Во второй половине 1960-х годов в нашей стране начался интенсивный рост грузовых воздушных перевозок. В те годы значительное количество грузов перевозили на пассажирских самолетах за счет их догрузки, а крупногабаритные грузы и технику перевозили на транспортных самолетах Ан-12 или на самолетах Ан-22, которые находились на вооружении ВТА. Необходимость доставки
грузов воздушным транспортом, особенно в отдаленные и бездорожные районы Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также потребность в быстром повышении эффективности парка транспортных
самолетов МГА определили целесообразность создания в нашей стране нового транспортного самолета или использования создаваемого в те годы самолета Ил-76 в интересах МГА. В соответствии с
распоряжением Министра авиационной промышленности СССР от 6 марта 1970 года коллектив ОКБ приступил к созданию гражданской модификации самолета Ил-76.
В мае 1973 года была проведена Макетная комиссия МГА по рассмотрению материалов по самолету, предназначенного для эксплуатации в МГА. Возглавлял эту комиссию заместитель министра гражданской
авиации Аксенов.
В мае 1975 года первый серийный самолет прошел пробную эксплуатацию в тюменском регионе, перевозя различные грузы из Тюмени в Сургут, Надым и Нижневартовск. Командиром экипажа был А. М. Тюрюмин,
ведущим инженером по летным испытаниям В. В. Шкитин. В ходе этой пробной эксплуатации были впервые проведены воздушные перевозки грузов в контейнерах, с использованием легкосъемного напольного
оборудования самолета, что позволило применить новые технологии в авиационных перевозках.
В декабре 1975 - феврале 1976 года в этом регионе с более сложной программой работал первый опытный самолет, который также перевозил различные грузы в города Западной Сибири. Было перевезено более
1 700 т грузов, включая различную инженерную и строительную технику, автомобили, автобусы типа "Икарус". Командиром экипажа в этой экспедиции был Заслуженный летчик-испытатель СССР Герой
Советского Союза Э. И. Кузнецов, ведущий инженер - И. Б. Воробьев.
В декабре 1976 года в Тюменское управление гражданской авиации поступили два серийных самолета Ил-76. Это были практически такие же самолеты Ил-76, которые поставлялись ВТА, но без вооружения.
География полетов самолетов Ил-76Т связана с освоением районов Крайнего Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Самолет надежно работает на грунтовых и заснеженных аэродромах
в сложных погодных условиях. Весной 1978 г. самолеты Ил-76Т вышли на международные трассы и сегодня они летают во всех регионах мира, в любых климатических условиях.
"Появление в гражданской авиации такого большегрузного универсального транспортного самолета было вполне закономерным, удовлетворяющим требованиям по решению стоящих перед отраслью задач. И в то
же время поражали воображение его комфортность для экипажа, автономность, возможность взятия на борт практически всевозможной загрузки (даже "с земли"), возможность использования для взлета и
посадок грунтовых и заснеженных аэродромов относительно ограниченных размеров, с простейшими средствами УВД и минимумом аэродромного оборудования". (Из выступления бывшего командира отряда
самолетов Ил-76 Центрального управления международных воздушных сообщений гражданской авиации Г.П. Александрова на летно-технической конференции, посвященной 20-летию летной эксплуатации самолетов
Ил-76 в гражданской авиации).
Для самолета Ил-76Т разработано специальное швартовочное устройство, состоящее из передней и задней упорных стенок и нескольких поперечных рам, устанавливаемых по длине грузовой кабины. Это
устройство позволяет перевозить длинномерные грузы типа труб, листового проката, профилей и различного нефтегазового оборудования, обеспечивая при этом наиболее полное использование
грузоподъемности самолета.
Одновременно с созданием модифицированного военно-транспортного самолета Ил-76МФ ОКБ приступило к созданию еще одной модификации самолета - транспортный самолет Ил-76ТФ. Этот самолет отличается от
своего военного аналога тем, что с него, как в свое время при создании самолетов И-76Т из Ил-76М и Ил-76ТД из Ил-76МД, снято все вооружение и специальное оборудование. За счет снижения массы
оборудования увеличена дальность полета самолета Ил-76ТФ и снижены прямые эксплуатационные расходы.
В ОКБ прорабатывался вопрос создания самолета Ил-76ТФ с французскими двигателями CFM-56-5C4. В основном характеристики самолета получились такие же, как и у самолета Ил-76ТФ. Самолет создавался в
качестве подстраховочного варианта на случай отсутствия в достаточном количестве двигателей ПС-90А-76. Кроме того, таким образом могли быть решены вопросы предполагаемых экспортных поставок
самолетов.