Руководство ВВС США, учитывая рекомендации группы экспертов командования воздушных перебросок, решило приступить к реализации программы AMP. В результате ее выполнения предполагается провести модернизацию бортового оборудования средних транспортных самолетов С-130, после чего они получат дополнительное обозначение "X". Кроме этого, рассматриваются предложения
экспертов, которые касаются, в частности, усовершенствования силовых установок и приобретения 150 новейших самолетов типа C-130J-30 Super Hercules.
Исследования по программе "Геркулес II" - глубокой модернизации самолетов семейства "Геркулес" - начались фирмой Локхид в инициативном порядке 1991 г. Планировалось создать
военно-транспортный вариант - C-130J, а также самолет для использования гражданскими авиационными компаниями - L-100J. Машина проектировалась как в варианте со стандартной длиной
фюзеляжа (29,79 м), так и с удлиненным по типу самолета С-130Н-30 фюзеляжем (34,37 м). "Геркулес II" оснащен усовершенствованным БРЭО, позволившим уменьшить численность экипажа до
двух человек. По сравнению с предшественником, ВТС С-130Е, новый самолет должен был иметь увеличеную на 40% практическую дальность, на 40% большую высоту полета на крейсерском
режиме, на 50% меньшее время набора крейсерской высоты, на 22% меньшую потребную длину ВПП и на 21% увеличенную крейсерскую скорость. Для наземного обслуживания эскадрильи из 18
новых самолетов необходимо было бы 406 человек персонала по сравнению с 661 на "Геркулесах" предыдущих модификаций (уменьшение - 38%).
На самолете C-130J устанавливались новые двигатели Аллисон GMA 2100 с мощностью, ограниченной до 4590 л. с. с цифровой системой управления с полной ответственностью, шестилопастные
цельнокомпозитные воздушные винты и новое приборное оборудование с двумя ИЛС и плоскопанельными цветными многофункциональными индикаторами.
ВВС США заказали два самолета C-130J для проведения летных испытаний и оценки летных данных новой машины.
В декабре 1994 г. правительство Великобритании заключило первый контракт на закупку 25 самолетов C-130J-30 с началом поставок в конце 1996 г., постройка первых пяти серийных
самолетов была начата в 1995 г.
18 октября 1995 г. состоялась выкатка первого самолета С-130J-30 для ВВС Великобритании, а 20 октября был выкачен С-130J с фюзеляжем нормальной длины - для ВВС США.
Первый полет C-130J состоялся 5 апреля 1996 г.
В 1997 г. предполагалось выделение средств на закупку дополнительной партии из пяти машин для британских ВВС. Таким образом, в составе ВВС Великобритании предполагалось иметь 30 самолетов "Геркулес II". Но впоследствии, из-за
сокращения военного бюджета этой страны, было закуплено в общей сложности всего 25 машин.
Заказ на 70 самолетов "Геркулес II" был зарезервирован Саудовской Аравией. Австралия закупила 12 самолетов C-130J-30, сохраняя за собою опцион на дальнейшие закупки. Фирма Локхид
Мартин предложила МО Новой Зеландии присоединится к этой программе и совместно приобрести самолеты "Геркулес II" "единым пакетом" (в этом случае покупателям предоставлась
существенная скидка). Однако закупка новых самолетов ВВС Новой Зеландии до сих пор представляется весьма проблематичной в связи с сокращением военного бюджета этой страны. В то же
время специалисты фирмы Локхид-Мартин считают, что в случае покупки новых самолетов они быстро окупят себя, так как С-130J потребляет на 23% меньше топлива, чем его
предшественники, имеет сокращенный экипаж, а потребный объем работ по его наземному обслуживанию уменьшен вдвое.
Общий объем поставок в период 1996-2006 гг. может составить 400-700 самолетов "Геркулес II". Стоимость одного самолета С-130J оценивается в 40 млн. долл. (по курсу 1995 ф. г.), что
приблизительно соответствует стоимости самой распространенной модификации самолета "Геркулес" - С-130H (30-40 млн. долл.).
Первый военно-транспортный самолет Локхид Мартин С-130J, заказанный ВВС Великобритании, был поставлен заказчику в октябре 1998 г., с 16-месячной задержкой. Задержка была связана с
многочисленными техническими трудностями, выявленными в ходе испытаний новой модификации самолета, в частности, с нарушениями обтекания лопастей винтов, перегревом масла в системах суфлирования и появлением трещин в выхлопных трубах. Последовавшая вскоре авария, связанная с выходом из строя редуктора одного из двигателей, являлась, по заявлению фирмы Локхид
Мартин, результатом производственного дефекта, а не ошибки разработчиков. Кроме того, заказчик посчитал ненужной установку на самолет системы автоматического предупреждения срыва,
автоматически переводящей самолет в 3-градусное пикирование при приближении к критической скорости срыва.
Другой серьезной причиной задержки поставок нового самолета являлось отсутствие оборудования для тренировок экипажей. Переучивание летчиков на новый самолет началось лишь в октябре
1998 г. В первые месяцы эксплуатации самолета ВВС Великобритании испытывали серьезный дефицит подготовленных кадров, и для достижения требуемого соотношения экипажей и самолетов
2:1 потребовалось некоторое время.
Первый британский самолет С-130J поступил в распоряжение Летно-Исследовательского агентства МО Великобритании, расположенного на авиабазе Боском-Даун, где он был, наконец, испытан
после ликвидации всех недоделок, и официально принят представителями ВВС, после чего машина поступила на вооружение 24-й военно-транспортной эскадрильи, базирующейся на авиабазе
Лайнхэм.
Предполагается, что потенциальными заказчиками новой модификации "Геркулеса" могут стать Индонезия и Таиланд.
В современной ситуации в сфере конкуренции транспортных самолетов "Локхид-Мартин" сумела найти свою наиболее выгодную нишу. Фирма
изыскала необходимые средства и в кратчайшие сроки разработала программу глубокой модернизации своих транспортников в условиях окончания "холодной войны" и резкого сокращения военных бюджетов НАТО и
других стран. Здесь даже бывалому авиатору есть чему удивиться: самолет, по сути дела, не просто
предлагается к модернизации, а с 1997 года возобновился в новом качестве после многих лет перерыва в серийном производстве. Это лишний раз говорит о том, сколь широкие возможности были заложены
изначально в его конструкции.
Главные отличия C-130J от предшественников состоят в замене двигателей на более мощные "Аллисон" АЕ21100-3 с шестилопастными воздушными винтами и в установке новейшей
авионики. Крейсерская скорость C-130J возросла на 21%, а дальность с полной нагрузкой достигла 4087 км. К тому же длина разбега при взлете уменьшилась на треть. Что же касается цены C-130J, то она
относительно невысока и в зависимости от комплектации составляет 50-70 млн. долл. Для примера стоит назвать другой транспортник, скажем, С-17"Глобмастер". Его цена... более 300 млн. долл. по карману
лишь заказчикам из USA.
Однако наибольший интерес состоит в том, что с такой "дешевизной" C-130J сразу становится прямым конкурентом Ан-70, несмотря на то, что последний явно выигрывает по
стоимости - всего 30 млн. долл. Но абсолютное превосходство остается все же за "Геркулесом": C-130J уже летает и сертифицирован. Вопрос же выбора нового ВТС европейскими странами НАТО еще только
решается, то есть предстоит сделать выбор между модернизированным под западные стандарты Ан-70 и новым "Геркулесом". Как и следовало ожидать, реальными заказчиками на сегодня по закупке С-130J
выступают "толстосумы" - ВВС и морской пехоты США. Предварительные прикидки специалистов показывают, что в ближайшие два десятилетия им необходимо, как минимум, заменить четыре сотни С-130 прежних
модификаций. Из других стран первыми покупателями супер-"Геркулеса", очевидно, станут Италия, Испания и Великобритания. Немалый интерес к С-130J проявляет Индия. Египет и Саудовская Аравия
интересуются этим самолетом исключительно в качестве топливозаправщиков KC-130J.
Первенство по количеству заменяемых С-130 старых модификаций на новые C-130J из зарубежных стран принадлежит Великобритании. Она намерена закупить 25 машин. Причем,
"Локхид-Мартин" покупает у англичан списанные С-130К с целью отремонтировать их и выгодно продать Словении и Польше, а также странам Прибалтики. Воспользоваться восстановленными
"Геркулесами" смогут
по сходной цене также страны Северной Африки, ОАЭ, Оман. По прикидкам американских специалистов, С-130К, отработавшие по 25 - 30 лет, еще 10 лет могут находиться в эксплуатации...
Здесь можно сделать предположение: если современный новенький C-130J проработает подобный срок, то он сможет дослужить вплоть до 2050 года. Нетрудно подсчитать, что
время различных модификаций и теперь уже явного долгожителя "Геркулеса" достигнет небывалого рубежа - столетней отметки! Группу, получившую наименование "Команда Тигра", сформировали с целью
рассмотрения проблем эксплуатации средних транспортных самолетов С-130, включая их надежность, ремонтопригодность, а также для разработки предложений по расширению возможностей бортового оборудования
при централизованном управлении ими в системе GATM.
В настоящее время на вооружении регулярных частей, национальной гвардии и командования резерва ВВС США находятся самолеты 44 различных модификаций, отличающихся между
собой, главным образом, составом бортового оборудования. В связи с этим основные предложения группы экспертов командования воздушных перебросок сводятся к уменьшению разновидностей этих машин до двух
- C-130X и C-130J. ВВС США решили выделить в 2000-2013 годах необходимые средства для переоборудования 360 самолетов С-130Е и 150 С-130 специального назначения в модификацию C-130X. Эта акция,
согласно утвержденным планам, продлится до 2016 года.
В экономическом плане здесь складывается довольно острая ситуация: несмотря на мощное давление со стороны корпорации "Локхид-Мартин", находящейся в связи с отсутствием
достаточного количества заказов перед перспективой сокращения объемов производства своей продукции, ВВС США не намерены приобретать дополнительные C-130J вплоть до 2003-го. В августе 1999-го
специалисты ВВС США предполагали сформулировать основные требования к работам по программе AMP. Выбор основного подрядчика намечен на март 2000-го. При этом планируется модернизировать до 85 самолетов
ежегодно. Программой AMP предусматривается оснащение С-130 новой системой управления полетом с двумя ЭВМ для решения полетных задач, усовершенствованные инерционные навигационные системы и приемники
NAVSTAR.
Кроме того, предусматривается установить приборные панели на многофункциональных дисплеях, двойные нашлемные системы отображения информации, новые автопилоты и
оборудование для предупреждения столкновения с землей и самолетами. На модернизированных самолетах применяется РЛС, подобная широко известной станции APN-241.
Самолет имеет современное бортовое
радиоэлектронное оборудование, в состав
которого входят четыре крупноформатных
цветных дисплея на жидких кристаллах и
аппаратура системы отображения
информации на лобовом стекле. На дисплеи
выводится вся необходимая полетная
информация, информация от бортовой РЛС
разведки погоды и решения навигационных
задач Northrop Grumman MODAR 4000, от объединенной
системы связи TACAN AN/ARN-153(V), навигации и
опознавания, а также от приемника
космической навигационной системы NAVSTAR ,
аварийной и консультативно-предупреждающей
системы ACAWS и систем радиоэлектроного
противодействия на основе следующих
систем:
-
AN/AAR-47 приемник радиолокационного
излучения для оповещения об атаках УР с
радиолокационными системами наведения,
-
AN/ALR-56M система предупреждения о
облучении радаром,
-
AN/ALE-47 система радиолектронного
подавления,
-
AN/ALQ-157 система постановки помех в ИК-диапазоне,
-
AN/ALR-69 системa радиоэлектронной
разведки.
В то же время американские специалисты пока еще не сформулировали требования к связному оборудованию самолетов С-130Х. Однако предполагается, что в его состав будет
включена аппаратура передачи данных УКВ и KB диапазона, а также спутниковой связи.
Конструкция самолета.
Конструкция планера самолетов С-130J и С-130J-30 в целом подобна конструкции планера C-130H и С-130Н-30. Двухлонжеронное цельнометаллическое крыло выполнено с использованием
крупногабаритных панелей, длина которых достигает 14,63 м. Корневая часть крыла имеет профиль NACA 64А318, консольная - NACA 64А412.
В отличие от самолетов семейства "Геркулес", "Геркулес II" оснащен усовершенствованными тележками основного шасси, облегчающими замену колес, а также новой носовой стойкой.
Силовая установка состоит из четырех ТВД Аллисон АЕ 210D3 (4х 6000 л.с.) с шестолопастными винтами Доути R391, выполненными из КМ. Система управления силовой установкой - цифровая.
По сравнению с силовой установкой самолета С-130Н (четыре ТВД Аллисон T56-А-15 по 4500 л.с.) тяга на взлетном режиме увеличена на 30%. По сравнению с преждним винтом (четырехлопастный
Гамильтон Стандарт 54Н60) новый винт имеет на 90% меньшее число деталей и на 15% легче.
На С-130J применена полностью новая топливная система. Самолеты для ВВС Великобритании и Австралии оснащаются топливоприемником системы дозаправки в воздухе (по методу "шланг-конус"),
штанга которого расположена над кабиной летчиков с левой стороны фюзеляжа.
Кабина экипажа и грузовая кабина герметизированы. Система кондиционирования воздуха в целом аналогична использованой на самолете С-130Н, однако имеет на 30% увеличенную мощность,
необходимую для охлаждения отсеков БРЭО.
Самолет оснащен цифровым автопилотом DS/FD. Система управления - обычная гидравлическая (на борту имеется две гидросистемы).
Аэронавигационное оборудование включает приемник системы TACAN AN/ARN-153(V) и дублированную ИНС на лазерных гироскопах фирмы Хониуэлл, сблокированную с приемником спутниковой
навигации. Имеется навигационноая БРЛС пониженного уровня мощности LPCR130-1B с цветным индикатором (аналогичная устанавливаемой на самолетах С-130Н последних серий). Самолет
оснащен приемником микроволновой посадочной системы и радиовысотомером HG-9550.
На С-130J применена новая радиостанция VHF-диапазона, остальное радиосвязное оборудование аналогично применяемому на самолете С-130Н.
В кабине летчиков размещено два большеформатных ИЛС фирмы Флайт Дайнемикс, а также четыре многофункциональных цветных экранных индикатора на жидких кристаллах размером 150х200 мм.
Оборонительный комплекс средств РЭП самолета C-130J включает систему радиоэлектронной разведки AN/ALR-69, приемник радиолокационного излучения Лоралл AN/AAR-47, служащий для
оповещения об атаках УР с радиолокационными системами наведения, систему постановки помех в ИК-диапазоне Сандерс AN/ALQ-157, а также системы отстрела ИК- и радиолокационных ловушек
Трэкор AN/ALE-40 или AN/ALE-47.
Фирма Вестингауз предлагает для установки на C-130J систему MESA (Multi-role Electronically Scanned Array) - радиолокационный многоцелевой комплекс ДРЛО с антенной решеткой с
электронным сканированием. Система MESA размещается в двух контейнерах длиной по 7,6 м, подвешивающихся под крылом. В каждом контейнере размещены антенная решетка с электронным
сканированием для бокового обзора и меньшая по размерам решетка на одном из концов. Контейнеры идентичны, развернуты концом с решеткой вперед под одной из консолей крыла и назад
под другой консолью, что обеспечивает круговой обзор.
В грузовой кабине самолета С-130J могут размещаться 92 пехотинца с полной выкладкой или 64 парашютиста-десантника. C-130J-30 берет на борт, соответственно, 128 пехотинцев
или 92
парашютиста. Самолет может десантировать парашютным способом легкий танк "Шеридан" (масса с платформой - 19051 кг), а также другое вооружение. Сброс грузов осуществляется через
грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа, парашютисты покидают самолет через две двери в правом и левом борту (непосредственно за отсеками шасси).
В кабине экипажа может монтироваться локальное бронирование, защищающее летчиков от огня стрелкового оружия.