Уголок неба ¦ Airtech (CASA) CN.235

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная современная авиация транспортные
   CN.235
       
Разработчик: Airtech
Страна: Испания, Индонезия
Первый полет: 1983
Тип: Средний военно-транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


На EADS CASA CN-235 приходится немалая доля международного рынка средних военно-транспортных самолетов. Самолет совместной испано-индонезийской разработки не выиграл ни одного конкурса на пассажирский авиалайнер, но его военный вариант очень востребован. Самолет продолжает совершенствоваться.

В 1970-е годы испанская фирма CASA и индонезийская фирма IPTN заключили долгосрочное соглашение о сотрудничестве, согласно которому в Индонезии наладили лицензионный выпуск легкого транспортного CASA Aviocar. Через несколько лет партнерство привело к появлению амбициозного плана разработки и производства более крупной транспортной машины.

В 1980 году был образован консорциум "Airtech", главной задачей которого стал выпуск нового 35-местного самолета в военном и гражданском вариантах. Анонс проектирования CN-235 был сделан на Парижском авиасалоне 1981 года. На начальной стадии разработки CN-235 позиционировался исключительно как гражданская машина, не сильно отличавшаяся от конкурентов - Dash 8, ЕМВ-120 и SF-340. Главным преимуществом CN-235 являлась возможность работать с плохо подготовленных аэродромов. За высокорасположенное крыло, размещенные в спонсонах фюзеляжа шасси и наличие задней рампы CN-235 называли "mini Hercules". В конструкции учли требования военных, такие как отсутствие створок ниш шасси - колеса в убранном положении выступают за обводы фюзеляжа, что важно при аварийной посадке. Рампа может открываться в полете и дополнена боковыми створками, а две задние двери салона можно использовать для десантирования парашютистов.

Силовая установка включает два ТВД General Electric СТ-7-7 мощностью по 1760 л. с. (1311 кВт) с четырехлопастными винтами Hamilton Standard 14RF-21. Производство элементов планера разделили между фирмами CASA (носовая и центральная секции фюзеляжа, центроплан, внутренние закрылки, мотогондолы) и IPTN (хвостовая секция фюзеляжа, хвостовое оперение, внешние секции крыла, внешние закрылки). Позже контракт на выпуск хвостового оперения был заключен с чилийской фирмой ENAER. Сборочные линии организовали в обоих странах, выкатка двух прототипов состоялась 10 сентября 1983 года одновременно в Испании и Индонезии. Первым в воздух поднялся 11 ноября 1983 года прототип испанской сборки, а 30 декабря первый полет выполнил индонезийский прототип. По результатам испытаний в конструкцию крыла, оперения, спонсонов шасси и конфигурацию винтов внесли изменения. Совместную для Испании и Индонезии сертификацию самолет получил 19 августа 1986 года, а сертификат FAA - 3 декабря.

В первые годы на CN-235 возлагались большие надежды. Правительство Индонезии объявило о намерении приобрести 100 самолетов, но в Париже на авиасалоне было объявлено о закупке лишь 54 самолетов с опционом на 18 машин, все в гражданском варианте. В 1985 году "Airtech" вела переговоры с Турцией о поставке 50 тактических транспортных самолетов. Шли переговоры и о более скромных военных заказах, а вот гражданский вариант интереса не вызывал. CN-235 не вписывался в рамки гражданского рынка: слишком тяжелый, с недостаточной дальностью и, что для авиакомпаний немаловажно, не слишком эстетичный. Для перевозчиков, работавших с плохих аэродромов, размеры CN-235 были избыточными, а цена слишком большой. Зато портфель заказов на военный вариант постепенно пополнялся.

В декабре 1986 года первый CN-235 поставили индонезийской "Merpati Nusantara Airlines" (его эксплуатация началась только через год), в том же месяце ВВС Саудовской Аравии получили первый военный CN-235M. Первые 30 самолетов известны как Series-10 (CN-235-10, CN-235M-10). За этой серией последовала другая, с обозначением "-100" с ТВД СТ-7-9С мощностью 1870 л.с. - эти двигатели стали стандартными. Машины постройки фирмы С AS А обозначались -100, а постройки IPTN - 110.В 1990 году "Airtech" представила вариант СМ-235-200/-220 с увеличенной дальностью. Первый самолет постройки CASA прошел сертификацию в марте 1992 года, а прототип постройки фирмы IPTN выполнил первый полет только в 1996 году. Самолет с обозначением "-200" ныне остается единственным серийно строящимся вариантом.

Изначально "Airtech" планировала строить CN-235 в специализированных модификациях, таких как морской патрульный самолет и самолет радиотехнической разведки. Фирмы IPTN и CASA разработали собственные версии патрульной машины, но в серию пошел только вариант, созданный CASA. Ирландский авиакорпус стал единственным оператором CN-235MP Persuader (это наименование в Ирландии не использовалось никогда), первый из двух самолетов заказчик получил в декабре 1994 года. CASA, как называют машину по всему миру, доказал свою пригодность в качестве самолета защиты рыболовства. Фирма IPTN разрабатывала аналогичный вариант - CN-235MPA Sky Guardian - с 1989 года. Несмотря на анонсы о заказах от ВМС Индонезии, Брунея и ОАЭ, в эксплуатацию Sky Guardian не поступил. Данный факт отражает медленные темпы реализации всей программы CN-235 в Индонезии, самолеты фирмы IPTN за пределами страны востребованы не были, отчасти из-за плохой управляемости.

Темп производства и объем продаж на протяжении всего выпуска CN-235 сильно менялись. Согласно данным CASA на конец 1999 года в эксплуатации у 28 операторов из 24 стран находилось 189 самолетов, имелись заказы еще на 220 машин. В число гражданских операторов вошли только испанская компания "Binter Mediterraneo", индонезийские "Mandala Airlines" и "Merpati Nusantara". Военный вариант закупили Ботсвана, Бруней, Чили, Колумбия, Эквадор, Франция, Габон, Индонезия, Ирландия, Марокко, Корея, Малайзия, Оман, Панама, Папуа - Новая Гвинея, Саудовская Аравия, ЮАР, Испания, Таиланд, Турция и ОАЭ.

В 1984 году для сборки 50 из 52 заказанных CN-235M для Турции была образована фирма ТА1 ("Tusas Aerospace Industries"). Первый самолет турецкой постройки выполнил первый полет в 1992 году. В сентябре 1998 года Турция заказала еще девять CN-235MP.

Заказы на самолет продолжают поступать от различных стран мира. Иордания заказала в 2011 году два CN-235 в варианте ганшипа с оптоэлектронной системой целеуказания, лазерным дальномером и бортовым комплексом обороны. Вооружение самолетов будет состоять из УР Hellfire с лазерным наведением, блоков НАР и 30-мм пушки М230 Chain Gun. Ракеты самолет будет нести на подкрыль-евых пилонах, а пушку запланировано установить на турели по левому борту.

Гражданские CN-235 эксплуатируют следующие кампании: "Inter Austal" (Аргентина), "Merpati Nusantara Airlines" и "Pelita Air Service" (Индонезия), "Tiko Air" (Мадагаскар) "Air Namibia", "Binter Canarias" (на снимке внизу) и "Binter Mediterraneo" (Испания), "Safair" (ЮАР), "L-З Communications" и "Presidential Airways" (США), "Air Venezuela".

CN-235 компании "Binter Mediterraneo" разбился 29 августа 2001 года, погибли три пассажира и один член экипажа.

Конструкция самолета.

Свободнонесущий моноплан нормальной схемы, цельнометаллической конструкции с применением композиционных материалов. Крыло - высокорасположенное, прямое, двухлонжеронное, кессонного типа, с прямоугольным центропланом и трапециевиднысми консолями. Панели крыла выполнены из листового дюралюминия химическим фрезерованием. Профиль крыла NACA 653-218. Угол поперечного V консолей крыла -3 град. Угол установки крыла +3 град. Левый элерон оснащен сервотриммером, правый - триммером с электроприводом. Механизация крыла - четыре однощелевых закрылка с гидроприводом. Фюзеляж типа полумонокок. С левого борта за крылом расположена пассажирская дверь-трап размером 1,70 х 0,73 м, с правого борта перед крылом - служебная верь-трап (1,70 х 0,73 м), с правого борта в хвостовой части и с левого борта перед крылом - аварийные выходы (0,92 х 0,50 м). В хвостовой части фюзеляжа имеется откидная рампа; в грузопассажирском варианте самолет может перевозить 18 человек и два контейнера LD-3, в грузовом варианте - четыре контейнера LD-3 или два грузовых поддона P-88 размером 2,24 х 3,17 м. Хвостовое оперение - однокилевое, с низкорасположенным свободнонесущим стабилизатором. Киль и стабилизатор двухлонжеронные, имеется форкиль. Все рули имеют триммеры. Шасси - трехопорное, с передней стойкой. Все стойки рычажного типа, производства фирмы Мессье-Бугатти. Колеса производства фирмы Данлоп, оснащены дисковыми гидравлическими тормозами с автоматами торможения на основных опорах. Передняя стойка управляемая, с одинарным колесом, убирается в носовую часть фюзеляжа вперед, против полета. Основные стойки со спаренными колесами, расположенными в тандем, убираются в обтекатели на нижней части фюзеляжа.

Силовая установка: 2 х ТВД General Electric CT7-9С, максимальная мощность 2 х 1850 л.с. (2 х 1364 кВт). Удельный расход топлива на крейсерском режиме (Н=4570 м) 0,214 кг/л.с.ч (2 х 0,291 кг/кВт*ч). Количество ступеней: осевой КНД - 5, центробежный КВД - 1, ТВД - 2, ТНД - 2. Длина двигателя 1,84 м, максимальная ширина 0,635 м. Вес сухого двигателя 307 кг.

Воздушные винты - Hamilton Standard 14RF21, четырехлопастные, изменяемого шага, диаметр 3,35 м, расстояние между осями винтов 7,00 м. Топливо размещается в двух баках-отсеках емкостью по 1040 л в центроплане и в двух баках-отсеках емкостью по 1590 л в консолях крыла. Общий запас топлива 5260 л. Запас масла 14 л.

Системы и оборудование: Система управления безбустерного типа. Гидравлическая система с рабочим давлением 21 МПа, имеет два насоса переменной производительности с приводом от двигателей, используется для управления шасси, закрылками, тормозами колес и грузовым трапом. Электрическая система: два стартер-генератора постоянного тока (28 В, 400 А), три преобразователя переменного тока (115/220 В, 400 Гц), две никелево-кадмиевые аккумуляторные батареи (45 А*ч). Система кондиционирования и наддува производства фирмы Hamilton Standard, обеспечивает максимальное избыточное давление в гермокабине 26 кПа. Самолет оборудован стандартным комплексом пилотажно-навигационного оборудования, а также оснащен автопилотом Collins APS-65 и метеоРЛС Collins WXR-300.



 Модификации :
 CN.235

 первая серийная модификация транспортного самолета.

 CN.235-100

 базовая модификация; выпускается в пассажирском и военно-транспортном (рассчитанный на перевозку 48 солдат, или 46 парашютистов, или 24 раненых на носилках и 4 сопровождающих) вариантах.

 CN.235-200

 модификация с с усиленной конструкцией.

 CN.235М

 военно-транспортная модификация .

 CN.235МP/MPA

 патрульный самолет .




 ЛТХ:
Модификация   CN.235
Размах крыла, м   25.81
Длина самолета,м   21.353
Высота самолета,м   8.177
Площадь крыла,м2   59.10
Масса, кг  
  пустого самолета   8800
  максимальная взлетная   16500
Внутреннее топливо, кг   4230
Тип двигателя   2 ТВД General Electric CT7-9C
Мощность, кВт   2 х 1394.5
Максимальная скорость, км/ч   445
Крейсерская скорость, км/ч   248
Практическая дальность, км   4355
Дальность действия, км   1501
Практический потолок, м   8110
Экипаж, чел   2-3
Полезная нагрузка:   48 солдат или 46 парашютистов или 24 носилки и 4 сопровождающих или 6000 кг груза.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 CN.235-10   (c) Jose Maria Menendez
 CN.235-100M   (c) Karsten Palt
 CN.235-200M   (c) T.Laurent
 CN.235-100M   (c) Rafael Alvarez Cacho
 CN.235-200M   (c) Steve Albrecht
 Грузовой отсек CN.235-200M  (c) Colin Hunter
 Кабина пилотов CN.235  (c) Colin Hunter

  Схемы:

 CN.235

  Варианты окраски:

 CN.235  ВВС Испании  (c) Stephanel Hernault
 CN.235  ВВС Испании  (c) Stephanel Hernault
 CN.235                         (c) Stephanel Hernault

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая авиация. EADS CASA (Airtech, Airbus Military) CN.235
Airforce Technology. CN-235-300 Multi-Mission Tactical Transport Aircraft


Уголок неба. 2012 



 

  Реклама: