Разработанный как более вместительный вариант самолета Dove, авиалайнер
Heron
так и не приблизился к успеху своего предшественника, но, тем не менее,
применялся у военных и гражданских заказчиков по всему миру.
Грандиозный успех, сопутствовавший DH.104 Dove в 1945 году, побудил компанию "de
Havilland" приступить к разработке более крупного четырехмоторного варианта для
замены предвоенных DH.86. Но реализация проекта DH.114 была отложена до 1949
года. Самолет интегрировал в себе целый ряд конструктивных элементов Dove -
отъемные части крыла, носовую и хвостовую секции фюзеляжа, соединенные
удлиненной на 2,62 м центральной секцией с салоном на 14-17 мест. Самолет,
получивший название Heron, имел неубирающееся трехопорное шасси и двигатели
Gipsy Queen 30 Mk 2 мощностью по 250 л. с., вращавшие двухлопастные воздушные
винты.
Прототип самолета Heron, G-ALZL, совершил первый полет с аэродрома Хэтфилд под
управлением Джеффри Пайка 10 мая 1950 года. В ходе программы летных испытаний
прототип налетал 180 часов и единственным изменением, внесенным в конструкцию
машины, стало внедрение хвостового оперения с большим углом поперечного V. После
проведения в Судане и Кении испытаний в условиях высокогорья и жаркого климата
G-ALZL в мае 1951 года передали департаменту продаж компании "de Havilland", и
за тем самолет демонстрировался в окраске различных авиакомпаний. Позже G-ALZL
был доведен до серийного стандарта, оснащен двигателями Gipsy Queen 30 Mk 2 и
передан компании "Jersey Airways". Первый серийный Heron Mk 1 (Series 1) был
передан в апреле 1952 года авиакомпании "New Zealand National Airways", за ним
последовали еще шесть самолетов, после чего сборка Heron переместилась в Честер.
Седьмой серийный лайнер, G-AMTS, являлся также прототипом варианта Heron Mk 2 (Series
2), отличавшегося убирающимся шасси, что позволило увеличить скорость на 32 км/ч
и снизить расход топлива. Первый полет он совершил 14 декабря 1952 года.
Выпуск двух вариантов Heron велся параллельно, ранние Mk I с неубирающимся шасси
поступили в "АН Nippon Airways" и эксплуатировались на линии Осака - Токио.
Такие же лайнеры получили компании "Braathens SAFE Air Transport" (Норвегия), "Butler
Air Transport" (Австралия), "Cambrian Airways", "Garuda Indonesian Airways", "Jersey
Airways", которая стала основным британским эксплуатантом данного самолета, а
также в уругвайскую PLUNA и бразильскую TAS. Компания "British European Airways"
получила два Heron Mk I в феврале 1955 года - они сменили Dragon Rapide на
линиях между Глазго и курортными городами Барра и Бенбекула.
Имевший убирающееся шасси Heron Mk 2 оказался весьма востребован как VIP и
корпоративный авиалайнер. Эти самолеты поступали в Бельгийское Конго, Саудовскую
Аравию и ЮАР, а четыре лайнера в 1955-1961 годах приобрел британский королевский
авиаотряд. Часть Heron позже модифицировали в варианты Heron 1В и 2В,
отличавшиеся возросшей до 5897 кг взлетной массой. 14-местный Mk 2В
эксплуатировался в ряде крупных авиакомпаний, включая "Devlat Hava Yoliari"
(Турция), "Indian Airlines" и "West African Airways". Литера "А" в обозначении,
как и в случае с Dove, была зарезервирована для лайнеров, предназначенных для
поставки на американский рынок - этот вариант отличался интерьером. Однако
продан был лишь один Heron Mk 2А - компании "Illini Airlines".
На военной службе Негоп идеально подходил для использования в качестве частного
и корпоративного лайнера, а вскоре после появления на гражданском рынке самолет
стал востребован и у военных заказчиков. Самолет XG603 (Series 2 Heron) имел
окраску британских ВВС и использовался для обслуживания британской объединенной
военной миссии в Вашингтоне. Такой же Негоп, обозначенный С.МкЗ, в мае 1955 года
поступил в королевский летный авиаотряд на авиабазе Бенсон и преимущественно
использовался принцем Филиппом. Позже в авиаотряд поступили еще два Mk 3 и один
Mk 4. Первый серийный Mk 2В поставлен Саудовской Аравии, он имел регистрацию
SA-R5 и являлся персональным самолетом принца Талала аль Сауда. Весной 1961 года
британские ВМС заменили пять своих Sea Devon на такое же количество Негоп Mk 2,
которые получили обозначение Sea Негоп С.Мк 20 (внизу справа) и использовались в
качестве связных до 1989 года. Другие военные эксплуатанты связных Негоп -
военно-воздушные силы Шри-Ланки, Ганы, Ирака, Иордании и ФРГ.
Со временем в конструкцию Heron вносились отдельные изменения: руль направления
с более широкой хордой; возможность установки флюгируемых воздушных винтов
(модификация Mk 2С); увеличенная до 6123 кг максимальная взлетная масса (Mk 2D).
Два Mk 2D использовались нефтяной компанией "Shell" для полетов между Лондоном и
Амстердамом. Общий выпуск Heron составил 148 самолетов, из них 52 - вариант Mk 1
с неубирающимся шасси.
Как и лайнер Dove, Heron стал основой для создания ряда модификаций: в 1965 году
японская "Тоа Domestic Airlines" ремоторизировала пять своих Mk 1 - они
получили двигатели Continental I0-470D мощностью по 260 л. с. (работы выполняла
"Shin Meiwa") и новое название Tawron; "Connellan Airways" разработала проект
ремоторизации своих самолетов на двигатели Lycoming I0-540-G1A5 - машины летали
на маршрутах в северной Австралии; компания "Riley Aeronautics" разработала
проект ремоторизации, предусматривавший установку двигателей Lycoming
Ю0-540-В1А5 - такие лайнеры получили обозначение Riley Turbo Skyliner.
Наиболее интересным стал проект переоборудования самолета, предложенный Дэвидом
Сондерсом из "Saunders Aircraft Corporation" (Монреаль, Канада).
Переоборудование выполнялось преимущественно специалистами "Aviation Traders (Engineering)"
(Саузенд, Великобритания), самолет получил обозначение Saunders ST-27. Он
отличался новыми двигателями (два ТВД Pratt & Whitney Canada РТ6А-34 мощностью
no 750 л.с. вместо четырех ПД Gipsy Queen), усиленным крылом, возможностью
установки в носовой части метео-РЛС, удлиненным на 3,16 м фюзеляжем -
вместимость возросла до 23 мест. Прототип ST-27, оснащенный вначале двигателями
РТ6А-27 мощностью по 715 л.с., был облетан 28 мая 1969 года, а прототип в
полностью серийной конфигурации - в апреле 1970 года. Было построено 12 ST-27, а
тринадцатый стал прототипом модификации ST-27B (затем ST-28), совершившей первый
полет в июле 1974 года.
Новая модель отличалась рядом усовершенствований в
конструкции и бортовых системах, а также четырехлопастными воздушными винтами,
рулем направления с более широкой хордой, более крупными окнами кабины,
встроенными трапами и большим запасом топлива. Ввиду задержек с поставкой
самолетов для переоборудования Сондерс намеревался строить серийные ST-28 "с
нуля", используя оснастку и оборудование, передаваемые "Hawker Siddeley Aviation".
Программа была запущена при наличие заказов на 15 машин, но финансовые проблемы
привели к ее закрытию в 1976 году. Построили лишь один прототип.
Модификации
: |
|
|
Heron 1 |
первая серийная модификация |
Heron 1В |
вариант самолета Heron 1, с увеличенным взлетным весом 5897 кг |
Heron 2 |
модификация с убирающимися шасси |
Heron 2А |
обозначение самолета Heron 2,
проданного в США. |
Heron 2В |
вариант самолета Heron 2, c
взлетным весом, как у Heronа 1В. |
Heron 2С |
обозначение Heron 2В без винтов
изменяемого шага. |
Heron 2D |
обозначение самолета с комфортным салоном и взлетным весом 6124 кг |
Heron 2E |
обозначение самолета со специальным интерьером |
Heron 3
|
два самолета для авиазвена
королевы Великобритании. |
Heron 4 |
один самолет для авиазвена
королевы Великобритании. |
Heron C.Mk.I |
военная модификация Heron Mk.2B. |
Heron C.Mk.III |
вариант Heron C.Mk.I для
Queen's Flight. |
Heron C.Mk.IV |
военная модификация Heron Mk.4. |
Sea Heron C.Mk 20 |
обозначение ВМФ гражданских самолетов Heron 2 и Heron 2В. |
ST-27 |
вариант фирмы Saunders с ТВД PT6A-34 |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Heron 2D |
Размах крыла, м |
21.79 |
Длина самолета,м |
14.78 |
Высота самолета,м |
4.75 |
Площадь крыла,м2 |
46.36 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3848 |
максимальная взлетная |
6124 |
Внутренне топливо, л |
1900 |
Тип двигателя |
4 ПД de Havilland Gipsy Queen 30 Mk 2 |
Мощность, л.с. |
4 х 250 |
Крейсерская скорость, км/ч |
307 |
Практическая дальность, км |
2502 |
Дальность действия, км |
1473 |
Практический потолок, м |
5240 |
Экипаж, чел |
1-2 |
Полезная нагрузка: |
14 пассажиров или 1524 кг груза |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|