Nord 2500 Noratlas - средний транспортный самолет, разработанный французской фирмой Nord Aviation
(теперь Aerospatiale). Исключительно удачный транспортный самолет, созданный по двухбалочной схеме. Сильно напоминал американский С-82 "Пэкит", имел хвостовой грузовой
люк со створками, которые можно было снимать для парашютного десантирования личного состава и техники.
Спроектированный для
ВВС Франции, опытный самолет Nord 2500 Noratlas
совершил первый полет 10 сентября 1949 году. Он
был оснащен двумя звездообразными
двигателями Gnome-Rhone 14R мощностью 1625 л.с.,
построенными компанией SNECMA. После него
появились два других опытных образца N
2501 с силовой установкой из двух
звездообразных двигателей Bristol Hercules 739
мощностью 2040 л.с., построенных компанией
SNECMA.
Первый из них поднялся в воздух 28
ноября 1950 года. Удовлетворительные
результаты испытаний привели к началу
серийного производства. Управляемый
экипажем из четырех или пяти человек,
самолет Noratlas вмещал 7,88 тонны груза или 45
солдат.
Для ВВС Франции было заказано в общей сложности 228 самолетов. Еще 112 самолетов было построено на заводах Flugzeugbau Nord
в Германии.
Когда в
октябре 1961 года производство закончилось,
французскими и немецкими
производителями было построено 425
самолетов Noratlas нескольких вариантов. "Норатласы" состоят на вооружении ВВС Франции, Германии и Израиля по
настоящее время.
Конструкция самолета.
Самолет построен по двухбалочной схеме, представляет собою свободнонесущий высокоплан с удлиненным фюзеляжем - гондолой.
Фюзеляж - цельнометаллический полумонокок овального сечения. Конструктивно состоит из передней части с кабиной экипажа и колодцем передней стойки шасси, центральной секции с
грузовой кабиной, и отъемных створок хвостового десантного люка. Размеры грузовой кабины: 9.9 х 2.4 х 2.95 м. Высота пола кабины над землей на стоянке 1.2 м. Кабина экипажа имеет остекление большой площади, иллюминаторы и астрокупол. Варианты загрузки кабины - 45
парашютистов в полной боевой выкладке, или 18 раненых на носилках, или три джипа, или автобус, или артиллерийское орудие.
Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ на потолке грузовой кабины может быть установлен монорельсовый электрический тельфер.
Кроме кормового люка, имеется две двери в левом борту - одна в передней части грузовой кабины, вторая - в хвостовой части гондолы, перед створками люка.
Крыло - кессонное цельнометаллическое, состоит из двух консолей центроплана прямоугольного сечения и двух отъемных трапециевидных консолей. Удлинение крыла 10.5. Угол поперечного V
- нулевой. Механизация состоит из двухсекционных зависающих закрылков с гидроприводом. Элероны с металлической обшивкой.
Балки - цельнометаллические полумонококовые. Взаимозаменяемы.
Стабилизатор - двухлонжеронный. Вертикальное оперение - двухкилевое, кили - двухлонжеронные, с металлической обшивкой, представляют собой единое целое с балками. Рули высоты и
направления имеют металлическую обшивку. Самолеты "Норатлас" оснащались развитыми форкилями и дополнительными нижними килями небольшой площади.
Самолет имеет сервокомпенсацию рулей и триммеры во всех трех каналах управления.
Шасси - трехстоечное, с носовой опорой. Основные стойки - консольной схемы с подкосами, имеют одинарные колеса с пневматиками низкого давления, гидравлические тормоза и
гидравлическую систему уборки. Стойки взаимозаменяемые. Носовая стойка - одноколесная, с вилкой, рычажной схемы, самоориентирующаяся. На земле самолет управляется раздельным
торможением колес. Колея шасси - 7.76 м.
Двигатели - два ПД SNECMA (Бристоль) "Эркюль" 758, мощностью по 2040 л. с., с 3- или 4-лопастными флюгируемыми реверсивными ВИШ Ратье или Ротол.
На самолетах Нор 2502 и 2506 в качестве дополнительной силовой установки для кратковременного увеличения скорости и сокращения взлетной дистанции под крылом на пилонах
устанавливались два ТРД Тюрбомека "Марборэ" максимальной тягой по 400 кг.
Система управления - безбустерная. В каналах тангажа и крена установлены пружинные сервокомпенсаторы. Самолет снабжен триммерами во всех трех каналах управления.
Гидравлическая система служит для привода выпуска, уборки и тормозов шасси, открывания хвостового люка.
Электрическая система служит для запитывания силовых приводов.
Противообледенительная система крыла и оперения - тепловая, с обогревом выхлопными газами, отбираемыми от двигателей. Противообледенительная система лопастей винтов и остекления кабины - электрическая.