Ил-76МД предназначен для выброски воздушного десанта,
перевозки войск, боевой техники (в том числе средних танков), доставки войскам
срочных грузов, а также транспортировки раненых и больных. При установке
недорогого специального оборудования может использоваться для тушения сильных
пожаров. Первая опытная машина была создана в 1981 г. (первый полет состоялся 6 марта 1981 г.) на базе Ил-76М, а с
июня 1984 г. Ил-76МД начал поступать на вооружение. Ил-76МД - самолет автономной
эксплуатации. В течение двух месяцев он способен выполнять задачи вдали от
родного аэродрома и обслуживается только силами экипажа. Силовая установка, все
системы, оборудование и вооружение полностью сохранены, и лишь в конструкцию
планера введены конструктивные изменения, связанные с увеличением ресурса и
взлетной массы. При эксплуатации с бетонированных ВПП первого класса взлетная
масса самолета возросла со 170 до 190 т в основном за счет заправляемого топлива
и незначительно - за счет увеличения массы конструкции. Это позволило повысить
дальность полета самолета Ил-76МД с максимальной транспортной нагрузкой на 40%.
Тележка шасси, в отличие от Ил-76М, расположена не вдоль, а поперек, что
повышает взлетно-посадочные характеристики при использовании грунтовых
аэродромов. Для предотвращения попадания грязи ниша шасси во время взлета и
посадки закрыта. На Ил-76МД применены уникальные трехщелевые закрылки. Ил-76МД
оборудован специальными средствами десантирования людей и техники, выброса
грузов. Основные системы самолета многократно резервированы.
Бортовое оборудование предназначено для выполнения транспортно-десантных задач
днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях противодействия ПВО
противника и включает прицельно-навигационный пилотажный комплекс, радиосвязное,
десантно-транспортное оборудование и средства индивидуальной защиты. В состав
ПНПК входят: курсовая система, РЛС обзора земной поверхности, центральный
цифровой вычислитель, система автоконтроля, система автоматического управления
полетом, радиотехническая система ближней навигации и посадки, радиолокационный
запросчик-ответчик, оптико-инфракрасный прицел, аппаратура сигнализации об
опасном сближении с землей. Радиосвязное оборудование включает:
КВ-радио-станцию, аварийную радиостанцию, самолетное переговорное устройство,
аппаратуру речевого оповещения, магнитофон. Десантно-транспортное оборудование
предназначено для загрузки, выгрузки и десантирования людей, техники и грузов,
размещения и швартовки их при перевозке. Состоит из тельферного, рольгангового,
швартовочно-такелажного, вспомогательного парашютного и санитарного
оборудования. Ил-76МД оснащен средствами индивидуальной и огневой защиты, в
состав которых входят: станция предупреждения об облучении, станция для создания
радиопомех, инфракрасные патроны, автомат выброса дипольных отражателей и две
авиационные пушки калибра 23 мм с радиолокационной прицельной станцией (для
отражения атак с задней полусферы). Под крылом могут устанавливаться подвески
для четырех 250-кг авиабомб или радиомаяки на съемных пилонах.
По транспортным возможностям Ил-76МД превосходит Ил-76М в 1,2 раза, а перед
своим зарубежным аналогом С-141 имеет преимущества в эксплуатации самолета с
укороченных и грунтовых аэродромов, в возможности длительной автономной
эксплуатации. Кроме того, оснащенность вооружением Ил-76МД, присущая ему высокая
механизация погрузочно-разгрузочных работ и большая допустимая масса моногруза
до 48 т (на С-141 -36т) значительно превышают его возможности по сравнению с
С-141 А. Ил-76МД применялся в ходе боевых действий в Афганистане, где в боевой
обстановке он неоднократно подтверждал свои высокие летные характеристики и
надежность. Известен случай, когда на высоте 7,5 тыс. м в самолет попала ракета
и вырвала из фюзеляжа кусок обшивки размером 2,5x2 м. С этим повреждением машина
прошла еще более 200 км и произвела благополучную посадку.
С целью обеспечения соответствия самолета Ил-76МД(ТД) нормам ИКАО по уровню шума
на местности и нормам по эмиссии двигателей в ОКБ проведены работы по установке
на самолеты двигателей ПС-90А. Самолеты в этом случае будут полностью
соответствовать этим нормам и смогут без ограничений летать на любых маршрутах,
совершать посадки и взлеты на любых зарубежных аэродромах, где с апреля 2002 г.
неукоснительно соблюдаются жесткие ограничения.
Получилось так, что двигатели ПС-90А в первую очередь будут установлены на
нескольких самолетах Ил-76МД, принадлежащих ВВС нашей страны и которые
обеспечивают перелеты Президента РФ в зарубежные страны.
В течение нескольких лет продолжаются переговоры с авиакомпаниями, которые имеют
в своем составе самолеты Ил-7бТД, о необходимости проведения работ по замене
двигателей Д-ЗОКП на двигатели ПС-90А. По нашему мнению, прежде всего
авиакомпании должны были первыми откликнуться на эту проблему и найти источник
финансирования доработок самолетов. Причем сегодня вся документация на
проведение этих доработок выпущена (за счет АК им. С. В. Ильюшина), внедрена в
производство и прошла всестороннюю оценку, включая летную, на самолете Ид-76МФ.
То есть авиакомпании ничем не рискуют, а вкладывая свои средства, получают
самолет, полностью отвечающий международным нормам. При этом летно-технические
характеристики изменяются незначительно, даже в лучшую сторону. Но авиакомпании
предпочитают другое решение - добивать самолеты по ресурсу (доставшиеся им
практически бесплатно в результате раздела бывшего "Аэрофлота'' и раздела
самолетов, оставшихся в бывших союзных республиках СССР), не вкладывая в их
модернизацию ни копейки. Но придет незаметно и 2006 г., когда будут введены еще
более жесткие ограничения. Что эти авиакомпании будут делать тогда?
Сегодня первые два самолета Ил-76МД, принадлежащие ВВС, находятся на
воронежском авиационном заводе и на них проводятся работы по ремоторизации -
замене двигателей. Тем самым вскоре ВВС получит самолеты, отвечающие современным
нормам.
Вместе с тем, на этих самолетах будет установлено и новое
пилотажно-навигационное оборудование, которое также устанавливается в
соответствии с требованиями ИКАО.
Опытное конструкторское бюро готовится и к работам по глубокой модернизации
пилотажно-навигационного оборудования. И через некоторое время в кабине экипажа
будут установлены шесть многофункциональных жидкокристалических экранных
индикаторов, на экранах которых будет полностью отображаться вся
пилотажно-навигационная информация, а также будет отображаться вся информация о
работе систем самолета. Для этого придется заменить некоторые системы и
оборудование.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ил-76МД |
Размах крыла, м |
50.50 |
Длина самолета, м |
46.59 |
Высота самолета, м |
14.76 |
Площадь крыла, м2 |
300.0 |
Масса, кг |
|
пустого снаряженного самолета |
92000 |
максимальная взлетная |
190000 |
полезной нагрузки |
48000-50000 |
Топливо, л |
109480 |
Тип двигателя |
4 ТРДД Д-30КП
сер.2 |
Тяга, кгс |
4 х 12000 |
Максимальная скорость, км/ч |
850 |
Крейсерская скорость, км/ч |
750-800 |
Дальность, км |
|
с грузом 20 тонн |
7200 |
с грузом 47 тонн |
4200 |
Практический потолок, м |
12000 |
Экипаж, чел |
6/7 |
Полезная нагрузка: |
140 солдат или 128 парашютистов или до 48000 кг груза |
Вооружение (опционально): |
две 23-мм пушки ГШ-23Л |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|