флот" с эксплуатации. Причиной стал успешный опыт эксплуатации
турбовинтовых лайнеров Viscount, также имевшихся в парке ВЕА. Использование
Viscount конкурентом - авиакомпанией "Air France" - тоже внесло свою лепту. Хотя
Ambassador прослужили еще 14 лет после "отставки" в ВЕА, отсутствие заказов
стало причинои прекращения серийного производства после постройки 20 самолетов
для британской компании.
Еще до снятия с эксплуатации в ВЕА с лайнером произошла самая тяжелая в его
истории катастрофа. Самолет с регистрационным номером G-ALZU 6 февраля 1958 года
перевозил футбольный клуб "Манчестер Юнайтед" на матч Кубка Европы в Белграде.
На обратном пути он сделал посадку для дозаправки в аэропорту Мюнхена во время
сильного снегопада. Полоса была плохо очищена, и экипажу Ambassador не удалось
набрать необходимую для взлета скорость. Самолет выкатился за пределы полосы и
врезался в дом. Погибли люди на борту самолета и семья, проживавшая в доме.
Лайнеры, ранее принадлежавшие ВЕА, использовались как независимыми
авиакомпаниями в Британии, так и за ее пределами. Британская компания "BKS Air
Transport" получила первый из своих пяти самолетов в 1957 году. В 1958 году три
самолета получила австралийская компания "Butler Air Transport", годом позже
продавшая их. Одна машина была куплена в октябре 1957 года фирмой "Rolls-Royce"
для использования в качестве корпоративного транспорта, для аналогичных целей
два лайнера были куплены и "Shell Aviation". Еще два самолета были приобретены
Хашимитским Королевством Иордания для правительственного авиаотряда. Один из них
использовался в качестве персонального транспорта короля Хусейна, а второй
считался запасным. Швейцарская компания "Globe Air" купила четыре самолета,
первоначально проданных оператору "Overseas Aviation", который их так и не
использовал. Еще одним оператором Ambassador был британский авиаперевозчик "Autair",
который использовал их для челночных рейсов между Лутоном, Блэкпулом и Глазго.
Чартерная компания "Dan-Air" стала последним британским коммерческим оператором
Ambassador, получив свой первый самолет в 1959 году и расставшись с последним в
1971 году.
Ambassador также использовался как летающая лаборатория для испытаний
двигателей. Прототип серийной машины был в 1954 году арендован фирмой "Napier
Engine Company" для испытаний ТВД Eland. С этими двигателями самолет пролетал до
1961 года, когда на него снова установили Centaurus и продали авиакомпании "Dan-Air".
Аналогичным образом послужил и второй прототип, который сначала использовался
фирмой "Bristol" для испытаний ТВД Proteus, а позднее фирмой "Rolls-Royce" для
испытаний ТВД Тупе и Dart.