Когда в США шла разработка многоразовой космической транспортной системы "Спейс
Шаттл", то дебатировался вопрос о том, как проводить летные испытания
орбитальной ступени (ОС). Эта ступень не имела силовой установки, позволявшей
самостоятельно взлетать. Поэтому американцы приняли решение поднимать ОС на
высоту около 6000 м на тяжелом самолете-носителе и там начинать свободный
планирующий полет. Первоначально в качестве носителя предлагался
военно-транспортный самолет Локхид С-5А "Гэлакси". Но специалистов NASA не
удовлетворило высокорасположенное крыло "Гэлакси", поэтому их выбор пал на
747-й.
Для переоборудования в самолет-носитель американского челнока в 1976 г. был
выбран самолет 747-100, предназначенный для авиакомпании "Америкэн Эйрлайнз". В
ходе переделки конструкция "боинга" была существенно изменена: высота "горба"
была уменьшена, фюзеляж был усилен, а внутри него были установлены специальные
подкрепляющие фермы, на концах стабилизатора разместили вертикальные
прямоугольные шайбы. Силовая установка состояла из ТРДД Пратт-Уитни JT9D-7АН
тягой по 21,3 тс. Усовершенствовали комплекс авионики, доработали силовую
установку и добавили туннель для аварийного покидания членов экипажа, который
позднее был убран, так как выявилась опасность попадания людей в струю газов от
двигателей. На верхней поверхности фюзеляжа появились ферменные конструкции с
узлами крепления ОС. В результате у самолета-носителя Боинг 747SCA (Shuttle
Carrier Aircraft) с бортовым номером N905NA максимальная взлетная масса
составила 322 т. Крейсерская скорость была уменьшена до 735 км/ч, а высота
полета - до 5000 м. При наличии ОС дальность полета составляла 1 850 км.
Проект самолета-носителя был готов в 1975 г., а непосредственно к
переоборудованию приступили в августе 1976 г. Официально самолет 747SCA был
принят в начале 1976 г. 18 февраля 1977 г. состоялся первый полет орбитального
корабля "Энтерпрайз" OV-101 на самолете-носителе, но без отделения. В
последующих четырех полетах корабль также не отстыковывался. В этих пяти полетах
экипажа на борту "челнока" не было, бортовые системы не включались. Затем
состоялось три полета "Энтерпрайза", в кабине которого находились двое
астронавтов. Корабль снова не отделялся, но зато было задействовано все его
электрооборудование. Наконец, в заключительных пяти полетах "Энтерпрайз"
отделялся от носителя и выполнял планирующий полет на посадку. Отделение ОС
обычно проходило на высоте около 7000 м, автономный полет продолжался не более 2
мин. Последний свободный полет состоялся в конце октября 1978 г. Всего фирма
"Боинг" передала NASA два самолета 747SCA, которые в настоящее время служат для
доставки ОС с места посадки на стартовую позицию на мысе Канаверал (шт.
Флорида).
В 1983 году, 747-SCA N905NA, был перекрашен в цвета НАСА, в том же году он и
космический челнок Space Shuttle Enterprise отправились на Парижский авиасалон.
В 1988, в связи с катастрофой Челленджера, NASA приобрела у Japan Airlines
второй 747 модификации -100SR, которому в США был присвоен регистрационный номер
N911NA. После аналогичной модернизации в 1990 году он вступает в строй. В 1991
году он перевозит новый Шаттл Эндевор с завода в Palmdale, California в Kennedy
Space Center.
Различий между двумя бортами практически нет, за исключением того, что у второго
747-SCA N911NA пять окон в горбе, а у N905NA только два.
Boeing 747 SCA так же мог обслуживаться в запасных посадочных аэродромах,
расположенных в Великобритании, Испании и Франции.
Кроме Шаттла 11 декабря 2010 года Боинг 747-SCA транспортировал беспилотный
летательный аппарат UCAV Phantom Ray.
747 SCA N911NA был списан 8 ферваля 2012 года после своего последнего рейса в
Dryden Aircraft Operations Facility in Palmdale, California, где его запчасти
будут использоваться в программе НАСА SOFIA (Стратосферная обсерватория
ИК-астрономии).
N905NA использовался для доставки Шаттлов в аиационные музеи, после чего 24
сентября 2012 вернулся в Dryden Flight Research Facility на базе ВВС США Эдварс.
Изначально планировалось разобрать его на части аналогично N911NA для участия в
программе SOFIA, однако инженеры НАСА настояли на его сохранении, после чего его
разместили перед входом в космический центр в Хьюстоне.