Уголок неба ¦ Boeing 747 SCA

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная современная авиация транспортные
   Boeing 747 SCA
       
Разработчик: Boeing
Страна: США
Первый полет: 1976
Тип: Cамолет-носитель шаттлов
  ЛТХ     Доп. информация
   


Когда в США шла разработка многоразовой космической транспортной системы "Спейс Шаттл", то дебатировался вопрос о том, как проводить летные испытания орбитальной ступени (ОС). Эта ступень не имела силовой установки, позволявшей самостоятельно взлетать. Поэтому американцы приняли решение поднимать ОС на высоту около 6000 м на тяжелом самолете-носителе и там начинать свободный планирующий полет. Первоначально в качестве носителя предлагался военно-транспортный самолет Локхид С-5А "Гэлакси". Но специалистов NASA не удовлетворило высокорасположенное крыло "Гэлакси", поэтому их выбор пал на 747-й.

Для переоборудования в самолет-носитель американского челнока в 1976 г. был выбран самолет 747-100, предназначенный для авиакомпании "Америкэн Эйрлайнз". В ходе переделки конструкция "боинга" была существенно изменена: высота "горба" была уменьшена, фюзеляж был усилен, а внутри него были установлены специальные подкрепляющие фермы, на концах стабилизатора разместили вертикальные прямоугольные шайбы. Силовая установка состояла из ТРДД Пратт-Уитни JT9D-7АН тягой по 21,3 тс. Усовершенствовали комплекс авионики, доработали силовую установку и добавили туннель для аварийного покидания членов экипажа, который позднее был убран, так как выявилась опасность попадания людей в струю газов от двигателей. На верхней поверхности фюзеляжа появились ферменные конструкции с узлами крепления ОС. В результате у самолета-носителя Боинг 747SCA (Shuttle Carrier Aircraft) с бортовым номером N905NA максимальная взлетная масса составила 322 т. Крейсерская скорость была уменьшена до 735 км/ч, а высота полета - до 5000 м. При наличии ОС дальность полета составляла 1 850 км.

Проект самолета-носителя был готов в 1975 г., а непосредственно к переоборудованию приступили в августе 1976 г. Официально самолет 747SCA был принят в начале 1976 г. 18 февраля 1977 г. состоялся первый полет орбитального корабля "Энтерпрайз" OV-101 на самолете-носителе, но без отделения. В последующих четырех полетах корабль также не отстыковывался. В этих пяти полетах экипажа на борту "челнока" не было, бортовые системы не включались. Затем состоялось три полета "Энтерпрайза", в кабине которого находились двое астронавтов. Корабль снова не отделялся, но зато было задействовано все его электрооборудование. Наконец, в заключительных пяти полетах "Энтерпрайз" отделялся от носителя и выполнял планирующий полет на посадку. Отделение ОС обычно проходило на высоте около 7000 м, автономный полет продолжался не более 2 мин. Последний свободный полет состоялся в конце октября 1978 г. Всего фирма "Боинг" передала NASA два самолета 747SCA, которые в настоящее время служат для доставки ОС с места посадки на стартовую позицию на мысе Канаверал (шт. Флорида).

В 1983 году, 747-SCA N905NA, был перекрашен в цвета НАСА, в том же году он и космический челнок Space Shuttle Enterprise отправились на Парижский авиасалон.

В 1988, в связи с катастрофой Челленджера, NASA приобрела у Japan Airlines второй 747 модификации -100SR, которому в США был присвоен регистрационный номер N911NA. После аналогичной модернизации в 1990 году он вступает в строй. В 1991 году он перевозит новый Шаттл Эндевор с завода в Palmdale, California в Kennedy Space Center.

Различий между двумя бортами практически нет, за исключением того, что у второго 747-SCA N911NA пять окон в горбе, а у N905NA только два.

Boeing 747 SCA так же мог обслуживаться в запасных посадочных аэродромах, расположенных в Великобритании, Испании и Франции.

Кроме Шаттла 11 декабря 2010 года Боинг 747-SCA транспортировал беспилотный летательный аппарат UCAV Phantom Ray.

747 SCA N911NA был списан 8 ферваля 2012 года после своего последнего рейса в Dryden Aircraft Operations Facility in Palmdale, California, где его запчасти будут использоваться в программе НАСА SOFIA (Стратосферная обсерватория ИК-астрономии).

N905NA использовался для доставки Шаттлов в аиационные музеи, после чего 24 сентября 2012 вернулся в Dryden Flight Research Facility на базе ВВС США Эдварс. Изначально планировалось разобрать его на части аналогично N911NA для участия в программе SOFIA, однако инженеры НАСА настояли на его сохранении, после чего его разместили перед входом в космический центр в Хьюстоне.






 ЛТХ:
Модификация   747SCA
Размах крыла, м   59.70
Длина самолета,м   70.50
Высота самолета,м   19.30
Площадь крыла,м2   510.00
Масса, кг  
  пустого самолета   144200
  максимальная взлетная   322000
Тип двигателя   4 ТРДД Pratt Whitney JT9D-7J
Тяга, кН   4 х 222
Максимальная скорость, км/ч   850
Крейсерская скорость, км/ч   735
Практическая дальность, км   1850
Практический потолок, м   4500
Экипаж, чел   4


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Boeing 747 SCA   (с) NASA
 Boeing 747 SCA   (c) NASA
 Boeing 747 SCA   (c) Goleta Air and Space Museum
 Boeing 747 SCA    (c) NASA
 Boeing 747 SCA    (c) Сергей Римша

  Схемы:

 Boeing 747 SCA

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика. Виктор Беляев. Первый широкофюзеляжный
Nasa.gov. Shuttle Carrier Aircraft


Уголок неба. 2013 



 

  Реклама: