В годы Второй мировой войны "Bristol Aerospace" работала над созданием
военно-транспортного самолета, способного действовать с коротких ВПП в джунглях.
В итоге на его базе "Bristol" выпустила Freighter - гражданский транспортник,
особенно прославившийся в качестве "воздушного парома" через Ла-Манш.
Когда на фирме "Bristol" стало ясно, что в продажах будет доминировать рынок
гражданских самолетов, она быстро адаптировала проект военно-транспортного
самолета под авиалайнер Bristol Туре 170. Машина проектировалась из расчета
конструктивной простоты, прочности, низких требований к обслуживанию, невысокой
стоимости и небольших эксплуатационных затрат. Конструкторы взяли за основу
высокоплан с кабиной на трех членов экипажа, расположенной над фюзеляжем
прямоугольного сечения и обеспечивающей свободный доступ в грузовой отсек длиной
15 м, шириной 2,4 м и объемом 66,8 м3.
Расположение грузовой двери в носовой части означало, что кабина должна
находиться над передней частью фюзеляжа. Помимо прочего, общая компоновка
самолета основывалась на транспортном самолете британских ВВС - Bombay, с
которым у него было много общего. Иллюминаторы устанавливались на носовых дверях
Freighter Мк I, направленных в
1947 году для обслуживания нефтяных месторождений в Персии. Позднее часть
военных Freighter оборудовали иллюминаторами в носовой части. Большинство В.170 строилось с иллюминаторами в кабине независимо от
предназначения самолета. Авиалайнер Wayfarer мог перевозить до 32 пассажиров.
Исходная спецификация британских ВВС требовала, чтобы самолет мог перевозить
3-тонный армейский грузовик. Погрузка облегчалась благодаря носовым
двустворчатым дверям, но на пассажирском варианте Wayfarer их не было.
На Freighter
использовались два звездообразных двигателя Bristol Hercules с четырехлопастными винтами, установив их в подкрыльевых
гондолах. На
самолетах первых серий их мощность составляла 1675 л.с. (1250 кВт), а на Мк 31 -мощность
1981 л.с. (1476 кВт). Двигатели "Bristol" славились своей надежностью.
Новозеландская "S. A. F. Е." в марте 1985 года заявила, что эксплуатирует
самолет с двигателем Hercules, наработавшим 20987 часов.
От дорогих
сплавов отказались в пользу стали - это обеспечило возможность обслуживания и
ремонта самолета "в поле" без применения специальных инструментов.
Работы велись по двум вариантам Bristol 170: Series I Freighter имел усиленный
пол и гидравлически управляемые двустворчатые носовые двери, что обеспечивало
прямую погрузку транспортных средств или тяжелого груза весом до 4,5 т; Series
II Wayfarer представлял собой 34-местный пассажирский вариант без носовых дверей,
но с дополнительными иллюминаторами в носовой части.
G-AGPV стал первым прототипом Freighter - у него отсутствовали двустворчатые
двери, но имелись небольшие круглые иллюминаторы в кабине. Он поднялся в воздух
2 декабря 1945 года, выявившиеся недостатки управляемости устранили увеличением
размаха стабилизатора на 1,2 м. Второй прототип построили как Wayfarer, он
поднялся в воздух 30 апреля 1946 года. Первый Wayfarer приобрела "Channel Island
Airways", за 6 месяцев он совершил 358 полетов на Нормандские острова и перевез
10000 пассажиров.
Между тем "Bristol" завершила строительство прототипа Freighter I - по серийному
стандарту, с грузовым полом и носовыми дверями. G-AGVC поднялся в воздух 23 июня
1946 года, а шесть недель спустя отправился в мировое рекламное турне. По
возвращении в Великобританию его передали в НИЦ авиации Великобритании в
Боскомб-Дауне. Серийный Wayfarer I1A должен был совершить, вслед за Freighter I,
перелет через Атлантику, но у него не хватило топлива и он сел на воду в 193 км
от берега.
ВВС Аргентины стали первым покупателем самолета, заказав в 1946 году 15
Freighter LA. Машины поставили в 1947 году, они эксплуатировались до 1959 года.
Интерес потребителей в основном вызвал Freighter, потребность в Wayfarer
оказалась мала, их построили всего 16.
Первым усовершенствованием на Bristol 170 стало применение округлых законцовок
крыла - новый самолет, New Freighter или Freighter XI, поднялся в воздух в 1947
году. Были выпущены два Freighter XI, а затем на него установили двигатели
Bristol Hercules 672 мощностью 1690 л.с. (1260 кВт) с воздушными винтами
диаметром 4,3 м. Машину обозначили Freighter 21, она имела несколько вариантов.
Заказы на Freighter 21 поступили из Австралии, Франции, Испании и стран Среднего
Востока, но самый крупный пришелся на пакистанские ВВС - 30 модифицированных Mk
21Р с иллюминаторами в двустворчатых дверях (по типу Wayfarer).
Успешные продажи Freighter омрачили две катастрофы, заявленная причина -
усталостные разрушения конструкции. В результате появился вариант Model 31,
отличавшийся большим надфюзеляжным гребнем и новыми двигателями. Выпуск Мк 21 (построено
92) прекратили - ему на смену пришли Мк 31 и военный Мк 31М. Основным заказчиком
вновь стал Пакистан (38 самолетов). Другими эксплуатантами стали Бирма, Ирак,
Канада и Новая Зеландия. Несмотря на появление Мк 32, производство Мк 31
продолжалось до начала 1958 года - последние два из 93 выпущенных самолетов
получили "Dan-Аіг" и новозеландская "Straits Air Freight Express" (S.A.F.E.).
В 1953 году появился последний вариант Bristol 170 - Freighter 32 или "Super
Freighter", отличавшийся удлиненной носовой частью, позволявшей перевозить три
легковых автомобиля, более высоким килем и широким гребнем. Самолет мог
перевозить 25 пассажиров.
В октябре 1962 года путем слияния "Silver City" и "Air Charter Ltd" была
образована компания "British United Air Ferries", позднее "British Ferries", ее
парк составили 24 самолета Freighter. Транспортные Mk 32 эксплуатировались до
конца 1960-х годов.
Небольшое количество Freighter летало и в 1980-х годах: "Hercules Airways"
использовала самолет до 1989 года, а канадская "Trans Provincial Airlines"
эксплуатировала три самолета аж до 1998 года (тогда же одну машину передали
канадской "HawkAir Aviation Services Ltd"). Последний годный к полетам Bristol
170 - Mk 31 C-GYQS - совершил последний полет в сентябре 2004 года, сегодня он
находится в музее "Reynolds Alberta" в канадской Альберте.