Итальянские тактические военно-транспортные самолеты
G222 стали знаковым
событием в истории аэрокосмической промышленности и оказались востребованы как в
своей стране, так и на международном рынке.
Сегодняшний G222 существенно отличается от того самолета, который компания "Fiat"
предложила в ответ на требования NBMR-4 стран НАТО от 1961 года на перспективный
самолет с вертикальным/укороченным взлетом и посадкой. Руководил разработкой
профессор Джузеппе Габриэли (отсюда и "G" в обозначении), предложивший
использовать силовую установку, в составе которой было шесть подъемных ТРД
Rolls-Royce RB.162 и два маршевых ТВД Rolls-Royce Dart. Среди прорабатывавшихся
вариантов также были самолеты с восемью или двумя подъемными ТРД, а также
самолет обычной схемы, гражданский вариант и морской патрульный/противолодочный
самолет.
После отмены программы NBMR-4 работы по G222 продолжились, однако ввиду роста
массы и размеров машины двигатели пришлось заменить - установили два General
Electric СТ64-820 мощностью по 3060 л. с. В то же время ВВС Италии подыскивали
замену своим устаревшим Fairchild С-119 - новая машина должна была иметь
способность перевозить груз массой 5000 кг на дальность 2000 км. Программа
получила второе дыхание.
По заказу ВВС были построены два прототипа G222TCM с негерметизированными
кабинами, первый из которых был облетан 18 июля 1970 года. К тому времени
авиастроительное подразделение "Fiat" вошло в состав новой компании - "Aeritalia".
28 июля 1972 года ВВС Италии разместили заказ на 44 самолета G222, плюс были
оплачены два прототипа G222TCM. 23 декабря 1975 года в воздух поднялся первый
серийный самолет. По итогам испытаний в конструкцию машины были внесены
некоторые изменения, включая герметизацию кабины (на высотах до 6000 м
поддерживалось давление, соответствующее высоте 1200 м) и увеличение мощности
силовой установки на 14% (самолет получил новые двигатели T64P4D мощностью по
3400 л. с., которые строились по лицензии консорциумом "Fiat/Alfa Romeo"),
благодаря чему максимальная полезная нагрузка возросла до 9000 кг, а груз массой
5000 кг самолет мог доставлять при крейсерской скорости полета на дальность не
менее 2740 км.
G222 мог осуществлять воздушное десантирование 32 парашютистов или перевозить до
5000 кг груза в кабине объемом 74 м3. Максимальная загрузка самолета в
транспортном варианте составляла 44 полностью экипированных военнослужащих, а
для перевозки грузовых поддонов на полу грузовой кабины устанавливались
специальные крепления (135 точек крепления) - самолет в этом случае мог
перевозить пять стандартных грузовых поддонов типа А-22 или легкие армейские
автомобили.
G222 оказался весьма разносторонним самолетом и был по достоинству оценен
итальянскими летчиками. Две эскадрильи 46-й авиагруппы средних транспортных
самолетов стали перевооружаться на новые самолеты с апреля 1978 года и сегодня
располагают в общей сложности 33 машинами. В их распоряжении также имелись шесть
комплектов для оперативного переоборудования военно-транспортных самолетов в
медико-эвакуационные.
В августе 1976 года начались испытания противопожарной версии самолета - на
открытой грузовой рампе устанавливалась установка SAMA (Sistema Aeronautico
Modulare Antincendio) производства компании "Food Machinery Corporation",
включавшая водяной бак на 6000 л специального реагента и четыре баллона со
сжатым воздухом. В противопожарный вариант G222SAA самолет переоборудовался
всего за два часа. Таких комплектов было закуплено шесть штук.
Шесть из 46 первоначально заказанных G222 в итальянских ВВС получили специальное
БРЭО, четыре самолета получили новое обозначение G222RM (RM - от "radiomisure",
радиокалибровка), они привлекались к калибровке навигационного оборудования.
Компьютеризированное БРЭО позволило сократить количество операторов до одного, а
в образовавшемся пространстве можно было разместить легкий автомобиль. Поставки
G222RM были начаты в январе 1983 года - в 8-ю эскадрилью 14-го авиаполка,
дислоцированную в Пратика-ди-Маре (Рим). В этот же полк входит 71-я эскадрилья
РЭБ, получившая на вооружение самолеты G222VS (Versione Speciale), также
обозначаемые как G222ECM, G222SIGIT или G222GE. Два самолета поступили на
вооружение в 1983 году, один из них стал последним G222, переданным ВВС Италии.
В 1984 году ВВС Италии разместили новый заказ на пять G222PROCIV (в итоге ВВС
получили 51 самолет), которые работали в интересах созданного тогда нового
агентства по чрезвычайным ситуациям (Servizio Nazionale della Protezione Civile).
Самолеты оснащались баком на 6000 л, в котором могли размещаться реагенты для
борьбы с разливами нефти или с пожарами. На смену этим самолетам позже пришли
Canadair CL-415. Все G222PROCIV были проданы Тунису в начале 2000 года.
Военно-транспортный G222 был закуплен Аргентиной (три самолета), Конго (три),
ОАЭ (один, первый серийный G222), Ливией (20 G222T), Нигерией (пять), Сомали
(запрос на шесть машин, но поставлены лишь две), Таиланд (шесть) и Венесуэла
(семь). Отказ США продать двигатели Т64 для Ливии привел к тому, что "Aeritalia"
разработала модификацию G222T, оснащенную турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce
Tyne RTy 20 Mk 801. Впрочем, в феврале 1990 года "Aeritalia" проиграла в
тендере, объявленном Турцией на 50 самолетов, своему конкуренту CN-235.
В январе 1991 года "Aeritalia" вместе с "Selenia" сформировали компанию "Alenia",
которая в кооперации с "Chrysler Technologies" предложила вариант G222-710A для
ВВС США в рамках программы Rapid Response Intra-Theater Airlift (RRITA). Новые
машины должны были дислоцироваться в зоне Панамского канала (Южное командование
ВС США).
С 1990 года были закуплены 10 самолетов под обозначением С-27А Spartan, они
поступили в 310-ю эскадрилью 24-го авиакрыла (авиабаза Говард). Впрочем, их
карьера в ВВС США оказалась недолгой - в конце 1999 года все они были переданы
Госдепартаменту США.
В 2010 году новые афганские ВВС стали получать бывшие итальянские G222, всего 20
машин. Контракт сопровождался США, его непосредственным исполнителем стала
компания "Alenia North America", а самолеты получили обозначение G222/C-27A.