Handley Page Herald стал очередной попыткой создания самолета для замены
удачного Douglas DC-3. Задержка с турбовинтовыми двигателями стала для компании
"Handley Page" роковой, место на рынке было занято Fokker F27.
Унаследовав от разорившейся компании "Miles Aircraft" коммерчески неудачный
легкий авиалайнер Marathon, весной 1952 года компания "Handley Page Ltd" начала
проектирование другого четырехмоторного авиалайнера небольшой дальности,
предназначенного для замены на рынке Douglas DC-3.
Группа конструкторов во главе с И.У Греем приступила к работе над H.P.R.3, в
котором поначалу использовались наработки по Marathon: высокорасположенное крыло
и трехкилевое оперение.
Фюзеляж круглого сечения с герметичным салоном проектировался заново. В качестве
силовой установки выбрали четыре поршневых мотора Alvis Leonides Major 701/1 мощностью по 600 л.с. Для отработки силовой установки в полете модернизировали
имеющийся самолет Marathon.
Анонсирование голландской компанией "Fokker" в сентябре 1952 года своего
предложения по замене DC-3 - двухдвигательного F27 Friendship, привело к
изменению проекта "Handley Page" - было решено делать H.P.R.3 турбовинтовым. Но
маркетинговые исследования рынков Азии, Австралии, Центральной и Южной Америки,
где британская фирма занимала прочные позиции, показали, что авиакомпании
третьего мира с недоверием относятся к новым турбовинтовым двигателям,
предпочитая простые в обслуживании и эксплуатации поршневые моторы.
Между тем сэр Фредерик Хэндли Пейдж лично предписал установить на самолет
однокилевое оперение, а 18 января 1954 года санкционировал постройку двух
прототипов H.P.R.3 с поршневыми моторами на заводе в Вудли. В конце года самолет
получил наименование Herald.
Первый прототип (G-AODE) изготовили в середине июля 1953 года. По шоссе прототип
доставили для окончательной сборки на завод "Handley Page" в Радлетте. Первый
30-минутный полет на прототипе выполнил 25 августа экипаж Х.Г. Хазельдена.
Вскоре были получены заказы от авиакомпаний "Australian National Airways" (ANA),
"Lloyd Aereo Colombano" и "Queensland Airways" на 29 самолетов. В сентябре 1955
года Herald продемонстрировали на авиасалоне в Фарнборо.
Через месяц после Фарнборо было принято решение о выпуске 100 самолетов -
четырьмя сериями по 25 машин под фирменным обозначением H.P.R.4. В проект внесли
изменения, направленные на повышение прочности планера в связи с установкой двух
ТВД. Самолет создавался для перевозки 36-44 пассажиров.
Хотя двигатели Leonides Major более чем за год летных испытаний показали себя
надежными, других, кроме вышеозначенных, заказчиков на поршневой Herald не
нашлось. Более того, компании ANA и "Queensland" отказались от своих заказов, и
выполнение колумбийского контракта оказалось под угрозой по финансовым причинам.
В мае 1957 года сэр Фредерик Хэндли Пейдж принял решение о прекращении работ по
четырехмоторному варианту в пользу H.P.R.7 с двумя ТВД Rolls-Royce Dart 527. На
решение главы фирмы повлияли не только слабые, в сравнении с турбовинтовым
Fokker F27, перспективы в отношении продаж поршневого варианта, но также
простота, надежность и экономичность турбовинтовых двигателей Dart,
установленных на удачном Vickers Viscount.
Переделка самолета под ТВД стала непростым делом и потребовала разработки новых
мотогондол с удалением их от фюзеляжа на 76 см из-за необходимости обеспечения
зазора между фюзеляжем и винтами. Носовую часть фюзеляжа удлинили для улучшения
центровки самолета, изменили места расположения входной двери экипажа и люка
багажного отсека; перед килем был установлен форкиль.
Доработанный прототип выполнил первый полет в Вудли 11 марта 1958 года.
Летчик-испытатель Хазельден отметил улучшение управляемости и летных данных
машины с ТВД. Летные испытания шли очень интенсивно, сертификат летной годности
был получен 22 апреля, а в феврале 1959 года планировалось начать серийное
производство.
Впервые Dart Herald показали на авиасалоне в Фарнборо 1958 года. "Handley Page" рассчитывала на большой объем продаж отчасти из-за меньшей стоимости Dart в сравнении с F27. Однако 30 августа при перелете в Хэмпшир на самолете загорелся
правый двигатель, огонь перекинулся на всю мотогондолу и консоль крыла. Невзирая
на потерю управления элеронами, Хазельден мастерски выполнил вынужденную посадку
на поле в Суррее. Из находившихся на борту людей никто не пострадал, но пожаром
были полностью уничтожены консоль крыла и стабилизатор. Ремонт самолета в
экономическом отношении смысла не имел.
В вариант с ТВД доработали второй H.P.R.4, выполнивший первый полет 17 декабря
1958 года, а летом на нем провели рекламный тур по Индии, Среднему и Дальнему
Востоку, Южной Америке и Австралии. Первый контракт был заключен в июне 1959
года, когда Министерство гражданской авиации заказало три машины для передачи в
лизинг компании "British European Airways" с целью использования в Шотландии и
Исландии.
"Handley Page" заложила первую серию из десяти Dart Herald, первым из которых
стал демонстратор, предназначенный для замены прототипа, переделанного из
поршневого самолета. Демонстратор в окраске компании ВЕА предпринял второй
рекламный тур по Южной Америке весной следующего года. В ходе тура самолет
перевозил гуманитарные грузы в Бразилии и продемонстрировал способность взлета с
полной нагрузкой в Рио-де-Жанейро, пробежав по ВПП всего 450 м.
В сентябре 1960 года компания "Jersey Airlines" заказала шесть Dart Herald, а затем - разработку варианта большей вместимости Series 200 с удлиненным на 107
см фюзеляжем и увеличенной на 907 кг взлетной массой, способным перевозить 56
пассажиров. Второй прототип в очередной раз доработали в демонстратор, на этот
раз - Series 200. В 1961 году машину показали в Фарнборо, самолет
демонстрировался с установленной метео-РЛС и в окраске канадской компании
"Maritime Central Airways", заказавшей четыре машины.
Хотя производство Dart Herald велось в Криклвуде и Рэдлетте, его перенесли в
Вудли, но продажи Series 200 шли достаточно плохо. Итальянская "Aerolinee Itavia"
заказала пять машин, ВВС Иордании - два в грузопассажирском варианте. Пять
самолетов закупила израильская "Arkia", "Globe Air" из Швейцарии - четыре,
"Bavaria Fluggesellschaft" из ФРГ - два, бразильская "SADIA SA Transportes
Aereos" - шесть, филиппинская "Air Manila" - один, канадский самолет поставили
компании "Nordair and Eastern Provincial Airlines", а потом он попал в "Maritime
Central". Всего построили 36 машин Dart Herald Series 200.
В апреле 1963 года ВВС Малайзии заказали четыре военных самолета Series 401, через два месяца заказ был увеличен до восьми машин. Данный вариант отличался
усиленным полом кабины, подкрыльевыми пилонами и открываемым в полете люком для
десантирования людей и грузов. Все восемь самолетов поступили в ноябре 1964 года
на вооружение 4-й эскадрильи ВВС Малайзии в Куала-Лумпуре.
В период разработки Herald предусматривалось создание нескольких модификаций, но
эти планы реализовать не удалось. В частности, в 1959 году велось проектирование
H.P.R.8 Car Ferry для компании "Silver City Airways", заказавшей самолет
увеличенной вместимости для замены Bristol Freighter на линии Лидд - Ле Тук.
Выпуск Dart Herald прекратили в 1969 году в связи с ликвидацией компании
"Handley Page". Всего построили 50 самолетов, включая доработанные прототипы
H.P.R.3, плюс один планер для статических испытаний.
Самолет получил второе рождение в 1980-е годы на рынке лизинга подержанных
авиалайнеров. Высокая надежность и низкая стоимость привлекали эксплуатантов, и
Herald летали до 1990-х годов. К числу основных операторов этих машин относится
"Channel Express" (справа), базировавшаяся в международном аэропорту Борнмута.
Эта компания использовала в 1990-е годы не менее 11 Herald разных вариантов,
главным образом для перевозок грузов на острова в проливе Ла-Манш. Последний
самолет сняли с эксплуатации в 1999 году. В 1990-е годы Herald также
эксплуатировали компании "Janes Aviation", "ВАС Express", "ВАС Charter", колумбийская LACOL и "Aerovias of Guatemala" (внизу слева). Последний
пассажирский Herald прекратил полеты в 1995 году.