Уголок неба ¦ de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация транспортные
   DHC-6 Twin Otter
       
Разработчик: de Havilland Canada
Страна: Канада
Первый полет: 1965
Тип: Многоцелевой транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Великолепные взлетно-посадочные характеристики, хорошая весовая отдача и способность садиться практически на любую подходящую площадку сделали Twin Otter мировым стандартом легкого транспортного самолета - "вездехода".

Компания "de Havilland Canada" (DHC), имевшая богатый опыт создания удачных самолетов для эксплуатации в труднодоступной местности, приступила к созданию двухмоторного варианта самолета DHC-3 Otter в ноябре 1963 года. Экспериментальный Otter, оснащенный парой ТВД Pratt & Whitney Canada РТ6, показал многообещающие результаты, и эти двигатели были выбраны для использования на новой машине, получившей обозначение DHC-6.

Компания DHC стремилась создать самолет, способный автономно действовать в сложных природных условиях с земли, воды, снега и льда. Он должен был обладать свойствами укороченного взлета и посадки (УКВП), иметь малую стоимость эксплуатации и минимальные требования к техническому обслуживанию, а в его конструкции требовалось использовать как можно больше элементов одномоторного предшественника.

Несмотря на изменившийся внешний вид, Twin Otter сохранил многие узлы Otter, включая крыло (хотя и увеличенное в размахе), фюзеляж прямоугольного сечения и многое другое. В результате был создан подкосный высокоплан цельнометаллической конструкции, с двухщелевыми закрылками и зависающими элеронами на крыле (обеспечивающими свойства УКВП), крестообразным хвостовым оперением с килем, имевшим небольшую стреловидность по передней кромке, и трехстоечным неубирающимся шасси, которое при необходимости могло оснащаться поплавками или лыжами.

Работы по постройке прототипа начались в июле 1964 года, а 20 мая 1965 года он совершил первый полет с заводского аэродрома DHC в Даунсвью, Онтарио. Хорошие результаты испытаний позволили DHC организовать серийное производство с темпом два самолета в месяц. В июле 1966 года первый серийный самолет Series 100 был передан покупателю - авиакомпании "Trans-Australia Airlines", за которой вскоре последовал Департамент лесов и озер Онтарио.

Поскольку самолет создавался с прицелом на эксплуатацию в труднодоступных районах, интерес, проявленный к нему со стороны компаний, занимавшихся местными авиаперевозками,оказался несколько неожиданным для DHC.

После выпуска 115 самолетов Series 100 в апреле 1968 года производство переключилось на выпуск машин Series 200. Новый вариант отличался удлиненной носовой частью, в которой разместили дополнительный багажный отсек, и увеличенным задним багажником.

С весны 1969 года DHC начала поставки окончательного варианта Twin Otter - Series 300. Доработки включали установку двухстворчатой пассажирской/грузовой двери по левому борту, пассажирской двери по правому борту и отдельной двери в кабине экипажа. Емкость топливной системы увеличили до 1430 л, ввели возможность установки дополнительных топливных баков на законцовках крыла, повысили максимальную взлетную массу, а в качестве силовой установки стали использовать ТВД Pratt & Whitney Canada РТ6А-27 мощностью по 620 э. л. с. (462 кВт). Поплавковый вариант Series 300 отличался укороченной носовой частью, позаимствованной у Series 100.

В числе специальных вариантов Series 300 был 300S с интерцепторами на верхней поверхности крыла, усиленными тормозами колес и 11-местной кабиной. Он был рассчитан на работу на коротких линиях. Его эксплуатировала авиакомпания "Air Transit Canada" (дочерняя фирма "Air Canada") на линии между Оттавой и Монреалем.

Морской вариант был разработан в 1977 году для "Greenlandair Charter" для ведения ледовой разведки и патрулирования. Самолет получил РЛС Litton LASR-2 в обтекателе под носовой частью, навигационную систему Omega, посты для четырех наблюдателей с блистерами и кили на горизонтальном оперении, как у варианта с поплавковым шасси.

Опциональное оборудование, разработанное для самолетов Twin Otter, включает подфюзеляжный контейнер на 272 кг, устанавливаемый в кабине бак с химическим реагентом для тушения пожаров и пневматику низкого давления для эксплуатации с мягкого грунта.

К числу машин, подвергшихся наиболее серьезным доработкам, принадлежат два Series 300 для Китая и Кении, предназначенные для геофизической разведки. Эти машины были оснащены электромагнитной системой Scintrex Tridem в контейнерах на законцовках крыла. В носовой части они несли длинную штангу с протонным магнитометром, в носовом багажном отсеке была установлена электромагнитная система VLF, а радиометрический спектрометр был установлен в задней кабине. Также имелась камера для маршрутной съемки и сложная допле-ровская навигационная система для точного позиционирования при ведении разведки.

Прочность и надежность Twin Otter являлась немаловажным фактором при выборе его для решения ряда специфических задач. Один самолет Series 300 обслуживал Британскую кругосветную экспедицию, действуя с неподготовленных ВПП, льда и снега, поставив рекорд эксплуатационной надежности. Другие машины Series 300 долгие годы использовались Антарктическим управлением Великобритании. Способные действовать в условиях сурового климата, самолеты обеспечивали британские геодезические группы на протяжении антарктического лета, будучи одними из немногих машин, способных базироваться на этом континенте. Зимой самолеты возвращались в Великобританию для проведения необходимого технического обслуживания и ремонта.

На протяжении 1970-х и 1980-х годов Twin Otter широко использовался по всему миру, как на местных авиалиниях, так и при проведении специальных операций. После того, как в 1988 году последний из 844 Twin Otter покинул завод в Даунсвью, число эксплуатируемых самолетов стало постепенно сокращаться. Тем не менее способность Twin Otter действовать с неподготовленных аэродромов делает его популярным у небольших операторов, позволяя продолжать службу и в XXI веке.

Универсальность Twin Otter делает его идеальным самолетом общего назначения для многих операторов по всему миру, и одна из ведущих канадских компаний "Viking Air" приобрела сертификат на DHC-6Twin Otter у фирмы "Bombardier". В 2007 году компания объявила о своем намерении возобновить BbinycKTwin Otter на своем заводе в Калгари. Новый самолет получил обозначение Viking Air DHC-6-400. Он оснащен турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney Canada РТ6А-34, более мощными, чем используемые на Series 300 ТВД РТ6А-27. Первый серийный самолет поднялся в воздух 1 б февраля 2010 года и был передан покупателю-авиакомпании "Zimex Aviation" - во время авиасалона в Фарнборо в июле 2010 года. Помимо действующих операторов DHC-6 заказы были получены от новых покупателей, в том числе ВМС Вьетнама, пожелавших приобрести шесть машин (две в VIP-варианте). Четыре остальных самолета, получивших обозначение Guardian 400, предназначены для патрулирования вьетнамских прибрежных вод и проведения поисково-спасательных операций. Все шесть самолетов получат амфибийное шасси.




 ЛТХ:
Модификация   DHC-6
Размах крыла, м   19.81
Длина самолета,м   15.77
Высота самолета,м   5.94
Площадь крыла,м2   39.02
Масса, кг  
  пустого самолета   3363
  максимальная взлетная   5670
Внутренне топливо, кг   1171
Тип двигателя   2 ТВД Two Pratt Whitney Canada PT6A-27
Мощность, кВт   2 х 462
Крейсерская скорость, км/ч   338
Дальность действия, км   1297
Практический потолок, м   8140
Экипаж, чел   1-2
Полезная нагрузка:   20 пассажиров или 1941 кг груза


 Доп. информация :


  Фотографии:

 DHC-6-100  ВВС Чили (c) Alejandro Ruiz
 DHC-6-100 (c) John Gregory
 DHC-6-200   (c) Peter Tonna
 DHC-6-300   (c) Andrew J. Muller
 UV-18A ВВС США (DHC-6-300)   (c)  Frank C. Duarte Jr.
 Канадский CC-138 (DHC-6-300)   (c) airforce.forces.gc.ca
 Пассажирская кабина DHC-6-300  (c) Stefan Sonnenberg
 Кабина пилотов DHC-6-300  (c) Planecatcher

  Схемы:

 DHC-6

  Варианты окраски:

 Канадский CC-138 (DHC-6-300) (c) aircraftart.purpleglen.com

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter - Канадский лайнер УКВП
Tourgenius.ru. de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter
Warplanes. Modern Fighting aircraft
Richard.Ferriere.free.fr. de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter


Уголок неба. 2013 



 

  Реклама: