Ил-76МД-90А (изделие 476) - транспортный самолет. Глубокая модернизация
транспортного самолета Ил-76МД - Ил-76МД-90А - разработана КБ им С.В.Ильюшина
совместно с КБ авиационного завода "Авиастар" (г.Ульяновск). По неподтвержденным
данным предварительная проработка проекта модернизации велась еще в конце
1980-начале 1990-х годов. Решение о переводе производства Ил-76 из ташкента
(Узбекистан) в Россию на авиазавод "Авиастар" в Ульяновск принято в 2006 г.
(источник). Разработка самолета Ил-76МД-90А вцелом завершена к весне 2009 г. В
течение 2009 г. планировалось заключить контракт на производство серии в 6
самолетов Ил-476 для Индии. В течение 2010 г. предполагалось построить образец
самолета для ресурсных испытаний в ЦАГИ, а в 2011 г. начать серийное
производство Ил-476.
Строительство первого летного экземпляра "01-02" начато во второй половине 2009
г. В ноябре 2009 г. заключен контракт между ОАО "ОАК-ТС" и Министерством
промышленности России на "выполнение работ по модернизированной версии изделия
476". Испытания самолета планировалось начать в 2012 г. В первой половине 2010
г. СМИ сообщали о планах по завершению строительства опытного образца самолета к
июлю 2011 г., а экземпляра для статиспытаний - в октябре 2011 г. По состоянию на
апрель 2011 г. все силы были брошены на строительство летного образца "01-02" -
первый полет самолета был перенесен на начало 2012 г., но неофициальные
источники на авиазаводе "Авиастар" называли более реалистичный срок -
октябрь-ноябрь 2012 г.
В 2011 г., как и планировалось ранее, было завершено строительство самолета
"01-01" для ресурсных статических испытаний и самолет был передан в ЦАГИ в
начале октября 2011 г. Испытания образца для статических испытаний были
перенесены на 2012 г. и их завершение планировалось на весну 2012 г.
Строительство первого летного самолета "01-02" завершено в декабре 2011 г. -
выкатка состоялась 15.12.2011 г. Первый полет самолета 01-02 ожидался в апреле
2012 г. 5 июля 2012 г. состоялась повторная выкатка Ил-476 (No.01-02) - самолет
переведен на летно-испытательную станцию завода. Теперь первый полет самолета
ждали в августе-сентябре 2012 г. По состоянию на 1 августа 2012 г. самолет вновь
находится в сборочном цехе завода. К 23 августа 2012 г. была завершена отладка
систем самолета, самолет был вновь перемещен на летно-испытательную станцию
завода "Авиастар".
В итоге, первый полет самолет "01-02" Ил-76МД-90А совершил 22 сентября 2012 г.
Полет состоялся с аэродрома "Ульяновск-Восточный" под управлением экипажа в
составе лётчика-испытателя Героя России Николая Куимова (командир), заслуженного
лётчика-испытателя России Владимира Иринархова (2-ой пилот), Валерия Гречко
(штурман), Алексея Журавлёва (бортинженер) и Сергея Орлова (бортрадист). Первый
полёт продолжался около 40 минут и прошёл в штатном режиме.
30 января 2013 г. головной Ил-76МД-90А в окраске ВВС России с регистрационным
No.RA-78650 перелетел в ЛИИ им.Громова в Раменское - для прохождения
летно-конструкторских испытаний. Как сообщил Виктор Ливанов, всего предстоит
провести несколько этапов испытаний: заводские, государственные, а также этап
специальных испытаний по сбросу различных грузов, десантированию техники и
войск, в т.ч. парашютным способом (источник).
13 марта 2013 г. в Раменском должна была начаться программа
летно-конструкторских испытаний головного летного Ил-76МД-90А. Программа
включает в себя 22 полета с выполнением разных задач. По погодным условиям
первый полет 13.03.2013 г. отложен (источник). 21 мая 2013 г. в СМИ заявлено о
досрочном завершении летно-конструкторских испытания самолета. Всего в ходе ЛКИ
выполнено 19 полетов из запланированных 22. Техническими специалистами
летно-испытательной и доводочной базы ОАО "Ил" осуществляется доработка систем
самолета с целью подготовки его к передаче для проведения дальнейших испытаний
Минобороны РФ.
Согласно сообщений СМИ, 10 июля 2013 г. на аэродроме ЛИИ им.Громова в Раменском
состоялся первый полет первого этапа государственных совместных испытаний
Ил-76МД-90А. Третий полет состоялся 12 июля.После завершения первого этапа ГСИ в
ноябре 2013 г. Министерством обороны должен быть утвержден акт с предварительным
заключением о выпуске установочной партии, дающий право осуществлять серийный
выпуск самолетов данной модификации. Программа первого этапа ГСИ состоит из двух
стадий, первая - доводочная, вторая - оценочная. "Программа первого этапа ГСИ
включает в себя комплексную проверку функционирования воздушного судна, оценку
систем и оборудования: пилотажно-навигационного комплекса, системы
автоматического управления, ответчика госопознавания, радиосвязного оборудования
и других систем".
Первый этап государственных испытаний самолета завершен 4 декабря 2013 г. Первый
Ил-76МД-90А (зав. No.01-02) совершил перелет с аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова,
г.Жуковский в аэропорт "Ульяновск-Восточный" ЗАО "Авиастар-СП" для дальнейшей
доработки по результатам первого этапа государственных совместных испытаний (ГСИ).
В ходе первого этапа испытаний было выполнено 38 полетов, проверено
функционирование пилотажно-навигационного комплекса и его систем, топливной
системы, автопилота, радиосвязи. Отработаны предельные по прочности режимы на
предельной скорости, предельные перегрузки, сочетание достижения предельной
скорости и предельной перегрузки одновременно. В рамках ГСИ выполнены полеты с
максимальным взлетным весом 210 тонн и максимальным посадочным весом 170 тонн и
отработана методика ухода самолета на второй круг при "отказе" одного и двух
двигателей. На ульяновском авиационном заводе "Авиастар-СП" будет произведена
доработка самолета. Планируется установить новый комплекс связи, комплекс
обороны, внешние и внутренние видеокамеры. По завершении этапа доработок опытный
образец приступит ко второму этапу ГСИ в городе Жуковском. На втором этапе ГСИ
предусмотрено испытание бортового комплекса обороны и бортового комплекса связи,
а также десантирование грузов и техники.
Испытания первого летного самолета Ил-76МД-90А планируется завершить в середине
2014 г.
Самолет отличается от Ил-76 новым модифицированным крылом с применением
длинномерных панелей кессона, новыми двигателями, модернизированной топливной и
системой управления, цифровыми прицельно-навигационным комплексом и системой
автоматического управления самолетом, а так же новой "стеклянной" кабиной
(приборы управления выполненные с использованием ЖК-дисплеев).
Серийное производство Ил-476 предполагается вести на авиазаводе "Авиастар" в
Ульяновске (Ил-76 производился ташкентским авиазаводом). В 2009 г. потребности
ВВС России оценивались в 38 самолетов такого типа до 2020 г. В феврале 2011 г. в
СМИ сообщается уже о 50 самолетах в вариантах топливозаправщика и
военно-транспортного самолета., включенных в Государственную программу
вооружений РФ на 2011-2020 г.г. 23 августа 2011 г. между ОАО "ОАК-ТС" и ЗАО "Авиастар-СП"
заключен договор No.155.476.08.2011 на постройку установочной партии самолетов
(3 ед.) Ил-76МД-90А. Производство установочной партии начато в 2012 г. 24 января
2012 г. в СМИ появилась информация о планах закупки до 2020 г. более 100
самолетов Ил-476 в разных модификациях. Кроме того, на базе Ил-476 планируется
постройка нового самолета ДРЛОиУ А-100 "Премьер".
23.08.2012 г. в СМИ сообщается о планах заключения в октябре 2012 г. контракта с АК им.Ильюшина на поставку для Министерства обороны России 41 самолета Ил-476 с
поставкой первых двух самолетов в 2014 г. (источник). 4 октября 2012 г.
Министерство обороны России и ОАО "ОАК-Транспортные самолеты" подписали контракт No.З/4/2/1-13-ДОГОЗ на поставку до 2018 г. 39 самолетов на сумму 140 млрд руб.
Как выяснилось позже (сентябрь 2013 г.) - контракт предусматривает поставку до
2020 г. включительно.
12 октября 2012 г. в прессе объявлено о получении ОАО "Пермский моторный завод"
заказа на 200 двигателей ПС-90А-76 для оснащения самолетов, которые будут
строиться по контракту от 04.10.2012 г. Контракт на ОКР по созданию Ил-76МД-90А
и самолета-заправщика на его базе за No.11/4/05-12-ДОГОЗ подписан 19 декабря
2012 г.
Первый серийный самолет Ил-76МД-90А, построенный по заказу Минобороны России,
совершил первый полет 3 октября 2014 г. - полет продолжительностью 4 часа 20
минут выполнил экипаж заслуженного летчика-испытателя РФ Владимира Иринархова.
Самолет планируется передать в ОАО "Таганрогский авиационный научно-технический
комплекс им. Г. М. Бериева" для создания специального авиационного комплекса ДРЛОиУ А-100.
Конструкция самолета идентична конструкции Ил-76. Изготовление планера самолета
(фюзеляж, крылья, оперение) ведется на авиазаводе "Авиастар" (г.Ульяновск),
шасси изготавливается ПО "Авиаагрегат" (г.Самара), механизация производства
Ташкентского авиазавода (по неподтвержденным данным встречается не кондиция),
оперение - так же производства ташкентского авиазавода, пилоны - ВАСО. Начиная с
первых предсерийных самолетов механизация и пилоны (пилона - начиная с самолета
"01-06") будут изготавливаться на авиазаводе "Авиастар".
Крыло разработано вновь с использованием с длинномерных панелей кессона. Ранее
на Ил-76 на авиазаводе в г.Ташкент панели крыла изготавливались из 3 частей по
длине и 4 частей по ширине. Для Ил-476 панели крыла изготавливаются цельными (по
25 метров) в длину и по 3-4 сегмента в ширину. Существенно изменилась и
конструкция панелей крыла - ранее стрингеры обрабатывались заодно с панелью (из
плиты), а сейчас они будут изготавливаться отдельно и клепаться с панелями.
Теоретический контур крыла не менялся. Панели выполнены длинномерными и в
результате уменьшается вес на 2,7 тонны. Силовая схема крыла Ил-476 подобна
применяемой на Ил-96-300. Первоначально изготовление крыла планировалось вести
на ВАСО, но осенью 2009 г. принято решение вести производство крыльев на
авиазаводе "Авиастар". На первоначальном этапе это вызвало ряд проблем из-за
отсутствия на заводе оборудования для автоматической клепки панелей стержневыми
заклепками - поэтому на первом самолете 01-02 старжневые заклепки заменены
универсальными.
Шасси идентично шасси базового самолета (Ил-76), но усилено под возросшую массу
самолета.
Устанавливается десантно-транспортное оборудование, позволяющее использовать
самолет в следующих условиях:
-
для перевозки личного состава;
-
для парашютного десантирования десантников-парашютистов;
-
для перевозки грузов, техники, универсальных морских и авиационных контейнеров и
поддонов;
-
для парашютного десантирования грузов и техники на платформах;
-
для безпарашютного сброса грузов с малых высот.
Погрузка грузов и техники производится через грузовой люк с помощью бортовых
лебедок и электротельферов.Две лебедки позволяют грузить несамоходную колесную технику при максимальном
усилии на тросе каждой лебедки 3000 кгс. Лебедки имеют электрический и ручной
приводы. Четырьмя тельферами можно произвести погрузку моногруза массой до 10 т.
Грузовая кабина имеет рампу, которая при погрузке и выгрузке может
устанавливаться в горизонтальное или любое другое необходимое положение.
При необходимости грузы массой до 30 т могут быть подняты в грузовую кабину рампой.
Для погрузки гусеничной и колесной техники, а также платформы на рампе
монтируется четыре подтрапника, обеспечивающих плавный въезд техники на рампу.
На пол грузовой кабины и рампы устанавливаются четыре роликовые дорожки с
монорельсом в двух вариантах: в специальных нишах для десантирования платформ;
на балках для перевозки авиационных контейнеров и поддонов.
Для перевозки людей в грузовой кабине самолета имеются бортовые сидения и
устанавливаются съемные центральные сидения. В однопалубном варианте (с
центральными сидениями) обеспечивается перевозка 145 военнослужащих или 126
десантников-парашютистов. В двухпалубном варианте до 225 военнослужащих.
Самолет оборудован системой сброса грузов, позволяющей выполнять одиночное и
серийное десантирование платформ с грузами и техникой.
Кроме того, в грузовой кабине самолета может быть установлено оборудование
позволяющее:
-
перевозить до 114 раненых и медицинский персонал;
-
осуществлять интенсивную терапию до 20 тяжелораненым;
-
осуществлять тушение пожаров.