Самолет Bristol Britannia послужил идейным и техническим вдохновителем для
компании "Canadair" при создании CL-44, изначально рассматривавшегося в качестве
грузового. Самолет ждал успех, он эксплуатировался и в 1990-е годы.
История Canadair CL-44 началась в 1952 году, когда канадские ВВС приступили к
поиску нового морского патрульного и противолодочного самолета для замены Avro
Lancaster. В итоге в 1954 году было заключено лицензионное соглашение между "Canadair"
и "Bristol Aeroplane Company" по вопросу разработки и выпуска в Канаде
модифицированной версии четырехмоторного авиалайнера Bristol Туре 175 Britannia.
Новый морской патрульный (разведывательный) самолет CL-28 Argus получил крыло,
хвостовое оперение и шасси от лайнера Britannia (выполнена доработка с учетом
необходимости размещения узлов подвески вооружения), совмещенные с новым
негерметизированным фюзеляжем с отсеком вооружения. Вместо ТВД Bristol Siddeley
Proteus на самолет установили четыре поршневых двигателя R-3370-RC981
Turbo-Compound мощностью по 3700 л. с. Прототип Argus был облетан 28 марта 1957
года, за ним последовали 12 самолетов Argus I и 20 самолетов Argus 2,
находившиеся в эксплуатации только в канадских ВВС.
Кроме того, шли работы и над транспортным вариантом с большой дальностью полета,
который получил обозначение CL-44. Весной 1957 года "Canadair" получила контракт
на постройку восьми CL-44 для канадских ВВС, дополнительно был законтрактован
один прототип грузового варианта с погрузочной дверью в хвостовой части.
CL-44 получил крыло, хвостовое оперение и шасси от Britannia, хотя конструкция
получила локальное усиление ввиду большей максимальной взлетной массы новой
машины. Фюзеляж Britannia 253 был удлинен на 3,76 м, он остался
герметизированным. "Canadair" предложила три варианта силовой установки для
CL-44: Bristol ВЕ25 Orion, Pratt & Whitney T34 и Rolls-Royce Tyne. Канадские ВВС
выбрали вариант с Orion. Но в 1958 году после прекращения выпуска данного
двигателя на "Bristol Siddeley", на первом серийном самолете, CL-44-6 (канадское
военное обозначение СС-106 Yukon), установили двигатели Tyne II мощностью по
5500 л. с.
Самолет имел две сдвижные грузовые двери на левом борту перед и за
крылом и мог брать на борт 27 525 кг груза. Прототип совершил первый полет 15
ноября 1959 года под управлением летчиков-испытателей У С. Лонгхерста и
Макклина. Канадские ВВС в начале 1960-х годов получили 12 самолетов
CL-44-6/CC-106, девять из них были полностью грузовыми и поступили в 437-ю
эскадрилью, а остальные использовались 412-й эскадрильей в качестве
пассажирских.
Канадские ВВС списали свои Yukon с 1973 года, все были приобретены
авиакомпаниями-грузоперевозчиками, преимущественно из Латинской Америки.
Вскоре в "Canadair" пришли к выводу, что бортовая грузовая сдвижная дверь - не
лучший вариант для обеспечения быстрой загрузки (выгрузки). В итоге было решено
применить вариант разгрузки через откидывающуюся вбок хвостовую часть фюзеляжа -
это позволяло без проблем грузить/выгружать любые, даже негабаритные грузы, а
также сгружать груз прямо с грузовиков без использования кранов.
Вариант CL-44D4, также известный как Canadair Forty-Four и внешне схожий с
CL-44-6 (исключая заднюю сдвижную грузовую дверь и применение двигателей
Rolls-Royce R.Ty.12 Tyne 515/10), получил от "Canadair" поворотную хвостовую
часть, оснащенную гидравлическим приводом (поворачивалась вправо, стык в районе
форкиля). На полное открытие при этом требовалось всего 90 секунд, нормальная
работа допускалась при боковом ветре до 13,3 м/с, а в открытом положении
хвостовая часть могла оставаться даже при порывах ветра до 26,6 м/с. В закрытом
положении она автоматически фиксировалась восемью замками.
Главная грузовая кабина самолета имела длину 30 м, ширину 3,35 м, высоту
2,05 м и объем 178,6 м3. Под ней располагалась дополнительная кабина объемом
28,3 м3. Общая масса перевозимого груза достигала 28725 кг. CL-44D4 имел
стандартный экипаж из 3-4 человек.
В распоряжении пилотов были система VOR (аналог отечественной РСБН),
радиокомпас, радиовысотомер и индикатор глиссады. Управление поворотной
хвостовой частью осуществлялось оператором с пульта, расположенного в задней
части машины непосредственно у стыка.
Первый CL-44D4 (CF-MKP-X), поднялся в воздух 16 ноября 1960 года, а через семь
месяцев получил сертификат американской Федеральной авиационной администрации. "Canadair"
получила вначале заказы на 17 машин, затем портфель заказов вырос до 23 машин от
трех американских авиаперевозчиков: "Flying Tiger Line", "Seaboard World" и "Slick
Airways". Первая поставка выполнена 31 мая 1961 года компании "Flying Tiger". На
тот момент данные компании были крупнейшими в мире, занимавшимися грузовыми
авиаперевозками, так что они смогли быстро оценить все достоинства нового
самолета - скорость, полезная нагрузка, простота и экономичность эксплуатации.
Превосходство над Douglas DC-6 и Lockheed Constellation было очевидным.
"Canadair" также разработала вариант военно-транспортного самолета с погрузкой
через хвост - он получил обозначение CL-44G и предназначался для Министерства
обороны Канады, но заказов так и не последовало. Еще одним заказчиком на самолет
стала исландская компания "Loftleidir", разместившая заказ на четыре машины в
варианте пассажирского авиалайнера CL-44D4-8 вместимостью 160-178 пассажиров,
которые планировалось использовать на трансатлантических маршрутах.
На самолетах сохранилась возможность применения поворотной хвостовой части, но
гидравлическая система была демонтирована.
Последней разработкой "Canadair" стал вариант CL-44J, созданный под требования "Loftleidir"
на авиалайнер большей вместимости. "Canadair" выполнила переоборудование
четвертого из заказанных "Loftleidir" самолетов CL-44D4-8 и последнего из 39
самолетов CL-44, построенных компанией, в лайнер повышенной вместимости - за
счет удлинения фюзеляжа на 4,6 м удалось увеличить вместимость пассажирского
салона до 214 кресел. Первый полет машина выполнила 17 марта 1965 года в
стандарте CL-44D4-8, а модифицированный вариант, CF-SEE-X (прототип CL-44J),
совершил первый полет 8 ноября 1965 года. Три других самолета CL-44D4-8 компании
"Loftleidir" также переоборудовали в стандарт CL-44J, но планы разработчика по
запуску удлиненной версии машины в серию под обозначением Canadair 400
осуществлены не были.
Еще одним вариантом CL-44 стал "гибрид", полученный из самолета CL-44D4,
принадлежавшего ранее компании "Flying Tiger Line". Компания "Conroy Aircraft
Company" выполнила его переоборудование в грузовой самолет для перевозки
крупногабаритных грузов. Владелец данной компании, Джек Конрой, известен своими
проектами переоборудования серийных машин таких моделей, как Boeing 377
Stratocruiser и КС-97 Stratofreighter в самолеты для перевозки крупногабаритных
грузов (переоборудованные машины получили обозначения Guppy, Pregnant Guppy,
Mini Guppy и Super Guppy).
Планер CL-44D остался почти неизменным, но сразу за
пилотской кабиной верхняя часть фюзеляжа была полностью демонтирована и заменена
выпуклой конструкцией, благодаря чему в грузовой кабине и обеспечивалась
возможность перевозки крупногабаритных грузов. Самолет получил обозначение
CL-44-O, первый полет он совершил в 1969 году под управлением знаменитого
летчика-испытателя компании "Lockheed" Германа Сальмона. Самолет перевозил
двигатели Rolls-Royce RB.211 и мотогондолы из Великобритании в Калифорнию в
рамках программы Lockheed L-1011 TriStar.