В 1966 году фирма "Nihon Aeroplane Manufacturing Company" (NAMC) приступила к
разработке двухдвигательного реактивного военно-транспортного самолета (ВТС) по
техническому заданию ВВС Сил самообороны Японии (JASDF). Машина, получившая
обозначение C-X, предназначалась для замены устаревших поршневых ВТС C-46
Commando.
Еще до оценки полноразмерного макета, NAMC получила заказ на постройку двух
прототипов XC-1, предназначенных для летных испытаний, а также одного планера
для статических испытаний. Первый из прототипов, собранный фирмой "Kawasaki",
взлетел 12 ноября 1970 года, а летные испытания обеих машин завершились в марте
1973 года. После постройки двух предсерийных самолетов последовал заказ на 11
серийных машин, получивших обозначение Kawasaki C-1.
Выпуск самолета осуществлялся по кооперации между фирмами "Fuji" (консоли
крыла), "Mitsubishi" (центральная и хвостовая части фюзеляжа), "Nihon"
(поверхности управления и гондолы двигателей) и "Kawasaki" (носовая часть
фюзеляжа и центроплан, окончательная сборка и испытания).
C-1 имеет обычную для современных ВТС конструкцию. Грузовая кабина
герметизирована и снабжена системой кондиционирования, а хвостовая рампа может
быть открыта в полете для высадки десанта и сброса грузов. Экипаж C-1 состоит из
пяти человек, а типовая нагрузка включает или 60 полностью экипированных
пехотинцев, или 45 десантников, или до 36 носилок с сопровождающими, или
различное оборудование и грузы на палетах.
Построили только 31 самолет, включая четыре прототипа и один предсерийный,
последний из которых был поставлен 21 октября 1981. Хотя C-1 строился по
техническому заданию JASDF, его небольшая полезная нагрузка ограничивает
возможности применения машины. Это стало одной из причин отказа от разработки
других вариантов самолета.
Один C-1 использовался в качестве летающей лаборатории для отработки ТРДД
MITI/NAL FJR710 и Ishikawajima-Harima XF3 (последний был предназначен для
учебного самолета T-4). Недавно "Kawasaki" переделала один C-1 в вариант
учебного самолета РЭБ C-1 Kai. Машина получила новые носовой и хвостовой
радиопрозрачные обтекатели, а также антенну системы РЭБ ALQ-5 под фюзеляжем.
Один самолет использовался в качестве базы для создания самолета УКВП NAL Asuka,
с двигателями над крылом и закрылками со сдувом пограничного слоя.
Описание самолета
Самолет С-1 имеет высокорасположенное
стреловидное крыло, фюзеляж круглого
поперечного сечения, Т-образное
хвостовое оперение и убирающееся в
полете трехстоечное шасси. В передней
части фюзеляжа находится кабина
состоящего из 5 человек экипажа, за ней
располагается грузовая кабина длиной 10,8
м, шириной 3,6 м и высотой 2,25 м. Как кабина
экипажа, так и грузовая кабина
герметизированы и подключены к системе
кондиционирования воздуха. В грузовой
кабине могут перевозиться 60 солдат с
вооружением или 45 парашютистов. В случае
перевозки раненых здесь могут быть
помещены 36 носилочных раненых и
сопровождающий их персонал. Через
находящийся в хвостовой части самолета
грузовой люк в кабину могут быть
погружены: 105-мм гаубица или 2,5-т грузовой
автомобиль, или три автомобиля типа "джип".
Десантирование техники и грузов
осуществляется через этот люк, а
парашютисты могут десантироваться
также и через боковые двери в задней
части фюзеляжа.
Самолет оснащен двумя расположенными в
мотогондолах под крылом
турбореактивными двигателями JT8D-M-9
американской фирмы Пратт-Уитни,
выпускаемыми в Японии по лицензии.
Бортовое радиоэлектронное оборудование С-1 позволяет выполнять полеты в сложных
метеорологических условиях в любое
время суток.