Basler BT-67 – американский
грузопассажирский самолёт, выпускаемый компанией "Basler Turbo Conversions" с начала 90-х годов прошлого столетия. Первые
разработки воздушного судна Basler BT-67 начались в конце 80-х годов прошлого
столетия, при этом, американские авиаинженеры не пытались создать принципиально
новую модель летательного аппарата, и по своей сути, лишь обновили старый
американский самолёт Douglas DC-3, в некоторой степени усовершенствовав его
конструкцию, заменив силовую установку и в значительной мере переработав салон.
Рождением своим Basler BT-67 обязан ошибке Уоррена Баслера, владельца
небольшой авиакомпании Basler Airlines. Компания эксплуатировала
грузовые и пассажирские DC-3 на региональных маршрутах в Канаде и на
Среднем Западе США. Бизнес шел, но пора было и задуматься о чем-то на
замену старичкам – ведь уже настали 1980-е!
Попытки подыскать на рынке нечто недорогое, но с похожими
характеристиками закончились ничем: никакой другой самолет не мог
предложить тех взлетно-посадочных характеристик и того объема
салона/грузового отсека, как "старина DC-3". Оно и понятно: зачем было
кому-то создавать такой самолет, если по миру летают сотни и тысячи
таких машин, приобретенных после второй мировой войны за гроши. И вот
теперь – ничего нет похожего.
Памятуя о том, что "старых самолетов не бывает – бывают только плохо
обслуживаемые и ремонтируемые", а также о невероятной ремонтопригодности
DC-3 (это его ведь и Ли-2 чинили на Руси посредством кувалды и такой-то
матери!), Баслер решил определить, что именно мешает ему получать
прибыль на DC-3. Оказалось – двигатели. Wright R-1820 Cyclone 9 и Pratt
& Whitney R-1830-21, несомненно, в свое время были одними из лучших
двигателей своего класса, но по сравнению с реактивными турбинами
9-цилиндровые и 14-цилиндровые "звезды" проигрывали и по топливной
экономичности, и по трудоемкости технического обслуживания. Значит, если
заменить поршневые двигатели на турбовинтовые, можно вдохнуть в старую
"Дакоту" новые силы. Одно плохо: кто заплатит за сертификацию
обновленной машины? Надо было найти крупного заказчика, хотя бы и
потенциального.
Таковой
вроде бы нашелся в лице небезызвестной FedEx. В 1980-е эта компания еще
эксплуатировала на линии Ошкош-Детройт-Кливленд "обычные" грузовые DC-3,
и также постепенно подыскивала им замену. И Уоррен Баслер решился
проводить работы по конверсии "Дакоты" за свой счет, организовал фирму
Basler Turbo Conversions.
18
апреля 1988 года была передана заявка на выдачу дополнительного
сертификата типа на DC-3 с турбовинтовыми двигателями Pratt&Whitney
Canada PT6A-67R и пятилопастными пропеллерами Hartzell HC-B5MA-3/
M11276. Самолет удался. Для размещения новых двигателей пришлось
доработать мотогондолы и удлинить фюзеляж на метр, было установлено
современное навигационное оборудование. В результате увеличилась и
полезная нагрузка (до 5 тонн), и дальность полета.
Самолёт Basler BT-67 был впервые представлен в январе 1990 года, и в это же
время совершил свой первый полёт, окончившийся для американской авиастроительной
компании весьма большим успехом, поскольку практически мгновенно авиаперевозчики
заказали производство нескольких моделей. Назвать производство самолётов Basler
BT-67 массовым весьма проблематично, поскольку эти летательные аппараты
выпускаются практически всё время под существующие заказы – с 1990 по 2014 год
было построено 63 летательных аппарата этой модели, при этом, стоимость их
остаётся весьма большой, порядка 7 миллионов долларов в зависимости от
предпочитаемых узлов и оснащения салона.
Воздушное судно Basler BT-67 пригодно и для перевозки пассажиров, что
используется сразу несколькими авиаперевозчиками, находящимися на территории США
и Канады, а также для перевозки грузов. На борту летательного аппарата, помимо
двух членов экипажа может разместиться также и 38 пассажиров, причём, самолёт
пригоден для осуществления полётов на весьма протяжённые дистанции, до 4100 км.
Помимо пассажиров, самолёт Basler BT-67 может принять на борт до 5920 килограмм
полезной нагрузки, что также активно используется при транспортировке различного
рода грузов.
В качестве силовой установки, на самолётах Basler BT-67 используется два
турбовинтовых авиадвигателя Pratt & Whitney Canada PT6A-67R, способных развивать
суммарную мощность в 2562 л.с., чего вполне достаточно для преодоления
максимальных дистанций при полной загрузке летательного аппарата, при
крейсерской скорости полёта в 389 км\ч.
Basler BT-67 неплохо показал себя в Южной Америке, где он использовался для
борьбы с наркомафией. Зараз аэроплан мог доставить "куда надо" до 40 пассажиров,
но обычно меньше, поскольку "пассажиры" тащили в салон автоматы, пулеметы и
прочие средства для "разборок" с "нехорошими людьми". А мог просто кружить над
сельвой, выискивая плантации коки и свежие аэродромы, предназначенные для вывоза
наркоты. Тут как нельзя лучше пришлись тихие (по сравнению с поршневыми)
турбовинтовые двигатели.
Basler BT-67 занимается пожаротушением в США и Таиланде, тренировкой
парашютистов (в том числе в ВВС США), транспортными перевозками (в Афганистане,
Сальвадоре, Гватемале, Мали, Малави, Мавритании), воюет с наркобаронами и
всякими повстанцами в Колумбии, занимается геофизическими исследованиями в США и
Южной Африке и вызывает дождь в Таиланде. Полярные машины (причем не только
канадские) эксплуатируются канадскими Kenn Borek Air и ALCI Aviation. Среди них
две машины германского Института полярных и морских исследований имени Альфреда
Вегенера, занимающиеся геофизическими исследованиями, например, определением
толщины льда с помощью буксируемого зонда. Кстати, следующий BT-67 начал новую
жизнь под германским флагом, поскольку изготовлялся по заказу.
Самолет же, заказанный Clean Gulf Associates, эксплуатируется над теплыми
просторами Мексиканского залива, базируясь в аэропорту Хоума-Террибон в Луизиане
совместно с поршневыми сородичами и DC-6. Машина оборудована системой
разбрызгивания диспергента и баками на 4500 литров волшебной жидкости, и
совершила немало боевых вылетов на ликвидацию пятна, возникшего при аварии на
платформе BP Deepwater Horizon.