BAC 1-11 (One-Eleven) -
cреднемагистральный пассажирский самолет,
созданный английской фирмой British Aerospace.
Отсчет истории самолета BAC One-Eleven начался
в 1956г. За основу самолета был взят проект
32-местного турбореактивного
пассажирского самолета, разработанный
компанией Hunting Aircraft и названный Hunting H.107.
Планировалось оборудовать его силовой
установкой из двух турбореактивных
двигателей Bristol Orpheus 12B, но проект был
изменен с перспективой установки
турбовентиляторных двигателей. Это
привело к задержке на четыре года, в
течение которых Hunting Aircraft была
приобретена Британской
авиастроительной корпорацией (ВАС).
Возник коммерческий интерес в отношении
BAC.107 - последнего 59-местного варианта
компании Hunting Aircraft, и особенно к версии с
максимальной вместимостью (80 мест).
Окончательный вариант самолета,
обозначенный BAC.111 (позже названный One-Eleven
- Один-Одиннадцать), имел герметичный
фюзеляж круглого поперечного сечения и
низкорасположенное стреловидное крыло,
оснащенное закрылками Фаулера и
аэродинамическими тормозами-интерцепторами.
Т-образное хвостовое оперение включало
переставляемый стабилизатор, а
убирающееся трехопорное шасси с
гидравлическими амортизаторами имело
спаренные колеса на каждой стойке. В
салоне в креслах, расположенных по 5 в
ряд с высокой плотностью, могли
разместиться 79 пассажиров. Кроме
традиционной пассажирской двери, BAC.111
имел хвостовой трап, по которому
пассажиры могли подниматься сразу в
задний салон.
Собранный как базовый
серийный вариант и оборудованный двумя
турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce
Spey Mk 506 тягой 4722 кгс, прототип One-Eleven Series 200
(G-ASHG) впервые поднялся в воздух 20 августа
1963г. 22 октября в ходе доводочных летных
испытаний этот самолет разбился вместе
с экипажем из семи человек. Причина
катастрофы заключалась в глубоком срыве
потока вследствие применения
конструкции с Т-образным оперением и
хвостовым расположением двигателей.
Доработка включала установку рулей
высоты большей площади с бустерным
управлением и модификацию передней
кромки крыла. Эти изменения были
способны уберечь самолет от возможного
случайного выхода на опасные углы -
состояния, свойственного этой
конфигурации, при котором крыло теряет
подъемную силу и горизонтальное
оперение не способно обеспечить
продольную устойчивость. Хотя все это
привело к значительному расширению
программы летных и доводочных летных
испытаний прототипа, детальные
исследования причины и способа
устранения глубокого срыва потока имели
большое значение для разработчиков и
изготовителей самолетов во всем мире.
В
мае 1963г. Британская авиастроительная
корпорация заявила о решении
разрабатывать две другие версии в
дополнение к базовой Series 200. Ими должны
были стать One-Eleven Series 300 с
турбовентиляторными двигателями Spey Mk 511
тягой 5171 кгc и увеличенными полезной
нагрузкой и дальностью, и, в общем,
похожей конструкции, One-Eleven Series 400, для
удовлетворения требований Соединенных
Штатов. Наряду с более мощными
двигателями Series 300 имела увеличенный
объем горючего, усиленные крылья и шасси,
способные выдержать увеличившийся на 3856
кг вес.
Интерес к самолету One-Eleven
возрастал, о чем свидетельствовал
первый заказ компании British United Airways на 10
самолетов Series 200. Перспективы сбыта в США
казались довольно радужными. Однако
когда 16 апреля 1965г. Федеральное
управление гражданской авиации США
выдало сертификат летной годности, в
мире уже производилось много различных
самолетов подобного класса, поэтому
число продаж ВАС.111 в США не достигло
ожидаемой величины. Первый коммерческий
рейс самолета был совершен 9 апреля 1965г.
авиакомпанией British United Airways из Гатвика в
Геную. В США первый аналогичный полет 25
апреля выполнил самолет авиакомпании
Brandiff. В январе 1966 года компания BUA ввела
внутренние рейсы Лондон - Шотландия и
Лондон - Северная Ирландия. Производство
трех самых первых версий самолетов в
целом составило 134 машины: 56 - Series 200, 9 -
Series 300 и 69 - Series 400.
Неуклонно возрастающее
количество авиапассажиров привело к
тому, что транспортные компании стали
отдавать предпочтение более
вместительным и грузоподъемным
самолетам. Возможность создания версий
повышенной вместимости рассматривалась
в BAC почти в то же время, когда было
объявлено о создании Series 200, 300 и 400.
Однако только тогда, когда British European Airways
начала проявлять интерес к увеличенному
One-Eleven, была завершена разработка
проекта One-Eleven Series 500. С удлиненными на 2,54
м носовой и на 1,57 м хвостовой частями
самолет Series 500 мог вместить максимум 119
пассажиров. Он также был оборудован
более мощным двигателем и имел крыло с
увеличенным на 1,52 м размахом.
Конструкция шасси и крыла была усилена,
чтобы выдержать значительное
увеличение полетного веса.
Первоначальный взлетный вес самолета
составлял 41277 кг, но потом был увеличен
до 47400 кг. Прототип Series 500 был создан
путем модификации проекта самолета Series
400 (G-ASYD). Впервые он поднялся в воздух 30
июня 1967 года.
Последней моделью стал One-Eleven Series 475, предназначенный для работы
в условиях высокой температуры и
высокогорья. В самолете был использован
измененный фюзеляж Series 400, а также
силовая установка и крыло Series 500. Для
обеспечения взлета с неподготовленных
аэродромов было усовершенствовано
шасси. Кроме Series 475 и 500, строившихся в BАe
в стандартной конфигурации, имелись два
специальных варианта - административный
и грузовой. К началу 90-х годов
приблизительно 40 экземпляров
административного самолета находились
в эксплуатации по всему миру.
Преобразования транспортного самолета
включали установку в передней части
фюзеляжа с левого борта двери грузового
люка размером 3,05 х 1,85 м с гидравлическим
приводом и систему погрузочно-разгрузочных
механизмов. На новых самолетах могли
устанавливаться новинки авиационной
технологии: система автоматизированной
посадки II категории, автоматическая
система управления тягой и двигатель с
низким уровнем шума.
Ко времени
завершения производства в Британии были
построены 230 самолетов One-Eleven. В Румынии
этот самолет все еще выпускается. Там
были созданы два своих варианта - Series 495 и
Series 560, ставшие эквивалентами Series 475 и 500
соответственно. Первый самолет Series 560
румынского производства поднялся в
воздух 18 сентября 1982 года. К началу 90-х
годов было построено около 20 самолетов.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
BAC 1-11 |
Размах крыла, м |
28.50 |
Длина самолета,м |
28.50 |
Высота самолета,м |
7.47 |
Площадь крыла,м2 |
95.78 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
23464 |
нормальная взлетная |
41731 |
максимальная взлетная |
44678 |
Внутреннее топливо, л |
14024 |
Тип двигателя |
2 ТРДД Rolls-Royce Spey RB.168 Mk 512DW |
Тяга, кН |
2 х 55.82 |
Максимальная скорость, км/ч |
871 |
Крейсерская скорость, км/ч |
742 |
Практическая дальность, км |
3678 |
Дальность действия, км |
3002 |
Практический потолок, м |
10670 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
89 пассажиров или 9647 кг груза |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|