На EADS CASA CN-235 приходится немалая доля международного рынка средних
военно-транспортных самолетов. Самолет совместной испано-индонезийской
разработки не выиграл ни одного конкурса на пассажирский авиалайнер, но его
военный вариант очень востребован. Самолет продолжает совершенствоваться.
В 1970-е годы испанская фирма CASA и индонезийская фирма IPTN заключили
долгосрочное соглашение о сотрудничестве, согласно которому в Индонезии наладили
лицензионный выпуск легкого транспортного CASA Aviocar. Через несколько лет
партнерство привело к появлению амбициозного плана разработки и производства
более крупной транспортной машины.
В 1980 году был образован консорциум "Airtech", главной задачей которого стал
выпуск нового 35-местного самолета в военном и гражданском вариантах. Анонс
проектирования CN-235 был сделан на Парижском авиасалоне 1981 года. На начальной
стадии разработки CN-235 позиционировался исключительно как гражданская машина,
не сильно отличавшаяся от конкурентов - Dash 8, ЕМВ-120 и SF-340. Главным
преимуществом CN-235 являлась возможность работать с плохо подготовленных
аэродромов. За высокорасположенное крыло, размещенные в спонсонах фюзеляжа шасси
и наличие задней рампы CN-235 называли "mini Hercules". В конструкции учли
требования военных, такие как отсутствие створок ниш шасси - колеса в убранном
положении выступают за обводы фюзеляжа, что важно при аварийной посадке. Рампа
может открываться в полете и дополнена боковыми створками, а две задние двери
салона можно использовать для десантирования парашютистов.
Силовая установка включает два ТВД General Electric СТ-7-7 мощностью по 1760 л.
с. (1311 кВт) с четырехлопастными винтами Hamilton Standard 14RF-21.
Производство элементов планера разделили между фирмами CASA (носовая и
центральная секции фюзеляжа, центроплан, внутренние закрылки, мотогондолы) и
IPTN (хвостовая секция фюзеляжа, хвостовое оперение, внешние секции крыла,
внешние закрылки). Позже контракт на выпуск хвостового оперения был заключен с
чилийской фирмой ENAER. Сборочные линии организовали в обоих странах, выкатка
двух прототипов состоялась 10 сентября 1983 года одновременно в Испании и
Индонезии. Первым в воздух поднялся 11 ноября 1983 года прототип испанской
сборки, а 30 декабря первый полет выполнил индонезийский прототип. По
результатам испытаний в конструкцию крыла, оперения, спонсонов шасси и
конфигурацию винтов внесли изменения. Совместную для Испании и Индонезии
сертификацию самолет получил 19 августа 1986 года, а сертификат FAA - 3 декабря.
В первые годы на CN-235 возлагались большие надежды. Правительство Индонезии
объявило о намерении приобрести 100 самолетов, но в Париже на авиасалоне было
объявлено о закупке лишь 54 самолетов с опционом на 18 машин, все в гражданском
варианте. В 1985 году "Airtech" вела переговоры с Турцией о поставке 50
тактических транспортных самолетов. Шли переговоры и о более скромных военных
заказах, а вот гражданский вариант интереса не вызывал. CN-235 не вписывался в
рамки гражданского рынка: слишком тяжелый, с недостаточной дальностью и, что для
авиакомпаний немаловажно, не слишком эстетичный. Для перевозчиков, работавших с
плохих аэродромов, размеры CN-235 были избыточными, а цена слишком большой. Зато
портфель заказов на военный вариант постепенно пополнялся.
В декабре 1986 года первый CN-235 поставили индонезийской "Merpati Nusantara
Airlines" (его эксплуатация началась только через год), в том же месяце ВВС
Саудовской Аравии получили первый военный CN-235M. Первые 30 самолетов известны
как Series-10 (CN-235-10, CN-235M-10). За этой серией последовала другая, с
обозначением "-100" с ТВД СТ-7-9С мощностью 1870 л.с. - эти двигатели стали
стандартными. Машины постройки фирмы С AS А обозначались -100, а постройки IPTN
- 110.В 1990 году "Airtech" представила вариант СМ-235-200/-220 с увеличенной
дальностью. Первый самолет постройки CASA прошел сертификацию в марте 1992 года,
а прототип постройки фирмы IPTN выполнил первый полет только в 1996 году.
Самолет с обозначением "-200" ныне остается единственным серийно строящимся
вариантом.
Изначально "Airtech" планировала строить CN-235 в специализированных
модификациях, таких как морской патрульный самолет и самолет радиотехнической
разведки. Фирмы IPTN и CASA разработали собственные версии патрульной машины, но
в серию пошел только вариант, созданный CASA. Ирландский авиакорпус стал
единственным оператором CN-235MP Persuader (это наименование в Ирландии не
использовалось никогда), первый из двух самолетов заказчик получил в декабре
1994 года. CASA, как называют машину по всему миру, доказал свою пригодность в
качестве самолета защиты рыболовства. Фирма IPTN разрабатывала аналогичный
вариант - CN-235MPA Sky Guardian - с 1989 года. Несмотря на анонсы о заказах от
ВМС Индонезии, Брунея и ОАЭ, в эксплуатацию Sky Guardian не поступил. Данный
факт отражает медленные темпы реализации всей программы CN-235 в Индонезии,
самолеты фирмы IPTN за пределами страны востребованы не были, отчасти из-за
плохой управляемости.
Темп производства и объем продаж на протяжении всего выпуска CN-235 сильно
менялись. Согласно данным CASA на конец 1999 года в эксплуатации у 28 операторов
из 24 стран находилось 189 самолетов, имелись заказы еще на 220 машин. В число
гражданских операторов вошли только испанская компания "Binter Mediterraneo",
индонезийские "Mandala Airlines" и "Merpati Nusantara". Военный вариант закупили
Ботсвана, Бруней, Чили, Колумбия, Эквадор, Франция, Габон, Индонезия, Ирландия,
Марокко, Корея, Малайзия, Оман, Панама, Папуа - Новая Гвинея, Саудовская Аравия,
ЮАР, Испания, Таиланд, Турция и ОАЭ.
В 1984 году для сборки 50 из 52 заказанных CN-235M для Турции была образована
фирма ТА1 ("Tusas Aerospace Industries"). Первый самолет турецкой постройки
выполнил первый полет в 1992 году. В сентябре 1998 года Турция заказала еще
девять CN-235MP.
Заказы на самолет продолжают поступать от различных стран мира. Иордания
заказала в 2011 году два CN-235 в варианте ганшипа с оптоэлектронной системой
целеуказания, лазерным дальномером и бортовым комплексом обороны. Вооружение
самолетов будет состоять из УР Hellfire с лазерным наведением, блоков НАР и
30-мм пушки М230 Chain Gun. Ракеты самолет будет нести на подкрыль-евых пилонах,
а пушку запланировано установить на турели по левому борту.
Гражданские CN-235 эксплуатируют следующие кампании: "Inter Austal" (Аргентина),
"Merpati Nusantara Airlines" и "Pelita Air Service" (Индонезия), "Tiko Air"
(Мадагаскар) "Air Namibia", "Binter Canarias" (на снимке внизу) и "Binter
Mediterraneo" (Испания), "Safair" (ЮАР), "L-З Communications" и "Presidential
Airways" (США), "Air Venezuela".
CN-235 компании "Binter Mediterraneo" разбился 29 августа 2001 года, погибли три
пассажира и один член экипажа.
Конструкция самолета.
Свободнонесущий моноплан нормальной схемы, цельнометаллической конструкции с
применением композиционных материалов. Крыло - высокорасположенное, прямое,
двухлонжеронное, кессонного типа, с прямоугольным центропланом и
трапециевиднысми консолями. Панели крыла выполнены из листового дюралюминия
химическим фрезерованием. Профиль крыла NACA 653-218. Угол поперечного V
консолей крыла -3 град. Угол установки крыла +3 град. Левый элерон оснащен
сервотриммером, правый - триммером с электроприводом. Механизация крыла - четыре
однощелевых закрылка с гидроприводом. Фюзеляж типа полумонокок. С левого борта
за крылом расположена пассажирская дверь-трап размером 1,70 х 0,73 м, с правого
борта перед крылом - служебная верь-трап (1,70 х 0,73 м), с правого борта в
хвостовой части и с левого борта перед крылом - аварийные выходы (0,92 х 0,50
м). В хвостовой части фюзеляжа имеется откидная рампа; в грузопассажирском
варианте самолет может перевозить 18 человек и два контейнера LD-3, в грузовом
варианте - четыре контейнера LD-3 или два грузовых поддона P-88 размером 2,24 х
3,17 м. Хвостовое оперение - однокилевое, с низкорасположенным свободнонесущим
стабилизатором. Киль и стабилизатор двухлонжеронные, имеется форкиль. Все рули
имеют триммеры. Шасси - трехопорное, с передней стойкой. Все стойки рычажного
типа, производства фирмы Мессье-Бугатти. Колеса производства фирмы Данлоп,
оснащены дисковыми гидравлическими тормозами с автоматами торможения на основных
опорах. Передняя стойка управляемая, с одинарным колесом, убирается в носовую
часть фюзеляжа вперед, против полета. Основные стойки со спаренными колесами,
расположенными в тандем, убираются в обтекатели на нижней части фюзеляжа.
Силовая установка: 2 х ТВД General Electric CT7-9С, максимальная мощность 2 х
1850 л.с. (2 х 1364 кВт). Удельный расход топлива на крейсерском режиме (Н=4570
м) 0,214 кг/л.с.ч (2 х 0,291 кг/кВт*ч). Количество ступеней: осевой КНД - 5,
центробежный КВД - 1, ТВД - 2, ТНД - 2. Длина двигателя 1,84 м, максимальная
ширина 0,635 м. Вес сухого двигателя 307 кг.
Воздушные винты - Hamilton Standard 14RF21, четырехлопастные, изменяемого шага,
диаметр 3,35 м, расстояние между осями винтов 7,00 м. Топливо размещается в двух
баках-отсеках емкостью по 1040 л в центроплане и в двух баках-отсеках емкостью
по 1590 л в консолях крыла. Общий запас топлива 5260 л. Запас масла 14 л.
Системы и оборудование: Система управления безбустерного типа. Гидравлическая
система с рабочим давлением 21 МПа, имеет два насоса переменной
производительности с приводом от двигателей, используется для управления шасси,
закрылками, тормозами колес и грузовым трапом. Электрическая система: два
стартер-генератора постоянного тока (28 В, 400 А), три преобразователя
переменного тока (115/220 В, 400 Гц), две никелево-кадмиевые аккумуляторные
батареи (45 А*ч). Система кондиционирования и наддува производства фирмы
Hamilton Standard, обеспечивает максимальное избыточное давление в гермокабине
26 кПа. Самолет оборудован стандартным комплексом пилотажно-навигационного
оборудования, а также оснащен автопилотом Collins APS-65 и метеоРЛС Collins
WXR-300.
Модификации
: |
|
|
CN.235 |
первая серийная модификация транспортного самолета. |
CN.235-100 |
базовая модификация;
выпускается в пассажирском и военно-транспортном (рассчитанный на
перевозку 48 солдат, или 46 парашютистов, или 24 раненых на носилках
и 4 сопровождающих) вариантах. |
CN.235-200 |
модификация
с
с усиленной
конструкцией. |
CN.235М |
военно-транспортная
модификация . |
CN.235МP/MPA |
патрульный
самолет . |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
CN.235 |
Размах крыла, м |
25.81 |
Длина самолета,м |
21.353 |
Высота самолета,м |
8.177 |
Площадь крыла,м2 |
59.10 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
8800 |
максимальная взлетная |
16500 |
Внутреннее топливо, кг |
4230 |
Тип двигателя |
2 ТВД General Electric CT7-9C |
Мощность, кВт |
2 х 1394.5 |
Максимальная скорость, км/ч |
445 |
Крейсерская скорость, км/ч |
248 |
Практическая дальность, км |
4355 |
Дальность действия, км |
1501 |
Практический потолок, м |
8110 |
Экипаж, чел |
2-3 |
Полезная нагрузка: |
48 солдат или 46 парашютистов или 24 носилки и 4 сопровождающих или 6000 кг груза. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2012
|