Уголок неба ¦ Lockheed C-140 Jetstar

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация транспортные
   C-140 Jetstar
       
Разработчик: Lockheed
Страна: США
Первый полет: 1957
Тип: Тактический транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Cамолёт Lockheed 1329 JetStar разрабатывался компанией Lockheed в инициативном порядке. Это был низкоплан со стреловидным крылом и хвостовым оперением, оснащавшийся парой ТРД Bristol Orpheus 1/S тягой по 21,57 кН.

Первый полёт прототипа был выполнен 4 сентября 1957 года. Было построено два прототипа. Второй прототип был оснащён вытянутыми топливными баками, встроенными в крыло. Из-за возникших разногласий с компаний Bristol-Siddeley не удалось организовать производство двигателей Orpheus в США, как предполагалось в ходе проекта.

В результате компания Lockheed изменила конфигурацию самолёта. Второй прототип в 1959 году был оснащён четырьмя двигателями Pratt & Whitney JT12. Топливные баки были убраны с крыла. В таком виде самолёт был одобрен к производству и запущен в серию (и коммерческую эксплуатацию) в 1961 году.

Шестнадцать самолётов первой серии были закуплены ВВС США по программе UTX (Utility Transport eXperimental) и обозначены C-140A. Самолёты использовались для административных перевозок армейского руководства и для калибровки средств радионавигации. Впоследствии для этих целей были закуплены ещё 11 самолётов. Данные машины использовались до 1980-х годов. Несколько самолётов в варианте для перевозки военного руководства были закуплены Германией И Канадой.

Вступившие в силу в США новые нормативы по шумности самолётов, а также высокий расход топлива самолётами первых серий потребовали модернизации самолёта. На самолёт были установлены турбовентиляторные двигатели Garrett AiResearch TFE731 и вновь установлены внешние крыльевые баки. Новая машина получила обозначение 731 JetStar, а впоследствии - JetStar II. Сорок самолётов этой серии было выпущено с 1976 по 1979 годы.

Активного интереса у военных к новой машине не возникло, поэтому большая часть из 204 построенных самолетов JetStar была продана гражданским заказчикам как бизнес-джеты. Производство машины было прекращено в 1980 году.

Самолёт использовался гражданскими авиаперевозчиками Канады (Министерство транспорта) и Ираком (а/к Iraqi Airways). Среди военных эксплуатантов - военные ведомства ФРГ, Индонезии, Ирана, Ирака, Кувейта, Ливии, Мексики, США, Саудовской Аравии. Среди известных частных владельцев самолёта был Элвис Пресли.

Конструкция самолёта

Самолёт JetStar выполнен по обычной аэродинамической схеме моноплана с низкоразположенным крылом. Стреловидность крыла - 30°. Крыло оборудовано крупными топливными баками, расположенными поперек конструкции крыла и выступающими вперед и назад. Механизация крыла включает в себя предкрылок и двухщелевые закрылки. Горизонтальный цельноотклоняемый стабилизатор расположен посередине киля. Внизу фюзеляжа расположен воздушный тормоз. Четыре двигателя расположены попарно в задней части фюзеляжа.

JetStar - относительно крупный самолёт для своего класса. Максимальный взлётный вес приближается к 20 тоннам. В стандартной компоновке салона (с туалетной комнатой) самолёт рассчитан на перевозку восьми пассажиров, в уплотнённой компоновке - до 10. Центральный проход в салоне опущен относительно кресел для обеспечения достаточной высоты потолка салона.

Модель JetStar II отличается, кроме других двигателей, несколько другими обводами фюзеляжа и крыла.



 Модификации :
 С-140А

 пять самолетов ВВС США типа Jetstar I, оснащенные для калибровки навигационных маяков

 С-140В

 конвертируемый грузо-пассажирский вариант самолета для ВВС США. Построено 5 машин; аналог С-140А.

 VС-140

 обозначение шести серийных самолетов С-140А и пяти С-140В, оборудованных как транспорт для особо важных персон.




 ЛТХ:
Модификация   C-140B
Размах крыла, м   16.60
Длина самолета,м   18.48
Высота самолета,м   6.23
Площадь крыла,м2   50.40
Масса, кг  
  пустого самолета   10967
  нормальная взлетная   18840
  максимальная взлетная   20185
Внутреннее топливо, л   10070
Тип двигателя   4 ТВД Garrett TFE731-3
Тяга, кН   4 х 16.46
Максимальная скорость, км/ч   880
Крейсерская скорость, км/ч   817
Практическая дальность, км   5132
Дальность действия, км   4818
Практический потолок, м   10975
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   10 пассажиров или 1280 кг груза


 Доп. информация :


  Чертеж "Lockheed Jetstar 6"
 Фотографии:

 C-140A
 C-140B  (c) Johan Ljungdahl
 VC-140
 JetStar  (c) Shahram Sharifi
 JetStar II   (c) Shahram Sharifi
 Пассажирский салон JetStar
 Кабина пилота JetStar

 Схемы:

 Jetstar

 Варианты окраски:

 C-140A   (c) P.-A. Tilley
 VC-140

  



 

Список источников:

Putnam. René J. Francillon. Lockheed Aircraft since 1913
Warplanes. Modern Fighting aircraft
Aerofiles.com. Lockheed
John W.R. Taylor. Jane's All the World's Aircraft 1989-90
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Lockheed VC-140B "Jetstar"
Klassiker der Luftfahrt. Lockheed CL-329 JetStar : Krieger in Nadelstreifen


Уголок неба. 2015 



 

  Реклама: