Используя богатый опыт в создании
дальних бомбардировщиков, фирма "Boeing"
разработала проект военно-транспортного самолета С-97, который в варианте КС-97
стал основным самолетом-заправщиком САК ВВС США. В годы Второй мировой войны приоритет отдавался боевым самолетам, а транспортная
авиация финансировалась по остаточному принципу. В 1942 году в воздух поднялся
Avro York - транспортный вариант бомбардировщика Lancaster, но его выпуск
наладили только к 1945 году. Компания "Boeing" в 1941-1942 годах создала
транспортный вариант В-29 Superfortress, а в декабре 1942 года получила контракт
от ВВС Армии США на постройку трех прототипов ХС-97. Первый опытный самолет был
собран только к середине 1944 года.
Руководство "Boeing" опасалось, что после войны может уступить рынок
гражданской авиатехники конкурентам из "Lockheed" и "Douglas", но в 1942 году было вынуждено
все же сосредоточиться на выполнении контрактов для ВВС Армии США. К 20 июля
того же года компания завершила предварительные работы по проекту самолета Model
367, отличавшегося от базового В-29 в основном конструкцией фюзеляжа. Машина
создавалась двухпалубной: нижняя часть фюзеляжа В-29 была сохранена - вместо бомбоотсеков были оборудованы грузовые отсеки, но сверху к сечению фюзеляжа был
"пристроен" еще один фюзеляж с окружностью диаметром 3,35 м. Новый
фюзеляж приобрел характерное сечение в виде восьмерки ("double-bubble" -
"двойной
пузырь"), а вдоль бортов появились характерные глубокие складки. Подобная форма
сохранилась и на современных авиалайнерах "Boeing", но внешне обводы выполнены
более обтекаемыми. Первый прототип самолета Stratofreighter поднялся в небо в Сиэтле 15 ноября 1944
года. Управляемость машины была на уровне В-29, а скоростные характеристики и
возможности по решению возлагаемых на самолет задач были продемонстрированы 9
января 1945 года - эта же машина (No. 43-27470) совершила с грузом 9072 кг перелет
по маршруту Сиэтл - Вашингтон за 6 ч 4 мин со средней скоростью 616 км/ч. К тому
времени ставившиеся изначально двигатели Wright R-3350-23 мощностью 2200 л. с.
заменили на R-3350-57A мощностью 2325 л. е., но специалисты "Boeing" планировали
установить еще более мощные двигатели. ВВС Армии США заказали шесть YC-97, в
целом идентичных трем прототипам, а также четыре машины с более мощной силовой
установкой - три YC-97A и один YC-97B. На YC-97A стояли 28-цилиндровые Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major мощностью 3000
л. е., причем гондолы перепроектировали и применили новые четырехлопастные
воздушные винты. Для удержания самолета на курсе при неработающем внешнем
двигателе вертикальное оперение сделали более высоким, предусмотрев возможность
его складывания. Кроме того, на машине установили тепловую
противообледенительную систему, а при изготовлении крыла и ряда других элементов
использовали новый сплав 75ST. Емкость топливной системы увеличили до 26 670 л,
она включала три мягких топливных бака в центроплане и по 16 таких же баков в
каждой консоли крыла. Самолет мог брать до 18 598 кг груза, погрузка которого
осуществлялась через задний грузовой люк, а при помощи электролебедки груз
перемещался по протянувшимся через всю 23,8-метровую кабину направляющим.
Автомобили или легкая бронетехника заезжала на грузовую палубу самостоятельно.
Самолет мог брать на борт не менее 134 военнослужащих, а в медико-эвакуационном
варианте - 83 раненых на носилках и четырех медработников. YC-97B (No. 45-59596) использовался для перевозки VIP-пассажиров
и рассматривался "Boeing" в качестве прототипа будущего коммерческого авиалайнера. В салоне
самолета были оборудованы круглые иллюминаторы, на верхней палубе кресла в ряду
стояли по схеме "3+2" (всего 80 мест), там же размещалась кухня, а на нижнюю
палубу вел спиралевидный трап. Задний грузовой люк был удален, но самолет мог
кроме пассажиров брать на борт еще и 7711 кг груза.
Первый из шести YC-97, ставший последним самолетом фирмы "Boeing" с двигателями Wright,
поднялся в воздух 11 марта 1947 года. Эти машины совершили буквально
переворот в авиаперевозках, совершая полеты по маршруту Авиационного
транспортного командования на Гавайи. Позже командование было
переименовано в Военную авиационную транспортную службу - Military Air Transport Service (MATS).
А в 1948 году первый YC-97A принял участие в известном Берлинском воздушном
мосту - самолет по 9-12 часов в сутки находился в воздухе. В 1948 году только
что созданные ВВС США заказали 27 самолетов С-97, а затем увеличили заказ до 50.
Первые серийные Stratofreighter оснащались воздушными винтами марки Hamilton
Standard и визуально отличались небольшим "наростом" в носовой части фюзеляжа -
обтекателем антенны метеорадара APS-42. После начала войны в Корее в 1950 году заказы на SC-97 значительно увеличились,
а компания, учитывая контракты по В-47 и В-52, едва успевала справляться с
работой. В результате производство С-97 и Stratocruiser перенесли на завод в
Рентоне. В те годы Стратегическое авиационное командование (САК) ВВС США остро
нуждалось в большом количестве танкеров для дозаправки стратегических
бомбардировщиков в полете. Поэтому "Boeing" провела цикл испытаний,
установив на трех КС-97А систему дозаправки в воздухе "Flying Boom" собственной разработки, а
затем приступила к выпуску серийных самолетов-заправщиков КС-97Е, KC-97F и
KG-97G, передав заказчику 592 машины (всего же было выпущено 888 "военных" С-97,
последний покинул завод 18 июля 1956 года). Первые воздушные танкеры брали на
борт 26498 л топлива, но на самолетах варианта КС-97Е установили дополнительные
баки на главной палубе, после чего емкость топливной системы возросла до 56750 л
- практически большую часть топлива можно было передать на заправляемые машины.
Управлял процессом передачи топлива оператор, располагавшийся лежа в задней
части фюзеляжа.
Модификации
: |
|
|
C-97А |
первая серийная модификация. |
C-97С |
модификация на базе Model
367-4-29. |
C-97D |
переоборудованный в пассажирский вариант VС-97D. |
C-97E |
переоборудованный в транспортный вариант
KС-97E. |
C-97F |
переоборудованный в транспортный вариант
KС-97F. |
C-97G |
переоборудованный в транспортный вариант
KС-97G. |
C-97K |
переоборудованный в транспортный вариант
KС-97K. |
VC-97D |
летающий командный пост Стратегического командования США на базе С-97А. |
YC-97J |
опытный вариант с
четырьмя двигателями Pratt & Whitney YT34-P-5
. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
C-97C |
Размах крыла, м |
43.89 |
Длина самолета,м |
35.78 |
Высота самолета,м |
11.66 |
Площадь крыла,м2 |
164.34 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
37422 |
максимальная взлетная |
79379 |
Внутреннее топливо, л |
56743 |
Тип двигателя |
4 ПД Pratt Whitney Wasp R-4360-59B |
Тяга, кН |
4 х 3800 |
Максимальная скорость, км/ч |
604 |
Крейсерская скорость, км/ч |
482 |
Практическая дальность, км |
6920 |
Практический потолок, м |
10670 |
Экипаж, чел |
4 |
Полезная нагрузка: |
96 солдат или 69 носилок с сопровождающими или 9010 кг груза |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2012
|