Cамолёт Lockheed 1329 JetStar
разрабатывался компанией Lockheed в инициативном порядке. Это был
низкоплан со стреловидным крылом и хвостовым оперением, оснащавшийся
парой ТРД Bristol Orpheus 1/S тягой по 21,57 кН.
Первый полёт прототипа был
выполнен 4 сентября 1957 года. Было построено два прототипа.
Второй прототип был оснащён вытянутыми топливными
баками, встроенными в крыло. Из-за возникших разногласий с компаний
Bristol-Siddeley не удалось организовать производство двигателей Orpheus
в США, как предполагалось в ходе проекта.
В результате компания
Lockheed изменила конфигурацию самолёта. Второй прототип в 1959 году был
оснащён четырьмя двигателями Pratt & Whitney JT12. Топливные баки были
убраны с крыла. В таком виде самолёт был одобрен к производству и
запущен в серию (и коммерческую эксплуатацию) в 1961 году.
Шестнадцать самолётов первой серии были закуплены ВВС США по программе
UTX (Utility Transport eXperimental) и обозначены
C-140A. Самолёты использовались для административных перевозок
армейского руководства и для калибровки средств радионавигации.
Впоследствии для этих целей были закуплены ещё 11 самолётов. Данные
машины использовались до 1980-х годов. Несколько самолётов в варианте
для перевозки военного руководства были закуплены Германией И Канадой.
Вступившие в силу в США новые нормативы по шумности самолётов, а также
высокий расход топлива самолётами первых серий потребовали модернизации
самолёта. На самолёт были установлены турбовентиляторные двигатели
Garrett AiResearch TFE731 и вновь установлены внешние крыльевые баки.
Новая машина получила обозначение 731 JetStar, а впоследствии - JetStar
II. Сорок самолётов этой серии было выпущено с 1976 по 1979 годы.
Активного интереса у военных к новой машине не
возникло, поэтому большая часть из 204 построенных самолетов JetStar
была продана гражданским заказчикам как бизнес-джеты. Производство
машины было прекращено в 1980 году.
Самолёт использовался гражданскими авиаперевозчиками Канады (Министерство
транспорта) и Ираком (а/к Iraqi Airways). Среди военных эксплуатантов -
военные ведомства ФРГ, Индонезии, Ирана, Ирака, Кувейта, Ливии, Мексики,
США, Саудовской Аравии. Среди известных частных владельцев самолёта был
Элвис Пресли.
Конструкция
самолёта
Самолёт JetStar
выполнен по обычной аэродинамической схеме моноплана с
низкоразположенным крылом. Стреловидность крыла - 30°. Крыло оборудовано
крупными топливными баками, расположенными поперек конструкции крыла и
выступающими вперед и назад. Механизация крыла включает в себя
предкрылок и двухщелевые закрылки. Горизонтальный цельноотклоняемый
стабилизатор расположен посередине киля. Внизу фюзеляжа расположен
воздушный тормоз. Четыре двигателя расположены попарно в задней части
фюзеляжа.
JetStar -
относительно крупный самолёт для своего класса. Максимальный взлётный
вес приближается к 20 тоннам. В стандартной компоновке салона (с
туалетной комнатой) самолёт рассчитан на перевозку восьми пассажиров, в
уплотнённой компоновке - до 10. Центральный проход в салоне опущен
относительно кресел для обеспечения достаточной высоты потолка салона.
Модель JetStar II отличается, кроме других двигателей, несколько другими
обводами фюзеляжа и крыла.