Arava - первый самолет, полностью разработанный и построенный своими силами
израильской компанией IAI. Изначально в 1966 году он рассматривался как
20-местный многоцелевой легкий двухмоторный турбовинтовой самолет укороченного
взлета и посадки, предназначенный как для гражданского, так и военного рынка.
Самолет отличался компактностью конструкции и представлял собой моноплан с
высокорасположенным крылом, с фюзеляжем-гондолой и двумя балками, на передних
концах которых установлены двигатели, а на задних - разнесенное вертикальное
хвостовое оперение и соединяющий балки стабилизатор. Фюзеляж -
цельнометаллический, полумонококовой конструкции, передняя его часть занята
двухместной кабиной экипажа, а центральная часть - грузовой кабиной. Шасси -
колесное, неубирающееся, с носовым колесом (стойки - одноколесные).
Опытный самолет выполнил первый полет 27 ноября 1969 года, а вскоре машина
поступила в серийное производство: гражданские модификации - Series 101 и 102,
военные модификации - Series 201 и 202. Впрочем, почти все из 100 построенных в
1972-1988 годах самолетов пошли на военную службу. Самолет планировался как
замена C-47 в израильских Вооруженных силах, но ВВС приобрели его в значительных
количествах только в конце 1970-х годов (во время арабо-израильской войны 1973
года израильские военные взяли три самолета Series 201 в аренду). Поставленные в
конце 1970-х годов самолеты Series 201 предназначались для решения широкого
круга задач, включая переброску личного состава и грузов, патрулирование морских
акваторий (оснащались поисковой РЛС), радиоэлектронную борьбу и пр.
Самолеты РЭБ оснащались различной специальной аппаратурой и снаружи буквально
ощетинивались лесом антенн и обтекателей. Активные помехи самолеты ставили при
помощи аппаратуры Elta EL-7010 (для ее работы предусматривался дополнительный
генератор). Основным эксплуатантом самолетов в ВВС Израиля была 126-я
эскадрилья, но в 2004 году все машины были с ее вооружения сняты. Таиландские
ВВС эксплуатировали три самолета РЭБ со схожим набором специальной аппаратуры
вплоть до 2010 года. Последним вариантом, разработанным компанией IAI, стал
самолет Series 202 (1977 год). Самолет отличался увеличенной массой и удлиненным
фюзеляжем, позволяя размещать в кабине до 30 полностью вооруженных и снаряженных
десантников. Самолет также получил более экономичный двигатель и имел больший
запас топлива. Первые поставки были начаты в 1984-1985 годах Вооруженным силам
Израиля, а затем и другим странам. Старые самолеты подгоняли под стандарт Series
202 во время ремонта. Обе модификации военного варианта Arava могли вооружаться
парой стреляющих вперед и смонтированных в фюзеляже 12,7-мм пулеметов и до 12
НАР калибра 82 мм -
на пилонах, смонтированных на фюзеляже.
Большая часть из 15 стран, закупивших Arava для своих вооруженных сил, выбрала
вариант "201" для использования в качестве легкого транспортного. Часть
самолетов до сих пор остается в эксплуатации в роли транспортных в таких странах
как Колумбия, Эквадор, Республика Эль-Сальвадор, Гватемала, Мексика, Никарагуа,
Папуа-Новая Гвинея, Свазиленд и Венесуэла. Минимум один самолет эксплуатируется
в Боливии в рамках борьбы с наркотрафиком, а еще два - находятся в состоянии
летной годности. Кроме того, гражданские самолеты варианта Series 101B могут
использоваться в интересах правительства и военных в Камеруне.
Конструкция.
Самолет представляет собой
высокоплан с фюзеляжем-гондолой и двумя
балками, на передних концах которых
установлены двигатели, а на задних -
разнесенное вертикальное хвостовое
оперение и стабилизатор.
Цельнометаллический фюзеляж самолета
имеет полумонококовую конструкцию. Передняя часть фюзеляжа занята
двухместной кабиной экипажа, а центральная часть - грузовой кабиной с
размерами 3,9х2,3х1,7 м. Для доступа в кабину типажа и в грузовую кабину
по обе стороны фюзеляжа предусмотрены двери
и, кроме того, для облегчения загрузки и
разгрузки самолета хвостовая часть
отклоняется в сторону на 90°. При этом пол
грузовой кабины располагается на уровне
пола кузова грузового автомобиля.
Самолет имеет высокорасположенное прямое крыло двухлонжеронной кессонной
конструкции. Средства механизации крыла
включают простые двухсекционные
закрылки, занимающие 61,4 проц. размаха, а
также предкрылки, элероны и выдвижные
интерцепторы.
Трехстоечное колесное шасси самолета
рассчитано на восприятие ударов при
жесткой посадке и выполнено
неубирающимся. Оно снабжено масляно-воздушными
амортизаторами и пневматиками низкого
давления, что позволяет эксплуатировать
самолет с неподготовленных взлетно-посадочных
площадок. Длина разбега самолета при
взлете составляет 220 м, длина пробега при
посадке - 120 м.
В состав силовой установки самолета
входят два турбовинтовых двигателя
американской фирмы Pratt & Whitney РТ6А-34 с
максимальной мощностью 780 л. с. Запас
топлива находится в четырех топливных
баках, смонтированных в крыле самолета.
Общая емкость баков составляет 1440 л.
Бортовое радиоэлектронное оборудование
позволяет совершать полеты на самолете
Арава в сложных метеорологических
условиях. Он оборудован РЛС разведки
погоды, маркерным радиоприемным
устройством, автоматическим указателем
курса, связным радиооборудованием с
другой аппаратурой.
В грузовой кабине самолета могут
размещаться 24 вооруженных солдата или 16
парашютистов и 2 выпускающих. Через люк в
задней части фюзеляжа в кабину может
быть загружен автомобиль-вездеход с
безоткатным орудием. При использовании
этого самолета в качестве
противолодочного, он оснащается
комплектом специального электронного
оборудования и вооружается 12
гидроакустическими буями и 4
противолодочными торпедами Мк44.
Стандартное вооружение самолета IAI-201
состоит из трех 12,7 мм пулеметов, два из
которых установлены в обтекателях по
обе стороны фюзеляжа, а третий - на
турели в хвостовом конусе фюзеляжа.
При использовании самолета в качестве
санитарного в грузовой кабине
размещаются в три яруса 12 носилок и двое
сопровождающих.
Самолет может быть использован в
качестве топливозаправщика для
перевозки 1900 л топлива и заправки
самолетов и вертолетов на передовых
посадочных площадках. При применении
его в качестве воздушного
ретрансляционного пункта в грузовой
кабине оборудуются рабочие места для
двух операторов и устанавливается
радиоаппаратура весом 250 кг.
Наиболее совершенной модификацией
является IAI-202 с более экономичными
двигателями РТ6А-36 и с большим запасом
топлива.
В вооруженных силах 14 стран мира в
настоящее время эксплуатируется около
100 самолетов типа Арава.