В ноябре 1994-го наш АК и ТАПОиЧ приняли решение в инициативном порядке и за свой счет разработать и поставить на серийное производство грузовой Ил-114. В январе 1995-го был утвержден компоновочный чертеж нового грузового Ил-114Т На этом самолете компоновка кабины экипажа осталась без изменений. А в расположенном за кабиной экипажа
грузовом отсеке длиной 19 м на рельсы пола установлено быстросъемное грузовое оборудование, в том числе роликовые дорожки для перемещения грузов, находящихся в контейнерах или на поддонах.
Хвостовая часть грузового отсека используется преимущественно для перевозки грузов, размещаемых в "навал". В случае необходимости в грузовом отсеке Ил-114Т оборудуется салон для пассажиров,
сопровождающих грузы. Первый полет первого серийного Ил-114Т выполнен в Ташкенте в сентябре 1996-го. Дальнейшие же работы по сертификации Ил-114Т будут вести только после поступления средств от
ТАПОиЧ, так как наши две организации считаются полноправными участниками работ по сертификации.
Ил-114Т предназначен для
перевозки грузов массой до 7 т на линиях
протяженностью 1000 - 4800 км. Самолет создан
на базе пассажирского Ил-114 и
представляет собой новое поколение
транспортных самолетов в своем классе.
Первый полет образца состоялся 14
сентября 1996 года. Самолет выполнен по
схеме свободнонесущего моноплана с
низкорасположенным крылом и обычным
однокилевым хвостовым оперением. В
конструкции планера широко
используются детали из композиционных
материалов. Герметичный фюзеляж
круглого поперечного сечения диаметром
2,86 м позволяет перевозить до 8
стандартных грузовых контейнеров, для
погрузки которых в задней части
фюзеляжа по левому борту имеется
большая откидывающаяся вверх грузовая
дверь (3,250х1,715 м). Быстрое выполнение
погрузочно-разгрузочных работ
обеспечивается за счет использования
быстросъемной напольной механизации. В
передней части фюзеляжа находится
оснащенная цифровым электронным
оборудованием с цветными приборными
индикаторами двухместная кабина
пилотов, за которой расположен отсек для
сопровождающих груз пассажиров. Этот
отсек рассчитан на двух пассажиров и
отделен от грузовой кабины
противодымной шторой. В случае
необходимости противодымная штора
может быть смещена вглубь грузовой
кабины, при этом в отсеке для
сопровождающих можно установить 16
кресел. Кроме грузовой двери, в передней
части фюзеляжа по левому борту имеется
дверь со встроенным трапом, а в задней
части фюзеляжа по правому борту -
аварийная дверь.
Крыло самолета оснащено эффективной
взлетно-посадочной механизацией,
состоящей из выдвижных двухщелевых
закрылков с фиксированным дефлектором,
которые отклоняются на углы 10, 20 и 40°. На
крыле установлены также органы
поперечного управления самолетом и
четыре секции тормозных щитков, которые
отклоняются вверх на угол 50° в момент
касания колесами шасси поверхности
взлетно-посадочной полосы, что
позволяет с самого начала
послепосадочного пробега эффективно
использовать тормоза колес шасси и тем
самым значительно сократить
послепосадочный пробег самолета.
Шасси самолета состоит из передней
стойки с двумя колесами и двух основных
стоек с двумя тормозными колесами на
каждой стойке.
Конструкция шасси наряду с мощной
механизацией крыла и наличием на
самолете вспомогательной силовой
установки позволяет эксплуатировать
самолет автономно на необорудованных
взлетно-посадочных площадках.
Основная силовая установка состоит из
двух турбовинтовых двигателей с низким
расходом топлива ТВ-7-117С мощностью 2500 л.
с. каждый. Двигатели оснащены
малошумными шестилопастными воздушными
винтами диаметром 3,6 м с автоматическим
флюгированием лопастей в полете
Расположение мотогондол по размаху
крыла выбрано с учетом сохранения в
минимально возможных пределах моментов
крена и разворота, возникающих в случае
отказа одного из двигателей. Топливо
размещается в двух баках - кессонах,
расположенных в левой и правой частях
крыла. Емкость каждого бака составляет
4180 л.
Крыло, хвостовое оперение, силовая
установка и лобовые стекла кабины
экипажа защищаются от обледенения
специальной противообледенительной
системой.
Установленный на самолете современный
цифровой пилотажно-навигационный
комплекс обеспечивает
автоматизированное и ручное
самолетовождение по оборудованным и
малооборудованным трассам в любое время
суток и года, а также заход на посадку и
посадку в условиях метеоминимума I и II
категорий ИКАО. Это позволяет
осуществлять управление самолетом
летным экипажем из двух человек
командиром воздушного корабля и вторым
пилотом
Высокие аэродинамические качества
нового самолета в сочетании с низким
расходом топлива турбовинтовыми
двигателями, а также низкая стоимость
технического обслуживания делают Ил-114Т
высокоэкономичным в эксплуатации
Считается, что стоимость грузоперевозок
на Ил-144Т будет в два раза меньше, чем на
Ан-26.