С-295 компании "Airbus Military", созданный на основе совместной
испанско-индонезийской разработки CN.235, представляет собой универсальный
военно-транспортный самолет. Он пропустил конкурс на единый транспортный самолет
(ETC) для ВВС и Армии США, однако заказы на него продолжают поступать со всего
мира.
В 1981 году на Парижском авиасалоне индонезийская фирма IPTN и испанская CASA
объявили о намерении создать транспортный самолет CN.235 в рамках совместной
программы "Airtech". Номинально машина ориентировалась на региональный рынок
авиалайнеров, но когда ее выкатили в сентябре 1983 года, сразу стало ясно, что
получился отличный военно-транспортный самолет.
И действительно, CN.235 не пользовался популярностью у авиакомпаний, зато
приобрел военных заказчиков как надежный транспортник, способный работать с
неподготовленных аэродромов. Позднее самолет строился в военном и полувоенном
вариантах под обозначением CN-235.
Фирма CASA (впоследствии EADS CASA, а с весны 2009 года - "Airbus Military")
разработала под обозначением С-295 удлиненный вариант базового самолета для
специальных целей, который можно использовать и как авиалайнер повышенной
вместимости.
В 1997 году на Парижском авиасалоне CASA объявила о завершении самостоятельной
разработки С-295. Его фюзеляж имеет длину 24,45 м, что на 3,05 м больше, чем у
CN-235. Максимальная полезная нагрузка увеличена более чем на 50% (до 9250 кг),
что позволило перевозить 71 военнослужащего или 49 десантников, пять стандартных
поддонов или три авиационных двигателя. В санитарном варианте
С-295 может вмещать до 24 лежачих раненых и до семи медработников.
На самолете установлены два турбовинтовых двигателя Pratt & Whitney Canada
PW127G мощностью по 2645 л. с. (1972 кВт), вращающие шестилопастные винты
Hamilton Standard HS0568F-5. Кабина оснащена электронной системой полетной
информации Sextant Topdeck, включающей систему управления полетом,
информационный комплекс вертикали и курса, автопилот и трехцветные ЖК экраны, а
также систему предупреждения столкновений в воздухе и систему сигнализации об
опасном сближении с землей. Демонстрационный полет состоялся 28 ноября 1997 года,
а первый серийный С-295 взлетел 22 декабря 1998 года. Сертификат Федерального
управления гражданской авиации США получен в декабре 1999 года. В феврале 2000
года ВВС Испании подтвердили свой заказ на девять самолетов, сделанный в апреле
1999-го.
К концу 2008 года испанский воздушный флот насчитывал 13 самолетов С-295, еще
два строились. Хотя С-295 проиграл Alenia C-27J выгодный контракт на новый
единый транспортный самолет (ETC) для США, он пользовался успехом у других
потребителей. Так, Алжир приобрел шесть машин, Бразилия - восемь (еще четыре
заказаны), Финляндия - две, Иордания - две, Польша - 11 (одна потеряна), а
Португалия заказала семь. 13 мая 2009 года еще одним покупателем стала Чехия,
заказавшая четыре самолета для замены Ан-26. Первый из них должен быть поставлен
к концу 2009 года, остальные в 2010 году.
От фирмы "Saab" поступило предложение выпускать вариант С-295 под названием
Erieye с системой дальнего радиолокационного оповещения и наведения AEW&C.
Самолет, оборудованный радиолокационной антенной в "рамочном" обтекателе,
подобном установленному на Saab 340/2000 и ЕМВ-145 Erieye, предполагается к
продаже в Польшу и другие страны.