25 января 2018 года в Ульяновске лётный образец самолёта-топливозаправщика
Ил-78М-90А
(бортовой 78741, зав. 0201) совершил первый полёт. Пилотировал самолёт шеф-пилот
"Ильюшина" Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ Николай
Дмитриевич Куимов. Эта машина стала первым самолётом-топливозаправщиком,
произведённым в России в постсоветский период. Ранее производство самолётов
Ил-78 базировалось в Узбекистане, сообщает пресс-служба ПАО "Ил" .
Хотя полет 25 января 2018 года назван ПАО
"Авиационный комплекс имени С.В.
Ильюшина" первым полетом, однако, по известной информации, данный полет
фактически стал третьим для данного борта, а первый полет самолета состоялся 19
января.
Постройка первого опытного летного образца самолета Ил‑78М‑90А (Изделие 476)
осуществляется в рамках контракта с Министерством обороны России на проведение
опытно-конструкторских работ по созданию перспективного самолета-заправщика на
основе военно-транспортного самолета Ил‑76МД‑90А как составной части ОКР
"Создание тяжёлого военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А и перспективного
самолёта-заправщика на его базе".
Новая усовершенствованная модификация топливозаправщика создана на базе
новейшего военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А. Проектирование и создание
конструкторской документации, производство воздушного судна осуществлялось на
основе современных цифровых технологий.
Самолёт оснащён четырьмя двигателями нового поколения ПС-90А-76 с повышенной
степенью двухконтурности и увеличенной взлётной тягой. Они соответствуют нормам
по уровню шума на местности, определяемым требованиями Главы 4 Приложения 16
стандарта ИКАО, а также по эмиссии вредных веществ в атмосферу. Их удельный
расход топлива на 12−14% ниже, чем у двигателя Д-30КП, установленного на
предыдущие модификации самолётов-топливозаправщиков. Поэтому Ил-78М-90А
отличается повышенной дальностью полёта и может брать большее количество топлива
для заправки самолётов.
Полностью обновлён пилотажно-навигационный комплекс, также на самолёте
реализована "стеклянная кабина", которая позволяет снизить нагрузку на экипаж и
повысить безопасность полётов. На самолете устанавливается цифровой
пилотажно-навигационный комплекс "Купол-III-76М", обеспечивающий решение
различных задач самолетовождения. В кабине экипажа теперь установлено восемь
многофункциональных ЖК-дисплеев и три интеллектуальных пульта управления.
Топливозаправщик Ил-78М-90А сохранил возможность использования в качестве
военно-транспортного самолёта : есть рампа, десантное оборудование.
Переоборудование не требует большого объёма работ и осуществляется в условиях
аэродрома. В случае необходимости на самолёт может быть установлено оборудование
для пожаротушения.
В перспективе Ил-78М-90А станет основным топливозаправщиком, приспособленным для
дозаправки в воздухе самолётов дальней, фронтовой и специальной авиации. Он
способен производить одновременную заправку двух самолётов фронтовой авиации
(типа Су-27/30/34/35, МиГ-29/35). С хвостового агрегата возможна заправка
самолётов дальней и специальной авиации. При использовании Ил-78М-90А на земле
возможна одновременная заправка до четырёх воздушных судов.
Все работы по модернизации самолёта от начала проектирования и до выпуска
лётного образца проводились в цифровой форме с применением современных
компьютерных систем. Конструкторско-технологическая документация на изделие
полностью переведена в электронный вид и запущена в серийное производство в
современных цифровых технологиях.
На самолете будет установлено топливо‑заправочное оборудование: два
дополнительных топливных бака общей емкостью около 50 тонн внутри грузовой
кабины, а также унифицированные подвесные агрегаты дозаправки - два на крыле и
один в хвостовой части фюзеляжа.
На предприятии "Звезда", расположенном в подмосковном поселке Томилино, идет
разработка нового унифицированного подвесного агрегата заправки повышенной
производительности УПАЗ 1М. Он как раз и предназначен для подвески на
самолет-заправщик Ил 78М-90А. Главная особенность УПАЗа - его автономность. В
качестве перекачивающего насоса в агрегате установлен двухступенчатый
центробежный насос с приводом от турбины, использующей энергию набегающего
потока. Агрегат УПАЗ 1М должен обеспечивать дозаправку топливом в полете
самолетов дальней, фронтовой и специальной авиации, оборудованных системами
приема топлива в полете. По сравнению с предыдущими разработанными изделиями (УПАЗ,
УПАЗ 1) в УПАЗ 1М увеличена производительность с 2 300 до 3000 литров топлива в
минуту. Это удалось сделать за счет применения нового турбонасосного агрегата ТНА 150М с турбиной увеличенной мощности. Также изделие УПАЗ 1М предлагается
укомплектовать насосной станцией с электроприводом, датчиком угловых перемещений
и системой сигнализации о пожаре СОП‑62.
В агрегате УПАЗ 1М система управления автоматикой построена на базе блока
автоматики и информации БАИ. Применение цифрового блока управления БАИ,
создаваемого на базе современного отечественного процессора, позволяет:
- получить гибкие возможности перестройки алгоритмов работы изделия путем
перепрограммирования блока;
- организовать цифровые каналы обмена данными с самолетными системами и
КПА с помощью любых применяемых на сегодняшний день в летательных аппаратах
интерфейсов;
- снабдить изделие автономным регистратором эксплуатационных параметров и
параметров работы.
В перспективе с применением блока БАИ в изделии УПАЗ 1М появится возможность
обеспечить автоматическое регулирование параметров системы заправки.
Окончательная сборка серийных
топливозаправщиков будет осуществляться на ульяновском заводе "Авиастар-СП", где в настоящее время ведутся работы по
установке поточной линии окончательной сборки тяжёлых военно-транспортных
самолётов Ил-76МД-90А и топливозаправщиков Ил-78М-90А. Линия состоит из
нескольких станций, обеспечивающих полную сборку самолётов. Одна из самых важных
– станция стыковки отсеков фюзеляжа и сборки планера, которые включают в себя
стенды бесстапельной автоматизированной сборки российского производства.
Автоматизация процессов уменьшает время стыковки фюзеляжа и сборки планера.
Контроль за правильностью сборки будет выполняться средствами лазерно-оптических
измерительных систем.
Новая линия позволит снизить трудоёмкость стыковочных работ, обеспечить
контролируемое качество, уменьшить зависимость от квалификации технического
персонала.