Уголок неба ¦ McDonnell Douglas C-15

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация транспортные
   C-15
       
Разработчик: McDonnell Douglas
Страна: США
Первый полет: 1975
Тип: Военно-транспортный самолет с КВП
  ЛТХ     Доп. информация
   


Опыт войны во Вьетнаме убедил американцев, что существующие транспортные самолеты со своими задачами справляются из рук вон плохо. Проблема в том, что во фронтовых условиях строить нормальной длины ВПП просто не получалось. Поэтому, в 1968 году была инициирована программа AMST ("Advanced Medium STOL Transport"). Она предусматривала создание среднего транспортного самолета грузоподъемностью около сорока тонн, - но способного работать со стандартной для истребителей полосы длиной 2000 футов (690 метров, примерно).

В начале 1970-х годов компания "McDonnell Douglas" была одной из пяти американских компаний, представивших предложения на объявленный ВВС США тендер по программе создания среднего транспортного самолета укороченных взлета и посадки. В конце 1972 года компания получила контракт на постройку двух прототипов такого самолета, получивших обозначение YC-15, и "Boeing" получила аналогичный контракт на постройку двух своих прототипов YC-14. Опытный образец YC-15 совершил первый полет 26 августа 1975 года.

Основой новой машины "McDonnell Douglas", обеспечивавшей высокие взлетно-посадочные характеристики, стали двигатель и крыло новой конструкции. YC-15А представлял собой обычный транспортный самолет с характерным фюзеляжем, имеющим заднюю грузовую дверь-рампу, убирающееся шасси высокой прочности и высокое Т-образное хвостовое оперение. Возможность укороченного взлета и посадки обеспечивалась взаимодействием крыла и силовой установки, причем профиль крыла включал двухщелевые закрылки на 75% размаха крыла. При полном их отклонении закрылки обдувались струей из 4 турбовентиляторных двигателей Pratt & Whitney JT8D-17, установленных на крыле, каждый из которых имел тягу 71 кН.

Самолет неплохо летал, но в заданные требованиями параметры не уложился. Или меньшая нагрузка, - или в полосу не помещался. Проблема, очевидно, в том, что мощности четырех моторов Pratt & Whitney JT8D-17 с тягой по 7.25 тонн не хватало. Логичным решением было "попробовать мотор помощнее", и его нашли. Франко-американский CFM56-2 с тягой почти десять тонн. Правда, менять все четыре апробированных двигателя на новый не рискнули. Поставили новое крыло увеличенной площади, заменили один двигатель и начали испытания. Вышло не плохо, но к сожланию фирмы война во Вьетнаме уже закончилась.

YC-15 оказались не нужны военным. Больше войн в джунглях не предвиделось, а в условиях европейского ТВД таких жестких ограничений на длину ВПП, а стало быть и потребности в специализированных самолетах не было. В резуьтате чего всю программу AMST закрыли. Но ни один из участников тендера серийного заказа так и не получил. Компания "McDonnell Douglas" внесла изменения в конструкцию самолета, предполагая вывод машины на гражданский рынок. Однако коммерческого успеха машина также не имела, и проект был окончательно закрыт.

Интересно, что спустя 19 лет после хранения на площадке в пустыне самолет YC-15 был восстановлен в 1997 году до летной годности - "Boeing" использовал его в качестве демонстратора по программе перспективного транспортного самолета. Планировалось, что самолет будет использоваться в работах по программе гражданского варианта C-17A Globemaster III, получившего обозначение BC-17X (первоначально MD-17), и по программе Advanced Theater Transport (ATT), который мог вполне совместить в себе отличительные особенности YC-15 и технологии, использовавшиеся в рамках создания конвертопланов. Первый полет в обновленном виде самолет совершил 11 апреля 1997 года, а 11 июля 1998 года получил серьезные повреждения силовой установки - осмотр подтвердил возможность восстановления, но на это требовались весьма серьезные средства и много времени. В итоге было решено отправить самолет на покой - с 2008 года YC-15 выставлен в экспозиции музея на авиабазе Эдвардс.

 




 ЛТХ:
Модификация   YC-15
Размах крыла, м   40.41
Длина самолета,м   37.87
Высота самолета,м   13.21
Площадь крыла,м2   242.06
  пустого самолета  
  максимальная взлетная с КВП   99418
  максимальная взлетная   4 ТРДД Pratt Whitney JT8D-17
Тип двигателя   4 х 71.00
Тяга, кгс  
Максимальная скорость, км/ч   805
Крейсерская скорость, км/ч   661
Практическая дальность, км   1931
Практический потолок, м   9144
Экипаж, чел   3
Полезная нагрузка:   150 десантников


 Доп. информация :


  Фотографии:

 YC-15    (c) USAAF
 YC-15   (c) USAAF
 YC-15   (c) USAAF
 YC-15
 YC-15   (c) USAAF
 YC-15   (c) USAAF
 YC-15 С ТРД CFM56-2
  YC-15 С ТРД CFM56-2
 YC-15 С ТРД CFM56-2
 YC-15 С ТРД CFM56-2

  Схемы:

 YC-15

  Варианты окраски:

 YC-15

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. McDonnell Douglas YC-15
StrangerNN. Быстрее, выше сильнее. McDonnell Douglas YC-15 AMST

The Aviation Zone. Prototipes & Experimentals. Boeing YC-14 and McDonnell Douglas YC-15

Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Nationalmuseum.af.mil. McDonnell-Douglas YC-15
Klassiker der Luftfahrt 2007-03. Karl Schwarz. Kurzer Start mit heiben Klappen
E.R. Johnson. American Military Transport Aircraft Since 1925


Уголок неба. 2016 



 

  Реклама: