Опыт войны во Вьетнаме убедил
американцев, что существующие транспортные самолеты со своими задачами
справляются из рук вон плохо. Проблема в том, что во фронтовых условиях строить
нормальной длины ВПП просто не получалось. Поэтому, в 1968 году была
инициирована программа AMST ("Advanced Medium STOL Transport"). Она
предусматривала создание среднего транспортного самолета грузоподъемностью около
сорока тонн, - но способного работать со стандартной для истребителей полосы
длиной 2000 футов (690 метров, примерно).
В начале 1970-х годов компания "McDonnell Douglas"
была одной из пяти американских компаний, представивших предложения на
объявленный ВВС США тендер по программе создания среднего транспортного
самолета укороченных взлета и посадки. В конце 1972 года компания получила
контракт на постройку двух прототипов такого самолета, получивших обозначение YC-15, и "Boeing" получила аналогичный контракт на постройку двух своих
прототипов YC-14. Опытный образец YC-15 совершил первый
полет 26 августа 1975 года.
Основой новой машины "McDonnell Douglas", обеспечивавшей высокие
взлетно-посадочные характеристики, стали двигатель и крыло новой конструкции.
YC-15А представлял собой обычный транспортный самолет с характерным фюзеляжем,
имеющим заднюю грузовую дверь-рампу, убирающееся шасси высокой прочности и
высокое Т-образное
хвостовое оперение. Возможность
укороченного взлета и посадки
обеспечивалась взаимодействием крыла и
силовой установки, причем профиль крыла
включал двухщелевые закрылки на 75%
размаха крыла. При полном их отклонении
закрылки обдувались струей из 4
турбовентиляторных двигателей Pratt &
Whitney JT8D-17, установленных на крыле, каждый из которых имел тягу 71
кН.
Самолет неплохо летал, но в
заданные требованиями параметры не уложился. Или меньшая нагрузка, - или в
полосу не помещался. Проблема, очевидно, в том, что мощности четырех моторов
Pratt & Whitney JT8D-17 с тягой по 7.25 тонн не хватало.
Логичным решением было "попробовать мотор помощнее", и его нашли.
Франко-американский CFM56-2 с тягой почти десять тонн. Правда, менять все четыре
апробированных двигателя на новый не рискнули. Поставили новое крыло увеличенной
площади, заменили один двигатель и начали испытания.
Вышло не плохо, но к сожланию фирмы война во Вьетнаме уже закончилась.
YC-15 оказались не нужны военным. Больше войн в джунглях
не предвиделось, а в условиях европейского ТВД таких жестких ограничений на
длину ВПП, а стало быть и потребности в специализированных самолетах не было.
В резуьтате чего всю программу AMST закрыли.
Но ни один из участников тендера серийного заказа так и не получил.
Компания
"McDonnell Douglas" внесла изменения в конструкцию
самолета, предполагая вывод машины на гражданский рынок. Однако коммерческого
успеха машина также не имела, и проект был окончательно закрыт.
Интересно, что спустя 19 лет после хранения на площадке в пустыне самолет YC-15
был восстановлен в 1997 году до летной годности - "Boeing" использовал его в
качестве демонстратора по программе перспективного транспортного самолета.
Планировалось, что самолет будет использоваться в работах по программе
гражданского варианта C-17A Globemaster III, получившего обозначение BC-17X
(первоначально MD-17), и по программе Advanced Theater Transport (ATT), который
мог вполне совместить в себе отличительные особенности YC-15 и технологии,
использовавшиеся в рамках создания конвертопланов. Первый полет в обновленном
виде самолет совершил 11 апреля 1997 года, а 11 июля 1998 года получил серьезные
повреждения силовой установки - осмотр подтвердил возможность восстановления, но
на это требовались весьма серьезные средства и много времени. В итоге было
решено отправить самолет на покой - с 2008 года YC-15 выставлен в экспозиции
музея на авиабазе Эдвардс.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
YC-15 |
Размах крыла, м |
40.41 |
Длина самолета,м |
37.87 |
Высота самолета,м |
13.21 |
Площадь крыла,м2 |
242.06 |
пустого самолета |
|
максимальная взлетная с КВП |
99418 |
максимальная взлетная |
4 ТРДД Pratt Whitney JT8D-17 |
Тип двигателя |
4 х 71.00 |
Тяга, кгс |
|
Максимальная скорость, км/ч |
805 |
Крейсерская скорость, км/ч |
661 |
Практическая дальность, км |
1931 |
Практический потолок, м |
9144 |
Экипаж, чел |
3 |
Полезная нагрузка: |
150 десантников |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2016
|