Практически одновременно с принятием самолета Ил-76 на вооружение, 13 января 1976 года Министерство авиационной промышленности СССР дало указание провести проработку вопроса создания самолета Ил-76МФ, имеющего более лучшие характеристики по транспортной производительности. Тогда для такого самолета еще не имелось подходящего двигателя, поэтому работы по
созданию данной модификации самолета Ил-76 были приостановлены.
В 1980-х г. необходимый двигатель был создан, его устанавливали на самолеты Ил-96-300 и Ту-204. Изменилось и экономическое положение в нашей стране. Учитывая ограниченные финансовые возможности
страны и необходимость сохранения потенциала ВТА, Авиационным комплексом имени С. В. Ильюшина по Техническому заданию ВВС создан самолет Ил-76МФ, который является модификацией основного самолета
ВТА - Ил-76МД.
Основные отличия самолета Ил-76МФ от Ил-76МД:
грузовая кабина удлинена на 6,6 м;
двигатели Д-30КП заменены на двигатели ПС-90А-76;
пилотажно-навигационный при цельный комплекс ПНПК К-П-76 заменен на ПНПК K-III-76;
самолет переведен на эксплуатацию по техническому состоянию без капитального ремонта.
Первый серийный самолет Ил-76МФ построен Ташкентским авиационным производственным объединением имени В. П. Чкалова в кооперации с российскими авиационными предприятиями (- 90% комплектующих и
материалов). Самолет выполнил свой первый полет 1 августа 1995 года. Командиром экипажа был А. Н. Кнышов.
По своим транспортным возможностям самолет Ил-76МФ на 40% превосходит самолет Ил-76МД, увеличен объем грузовой кабины с 326 м2 до 400 м2, в грузовой кабине установлена новая система напольной
механизации, обеспечивающая перемещение и крепление международных авиационных поддонов и контейнеров с грузами.
Все эти изменения позволили:
увеличить боевую нагрузку с 50 т до 60 т;
обеспечить возможность длинно мерных грузов (до 31 м);
увеличить дальность полета на 20%;
снизить удельный расход топлива на 15%;
выполнить требования ИКАО по уровню шума на местности и эмиссии (выбросам вредных примесей при сгорании топлива);
снизить уровень прямых эксплуатационных расходов.
Одним из решающих факторов создания модифицированного самолета Ил-76МФ для ВТА, а не создания нового военно-транспортного самолета, является факт сохранения всей инфраструктуры
военно-транспортной авиации, так как самолет Ил-76 является основным самолетом ВТА.
На Ил-76МФ значительно увеличена номенклатура перевозимых боевой техники и грузов. Если Ил-76МД, например, брал на борт две боевые машины типа БМП-З, то Ил-76МФ - уже три. За счет значительного
удлинения грузовой кабины удалось увеличить число перевозимого личного состава и обслуживающего персонала. Самолет приспособлен для парашютного десантирования личного состава и техники с больших
и малых высот. Конфигурация грузовой кабины в его хвостовой части обеспечивает свободную и быструю загрузку самолета и свободный выход грузов при сбрасывании их на парашютах в полете.
Установленный на Ил-76МФ комплекс бортового транспортного оборудования позволяет выполнять погрузку и выгрузку с помощью лебедок и электротельферов, в том числе и крупногабаритной техники без
применения специального наземного оборудования, что дает возможность автономно работать на различных аэродромах. Четыре подтрапника, переставляемые по ширине рампы, помогают экипажам боевой
техники с любой колеей самостоятельно въезжать в самолет. Грузовая кабина, как и кабина экипажа, герметичная и обеспечивает поддержание нормального атмосферного давления, комфортное пребывание
десанта на борту.
У Ил-76МФ превосходная аэродинамическая компоновка крыла с уникальными трехщелевыми закрылками, многоколесное шасси повышенной проходимости с высокоэффективной тормозной системой колес. Этот
самолет может эксплуатироваться в высокогорье, в жарких и холодных климатических условиях, на бетонных и грунтовых аэродромах с короткой взлетно-посадочной полосой.
На Ил-76 МФ установлен пилотажно-навигационный комплекс “Купол-3”. Спутниковая навигационная система расширила возможности самолета. Он может выполнять задачи в любой точке земного шара, в
местах, которые не оборудованы радиосвязными и навигационными системами, Сегодня это новый шаг в оснащении авиалайнеров, в том числе и Ил-76 МФ.
К настоящему времени проведен заводской этап летно-конструкторских испытаний самолета по определению летно-технических и взлетно-посадочных характеристик самолета, причем эта программа
проводилась при участии инженерного и летного составов 929-го ГЛИ1Д МО (так сегодня называется ГК НИИ ВВС). Выполнено 459 полетов с налетом 1 428 ч. То есть выполнен большой объем испытаний, но
вопрос начала Государственных испытаний все время задерживается и в основном по вопросам политики - параллельно идут работы по созданию среднего военно-транспортного самолета Ан-70. Естественно,
две большие программы Министерство обороны РФ финансировать не может.
Впрочем, в середине марта этого года вопрос сдвинулся с места. В Ташкент, где сейчас находится самолет Ил-76МФ, направлена комплексная бригада ВВС РФ и АК им. С. В. Ильюшина с задачей выполнить
небольшой объем испытаний самолета с тем, чтобы по результатам проведенных с 1995 года работ принять решение о возможности начала серийного производства самолета Ил-76МФ.