К началу 1980-х лайнер British Aerospace 748 исчерпал модернизационные
резервы своей конструкции. 6 марте 1984 года фирма "British Aerospace" решила
разработать его улучшенную версию. Главной целью фирмы был захват своей ниши на
перспективном рынке региональных авиалайнеров в борьбе с такими конкурентами как
франко-итальянские ATR 72.
В итоге разработки появился самолет British Aerospace АТР (Advanced TurboProp -
улучшенный турбовинтовой), впервые взлетевший 6 августа 1986 года. Он был
развитием модели 748 с удлиненным фюзеляжем, стреловидным килем и множеством
небольших новшеств, в целом значительно обновивших конструкцию, а также
совершенно новой силовой установкой. На машине стояли два турбовинтовых
двигателя Pratt & Whitney Canada PW126A мощностью по 2653 л. с. (1979 кВт),
вращавших шестилопастные низкоскоростные винты BAe/Hamilton Standard, обладавшие
пониженным уровнем шума. Винты имели лопасти из композиционных материалов.
Топливо заправлялось в два встроенных в крыло бака емкостью 6364 л.
Шасси Dowty трехстоечного типа со спаренными колесами на каждой стойке. Главные
стойки убирались поворотом вперед в ниши мотогондол. Конструкция мотогондол
стала более обтекаемой, чем на модели 748. Экипаж состоял из четырех человек
(два пилота в оснащенной цифровой системой EFIS кабине и два бортмеханика).
Пассажирские кресла в салоне стояли попарно по бокам центрального прохода. В
стандартной компоновке вмещалось 64/68 пассажиров. Кресла можно было расставить
плотнее - на 72 места, и свободнее - на 60 мест.
Первый серийный АТР взлетел 20 февраля 1987 года. В марте 1988-го он получил
сертификацию в Европе, а в августе - в США. Первой новую машину получила
авиакомпания "British Midland Airways", а первый коммерческий рейс состоялся 9
мая 1988 года. С поставкой компаниям "Loganair" и "Manx Airlines" из группы
"Airlines of Britain Group" парк машин АТР этой группы возрос до 16. Самолеты
получили и другие авиакомпании в Европе, Африке, Северной Америке и на Дальнем
Востоке. Однако, несмотря на свои новшества, машины АТР не пользовались особым
спросом. Производство
закончилось поставкой всего 64 экземпляров.
Предлагались варианты для морской авиации и ДРЛО, но заказчиков не нашлось.
Последняя версия проекта АТР была успешной. Фирма ВАе и авиакомпания "West Air
Sweden" основали совместное предприятие по переделке этих машин в транспортные.
В конце 2008 года модифицированные самолеты, оснащенные бортовыми грузовыми
люками, стали эксплуатироваться в компании "West Air". Уже переоборудовано
девять таких машин. Еще несколько самолетов переоборудуются под маркой
"Eurofreighter". К сентябрю 2009 года в эксплуатации оставалось около 40 АТР.
В 1985-1986 гг. корпорация вела переговоры с Министерством авиационной
промышленности бывшего СССР о возможности серийного производства самолета АТР на заводе, который
английская сторона планировала
построить в СССР. Однако в то время в
нашей стране разрабатывался
аналогичный самолет Ил-114, и данное
предложение развития не получило.
В 1993 г.
образовавшееся отделение Jetstream Aircraft
предложило усовершенствованный вариант
самолета АТР, получивший название Jetstream
61. На нем предполагалось использовать
двигатели PW127D мощностью по 2750 л.с. Один
из опытных самолетов АТР был
переоборудован под новые ТВД и совершил
первый полет в мае 1994 г. Несмотря на то
что в июне 1995 г. самолет был
сертифицирован и было построено три
серийных самолета (впоследствии
законсервированных), дальнейшего
развития программа не получила.